Слайд 1 Управление образованием
Чернова Н.В.
Лекция 2 Международные документы сферы образования
1 час
10.06.2019
Слайд 2Содержание лекции 2
Права ребенка и формы их защиты. Понятия «конвенция»,
«декларация». Основные положения Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенка.
Конвенция
о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования.
Слайд 3
Документы
Декларация прав ребенка
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей
Конвенция о правах ребенка
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области
образования
Слайд 4Международные документы: декларации и конвенции
Слайд 5Декларации и конвенции: сравнение
Декларация – официальный документ, закрепляющий основополагающие принципы
в определённой сфере правоотношений. Она может издаваться как наднациональным органом,
так и государством, политической партией. Декларация, как правило, не имеет прямого действия и только создаёт фундамент, базу для будущих законов.
Конвенция – международный договор, заключённый несколькими государствами и обязательный для исполнения. Его положения имеют приоритет перед системой национального права, а у граждан есть возможность апеллировать непосредственно к данному нормативному акту.
Слайд 6
Декларации и конвенции: сравнение
Действие. Декларация всегда носит общий характер, а
положения конвенции обязательны для исполнения.
Юридическая сила. Декларация – руководство к
действию, а конвенция – международный закон, обладающий приоритетом перед национальным правом.
Уровень. Декларации могут быть национальными, а конвенции всегда носят международный характер.
Количество участников. Декларация может быть провозглашена единственным членом, в то время как для подписания конвенции требуется как минимум два государства.
Слайд 7Историко-генетическая связь международных документов в сфере образования с Декларацией прав
человека
Назовите всеобщие права человека вне зависимости от его возраста, расы,
пола, гражданства, профессии и т.п.
Смотрим видео «Декларация прав человека» 9 мин. Ищем ответ на вопросы 1 - 4 https://www.youtube.com/watch?v=dhhrNwZpwYs
1 Какие еще права человека вы увидели в видеосюжете? Что нового вы узнали о правах человека из видеосюжета?
2 Какие выходы, важные для системы образования РФ, вы усмотрели в данном видеосюжете?
3 Какое значение имеет Всеобщая декларация прав человека для разработки международных документов в сфере образования?
4 Почему Всеобщая декларация прав человека не приобрела до сей поры характер Конвенции?
Слайд 8Международный фонд «Молодежь за права человека» http://www.youthforhumanrights.ru/
Слайд 10Декларация прав ребенка Структура: преамбула, 10 принципов
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
Слайд 11Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН
от 20 ноября 1959
года
Слайд 12Генеральная Ассамблея
провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить
детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и
на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
Слайд 13Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права.
Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений
и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Слайд 14Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная
защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы
ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Слайд 15Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя
и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему
должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Слайд 16Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном
отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду
его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Слайд 17Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть
бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему
должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Слайд 18Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения,
жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в
какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей
Слайд 19
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Структура: проблема,
возможности, задачи, обязательства, последующие шаги,
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
Слайд 21Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк,
1990 года
Слайд 22Проблема
Каждый день множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые
препятствуют их росту и развитию. Они подвергаются неисчислимым страданиям будучи
жертвами войны и насилия; расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии; будучи беженцами и перемещенными детьми, вынужденными покинуть свои дома и свои семейные очаги; будучи инвалидами; или жертвами халатности, жестокости и эксплуатации.
Каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса, последствий отсутствия устойчивого и постоянного роста во многих развивающихся странах, в частности наименее развитых.
Каждый день 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от приобретенного синдрома иммунодефицита (СПИДа), от отсутствия чистой воды и плохих санитарных условий, а также от последствий, связанных с проблемой наркомании.
Слайд 23
Возможности
Вместе наши страны располагают средствами и знаниями для защиты жизни
и значительного облегчения страданий детей, для содействия всестороннему развитию их
человеческого потенциала и для того, чтобы они сами осознали свои потребности, права и возможности. Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей.
Имевшее место в последнее время улучшение международного политического климата может облегчить эту задачу. На основе международного сотрудничества и солидарности теперь, очевидно, можно достичь конкретных результатов во многих областях — возобновить экономический рост и развитие, защитить окружающую среду, прекратить распространение смертельных и приводящих к инвалидности заболеваний и добиться большей социальной и экономической справедливости. Нынешние шаги на пути к разоружению также означают, что могут быть освобождены значительные ресурсы для достижения целей невоенного характера. Обеспечение благополучия детей должно быть первоочередной задачей, когда эти ресурсы будут перераспределяться.
Слайд 24Задачи (8)
Улучшение здоровья и питания детей является первостепенной обязанностью, а
также задачей, решение которой теперь стало возможно.
Следует уделять больше
внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку детям- инвалидам, а также другим детям, находящимся в крайне трудных условиях.
В настоящее время более 100 миллионов детей не имеют базового школьного образования, причем две трети из них составляют девочки. Предоставление базового образования и обеспечение грамотности являются важным вкладом, который можно было бы сделать в интересах развития детей мира.
Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к ответственной жизни в свободном обществе. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран.
Укрепление роли женщины в целом и обеспечение равных прав для них пойдут на пользу детям всего мира. С самого начала следует обеспечивать равное отношение к девочкам, и им следует предоставлять равные возможности.
Слайд 25Обязательства
Мы будем стремиться способствовать по мере возможности скорейшей ратификации и
осуществлению Конвенции о правах ребенка. Во всем мире следует развернуть
программы по предоставлению информации о правах детей с учетом различных культурных и социальных ценностей в различных странах.
Мы будем стремиться обеспечить оптимальный рост и развитие в детстве на основе мер, направленных на искоренение голода, недоедания, чтобы, таким образом, освободить миллионы детей от трагических страданий в мире, который располагает средствами, чтобы прокормить всех своих жителей.
Мы будем стремиться осуществить программы, которые снизят уровень неграмотности и предоставят всем детям возможность получения образования независимо от их происхождения и пола; которые подготовят детей к трудовой деятельности и предоставят возможности для получения образования в течение всей жизни, например, путем профессиональной подготовки; и которые дадут детям возможность достичь совершеннолетия, чувствуя поддержку и в благоприятных культурных и социальных условиях.
Слайд 26
Мы будем содействовать уважению роли семьи в обеспечении детей и
поддерживать усилия родителей, других попечителей и общин в обеспечении питания
и лечения детей, начиная с самых ранних этапов детства до юношеского возраста. Мы также признаем особые потребности детей, которые разлучены со своими семьями.
Слайд 27Мы будем стремиться облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут
в особенно трудных условиях, — таких, как жертвы апартеида или
иностранной оккупации, сироты и дети-беспризорники, дети трудящихся-мигрантов; и жертвы стихийных бедствий и катастроф, вызванных деятельностью человека; дети-инвалиды и дети, подвергающиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергающиеся эксплуатации. Необходимо помогать детям-беженцам, с тем чтобы они укоренились в новой жизни. Мы будем стремиться обеспечить особую защиту работающих детей и ликвидировать незаконный детский труд. Мы сделаем все возможное для обеспечения того, чтобы дети не стали жертвами незаконного применения наркотиков.
Слайд 28Мы будем решительно стремиться оградить детей от бедствий войны и
предпринимать меры, направленные на предотвращение в будущем вооруженных конфликтов, с
тем чтобы повсеместно обеспечить детям мирное и безопасное будущее. Мы будем пропагандировать в процессе образования детей значение мира, понимания и диалога. Необходимо гарантировать основные потребности детей и их семей даже в период войн и в районах, где происходят насильственные действия. В интересах детей мы призываем к соблюдению периодов затишья и созданию специальных коридоров безопасности там, где все еще продолжаются война и насилие.
Слайд 29Последующие шаги
Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей поставила
перед нами задачу принятия конкретных мер. Мы договорились принять этот
вызов.
Среди партнеров, которых мы стремимся найти, мы в первую очередь обращаемся к самим детям. Мы призываем их принять участие в осуществлении этих усилий.
Мы приняли решение утвердить и претворять в жизнь План действий, который является основой более конкретных мероприятий на национальном и международном уровнях. Мы готовы предоставить средства для осуществления этих обязательств, которые являются частью приоритетов наших национальных планов.
Слайд 30
Конвенция о правах ребенка
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Слайд 31Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989
года
Постановление ВС СССР от 13 июня 1990 г. N
1559-I
"О ратификации Конвенции о правах ребенка"
Слайд 32Структура
Преамбула
Часть 1: 41 статья
Часть 2: 4 статьи
Часть 3: 9 статей
Слайд 33Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей
перед интересами общества.
Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя,
гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
Слайд 34Статья 8
Уважается право ребенка на сохранение
своей индивидуальности, включая
гражданство,
имя и семейные связи,
не допуская противозаконного вмешательства.
Сохранение
индивидуальности
Слайд 35Статья 9
Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями,
за исключением
случаев, когда такое разлучение необходимо
в наилучших интересах ребенка.
Такое
определение может оказаться, например,
когда родители жестоко обращаются с ребенком
или не заботятся о нем,
или когда родители проживают раздельно
и необходимо принять решение относительно места
проживания ребенка.
Уважается право ребенка,
который разлучается с одним или обоими родителями,
поддерживать на регулярной основе личные отношения
и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая,
когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Разлучение с родителями
Слайд 36Статья 12
Ребёнок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью,
имеет право свободно выражать свои взгляды
по всем затрагивающим его
вопросам.
С этой целью он может быть заслушан
на любом судебном или административном заседании.
Взгляды ребёнка
Слайд 37Статья 13
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение,
искать,
получать и передавать информацию
и идеи любого рода.
Если только это
не вредит другим людям,
не уважая их права и репутацию,
не нарушает государственную безопасность
и общественный порядок.
Свобода выражения мнения
Слайд 38Статья 14
Уважается право ребенка
на свободу мысли, совести и
религии.
Уважаются права и обязанности родителей, законных опекунов
руководить ребенком в
осуществлении его права методом,
согласующимся с развивающимися способностями ребенка.
Свобода исповедовать свою религию или веру
может подвергаться только таким ограничениям,
которые необходимы для охраны
государственной безопасности, общественного порядка,
нравственности и здоровья населения
или защиты основных прав и свобод других лиц.
Свобода мысли, совести и религии
Слайд 39Статья 15
Дети имеют право встречаться и объединяться в группы,
если только это не вредит другим людям
и не нарушает
общественную безопасность и порядок.
Свобода Ассоциации
Слайд 40Статья 16
Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь.
Никто не имеет
права вредить его репутации,
а также входить в его дом
и читать его письма без разрешения.
Ребёнок имеет право на защиту
от незаконного посягательства
на его честь и репутацию.
Защита права на личную жизнь
Слайд 41Статья 17
Признаётся право ребенка к доступу информации
и материалам из
различных национальных
и международных источников,
особенно к таким информации и материалам,
которые направлены на содействие социальному,
духовному и моральному благополучию,
а также здоровому физическому и
психическому развитию ребенка.
Доступ к соответствующей информации
Слайд 42Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также
обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31
закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Слайд 43Статья 19
Ребёнок имеет право на защиту от всех форм
физического
или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления,
отсутствия заботы
или небрежного обращения, грубого обращения
или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление,
со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица.
Защита от злоупотреблений
и небрежного отношения
Слайд 44Статья 23
Каждый ребёнок,
неполноценный в умственном или физическом отношении,
имеет право на особую заботу и достойную жизнь.
Государство должно предоставить
такому ребёнку
возможность учиться, лечиться,
готовиться к трудовой деятельности,
отдыхать, быть максимально самостоятельным,
т.е. жить полноценной жизнью.
Дети - инвалиды
Слайд 45Статья 27
Уровень жизни
Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни,
необходимый
для его физического, умственного,
духовного и нравственного развития.
Слайд 46Статья 31
Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг,
право участвовать в играх
и развлекательных мероприятиях,
соответствующих его возрасту,
свободно участвовать в культурной жизни
и заниматься искусством.
Отдых, досуг и культурная жизнь
Слайд 47Статья 32
Каждый ребёнок имеет право на защиту
от экономической
эксплуатации и от выполнения любой работы,
которая может представлять опасность
для его здоровья
или служить препятствием в получении им образования,
либо наносить ущерб его здоровью, физическому, умственному,
духовному, моральному и социальному развитию.
Детский труд
Слайд 48Статья 33
Ребёнок имеет право на:
защиту от незаконного потребления
наркотических средств
и психотропных веществ;
защиту от использования
в противозаконном производстве
таких веществ
и торговле ими.
Незаконное употребление наркотических средств
Слайд 49Статья 34
Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации
и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают
на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:
a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;
b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;
c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.
Слайд 50 Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения,
а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов
и войн.
Статьи 41-45 упоминают о способах информирования детей об основных положениях Конвенции и их права на работу с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребенка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях.
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан
Слайд 51Статья 38
1. Государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права,
применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение
к детям, и обеспечивать их соблюдение.
2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.
3. Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста.
4. Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.
Слайд 52Статья 54
Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и
французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному
секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.
Слайд 54Конвенция о борьбе с
дискриминацией в области образования
Принята 14 декабря
1960 года Генеральной конференцией Организации Объединённых Наций по вопросам образования,
науки в культуры на ее одиннадцатой сессии
19 статей
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml
Слайд 55Статья 1
1. В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие,
исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола,
языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности:
а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
b) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
с) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо случаев, предусмотренных положением Статьи 2 настоящей Конвенции; или
d) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.
Слайд 56Статья 2
Следующие положения не рассматриваются как дискриминация с точки зрения
Статьи 1 настоящей Конвенции, если они допускают в отдельных государствах:
а)
создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;
b) создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени;
Слайд 57с) создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях,
когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь
дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени.
Слайд 58Статья 5
Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что:
с)
за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести
собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой в области образования каждого государства, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии, однако, что:
i) осуществление этого права не мешает лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности, и что оно не подрывает суверенитета страны;
ii) уровень образования в такого рода школах не ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами; и
iii) посещение такого рода школ является факультативным.
Слайд 59Ст. 6 - 19 раскрывают отношения между сторонами Конвенции
Слайд 60https://www.youtube.com/watch?v=wT7VFj3O8Aw программы, способствующие преодолению неравенства в образовании
Слайд 61Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и
ученых степеней в государствах региона Европы
(Париж, 21 декабря 1979 года)
http://www.russianenic.ru/int/unesco/europe.html
Слайд 62 Управление образованием
Чернова Н.В.
Лекция 2 Международные документы сферы образования
1 час
10.06.2019