Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (УК)
2. Методы УК
Слайд 2План
Основные методы УК
Организационно-распорядительные (административные методы)
Инженерно-технологические методы
Экономические методы
Социально-психологические методы
Функционально-стоимостной анализ (ФСА)
Метод
структурирования функций качества (СФК)
Статистические методы в УК
Слайд 42. Организационно-распорядительные методы УК
Регламентирование
Стандартизация
Нормирование
Инструктирование
Распорядительные воздействия
Слайд 5Требования к документам по УК:
Логическая последовательность и четкость изложения информации
Краткость,
конкретность, простота и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования
Убедительность аргументации
Информационная
выразительность
Достаточность и обоснованность
Небольшой объем
Стабильность
Качественная содержательность
2. Организационно-распорядительные методы УК
Слайд 73. Инженерно-технологические методы
Слайд 83. Инженерно-технологические методы
Инженерно-технологические методы
статистическое регулирование;
статистический приемочный контроль;
статистический анализ;
статистическая
оценка качества.
Слайд 94. Экономические методы
бизнес-планирование и финансирование создания новых и модернизированных видов
продукции, мероприятий для реализации требований международных стандартов СМК;
ценообразование на продукцию
с учетом их уровня качества;
применение экономического стимулирования и материального поощрения, системы оплаты труда с учетом качества работы персонала (подразделения, организации);
использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции.
Слайд 105. Социально-психологические методы
способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности;
моральное стимулирование высокого качества результатов труда;
улучшение психологического климата в коллективе
и использование рационального стиля управления;
сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;
вовлечение всех работников в процесс управления и улучшения качества.
Слайд 146. Функционально-стоимостной анализ (ФСА)
Цель ФСА: развитие полезных функций объекта при
оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами производителя
на их осуществление, т. е. выбор наиболее благоприятного для потребителя и производителя варианта решения задачи качества продукции и ее стоимости.
Слайд 156. Функционально-стоимостной анализ (ФСА)
Математически цель ФСА можно записать следующим образом:
где ПС — потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная совокупностью его потребительных свойств;
З — издержки на достижение необходимых потребительных свойств.
Слайд 166. Функционально-стоимостной анализ (ФСА)
Основные принципы применения ФСА:
функциональный подход к объекту
исследования;
системный подход к анализу объекта и выполняемым им функций;
исследование функций
объекта и их материальных носителей на всех стадиях жизненного цикла изделия;
соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;
коллективное творчество.
Слайд 176. Функционально-стоимостной анализ (ФСА)
Этапы ФСА:
1. Подготовительный этап
2. Информационный этап
3. Аналитический
этап
4. Исследовательский этап
5. Рекомендательный этап
Слайд 18Модель информационной сети ФСА
6. Функционально-стоимостной анализ (ФСА)
Слайд 197. Метод структурирования функций качества (СФК)
Задачи СФК:
сделать мнение потребителя понятным
для инженера;
сравнение показателей проектируемого товара с показателями товаров конкурентов;
определение экономической
и технической реализуемости создания товара.
Слайд 207. Метод структурирования функций качества (СФК)
Структура фаз в методе СФК:
1.
Планирование разработки изделия
2. Планирование компонентов изделия
3. Планирование технологического
процесса
4. Планирование производства
Слайд 217. Метод структурирования функций качества (СФК)
Метод СФК позволяет:
формализовать процедуру создания
продукта с учетом пожеланий потребителя,
принимать обоснованные решения по управлению
качеством процессов создания нового продукта.
Слайд 22Статистические методы – выборочные методы, основанные на применении теории вероятности
и математической статистики, это один из наиболее эффективных инструментов сбора,
обработки и анализа информации, позволяющий по ограниченному числу наблюдений принимать обоснованные решения при управлении качеством продукции и процессов.
8. Статистические методы в УК
Слайд 23Применение статистических методов :
проектирование и разработка новых изделий, тех. процессов;
задачи
исследования рынка;
взаимодействие с потребителями;
управление операциями технологического процесса;
процессы, связанные с приобретением
материалов, полуфабрикатов, комплектующих, программных продуктов и услуг.
система снабжения, обеспечения и поддержки производства
профилактическое обслуживание, поверки и аттестации оборудования
работа с материалами и полуфабрикатами неудовлетворительного качества
проведение корректирующих и предупреждающих действий
анализ результатов работы предприятия и его подразделений
8. Статистические методы в УК
Слайд 2495 % всех проблем возникающих на производстве может быть решено
при помощи
«7 простейших
инструментов» управления качеством.
8. Статистические методы в УК
Слайд 26Контрольный листок
– бланк для сбора информации, который помогает представить
собранные данные в удобной форме и облегчить проведение их анализа.
Контрольный
листок является основой для статистической обработки исходных данных с помощью других статистических методов.
Слайд 27Регистрация распределения измеряемого параметра в ходе производственного процесса
Слайд 29Регистрация места расположения дефектов
Слайд 30Гистограмма
- это столбиковая диаграмма, у которой по горизонтали откладывается
параметр, который измеряется в виде определённых интервалов,
а по вертикали частота попадания того или иного измерения этого показателя в соответствующий интервал.
Слайд 31Применение гистограмм:
текущий контроль качества в процессе производства,
изучение возможностей
технологического процесса,
анализ работы отдельных исполнителей и станков,
изучение закономерностей
производственных процессов,
сравнение показателей качества,
составление отчетов по качеству,
проверка наладки технологического процесса и оборудования и т. д.
Слайд 32Схема Исикавы (причинно-следственная диаграмма)
- графическое упорядочение многообразных факторов, влияющих
на исследуемый объект, дает наглядное представление не только о совокупности
различных факторов, влияющих на объект, но и о причинно-следственных
связях этих факторов.
Слайд 33Порядок составления схемы Исикавы:
1. Определяется проблема (заключается в прямоугольник).
2. Выявляются
наиболее существенных факторов, влияющих на проблему (причины первого порядка).
3. Раскрытие
существенных факторов - выявление причин, влияющих на эти факторы (причины второго, третьего и последующих порядков).
Слайд 35Диаграмма Парето
- это метод выявления факторов, наиболее существенно
влияющих на проблему.
Диаграмма дает возможность представить фактическое положение дел в
понятной и наглядной форме, т.к. при построении диаграммы анализируемые факторы ранжированы по степени их влияния на проблему.
С помощью диаграмм Парето можно анализировать широкий круг проблем, связанных с качеством:
виды брака;
причины нарушений технологического процесса;
затраты и т.д.
Слайд 36Закон Парето, или Принцип Парето,
или принцип 20/80
«20%
усилий дают 80% результата,
а остальные 80% усилий — лишь
20% результата»
Слайд 37Пример построения диаграммы Парето
Слайд 38Таблица данных для построения диаграммы Парето
Слайд 39В производственных процессах для расслаивания данных
часто используют метод, учитывающий
факторы,
зависящие от:
Стратификация (расслоение, группировка)
- это разбиение набора данных
на группы
по различным признакам с целью более глубокого понимания проблемы.
Слайд 40Стратификация (расслоение, группировка)
Примечание. На гистограмме представлена выборка наблюдений за
день на одном рабочем месте
при двухсменном режиме работы, т.е.
смешаны данные, относящиеся к работе на одном оборудовании, но двух разных исполнителей.
Слайд 41Диаграмма разброса
помогает выяснить, существует ли зависимость между двумя наборами
данных.
Представляет собой точечную диаграмму, получаемую путем нанесения в определенном
масштабе экспериментальных точек,
полученных в результате наблюдений.
Слайд 42Контрольные карты
- графически отражают динамику процесса, т.е. изменение показателей
во времени.
Контрольная карта используется для:
- оценки стабильности
процесса.
- определения необходимости регулировки процесса или отсутствия такой необходимости.
- подтверждения улучшения процесса.
Слайд 43Контрольная карта стабильного процесса
Слайд 44Контрольная карта нестабильного процесса