Слайд 2Вильгельм Максимилиан Вундт - немецкий врач, физиолог и психолог. В
основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная
фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
Слайд 3Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Неккарау близ
Маннгейма. В семье было четверо детей, двое из которых умерли
в раннем возрасте. Остались только Вильгельм и его старший брат Людвиг. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом, Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка. Отец Вундта — пастор, и хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания Вундта об отце были не самыми приятными.
Два года он обучался в народной школе. В отношении образования в семье Вундта существовали прочные традиции: его предки прославили свое имя достижениями практически во всех областях науки. Но, тем не менее, для домашних было очевидно, что самый младший Вундт эту замечательную линию не продолжит. Дни он проводил не за учебниками, а в мечтаниях, и, как результат, провалил экзамены за первый класс.
Слайд 4Начиная со второго класса, образование Вундта было поручено помощнику отца
— Фридриху Мюллеру, к которому Вильгельм привязался всей душой. Когда
молодого священника перевели в другой приход, мальчик был очень расстроен предстоящим расставанием. В автобиографии «Пережитое и познанное» Вундт писал: «Он стал для меня ближе, чем отец и мать. Я настолько затосковал, что родители согласились, чтобы я жил у него в течение того года, который оставался до поступления в гимназию».
Все время, за исключением воскресных дней, Вильгельм проводил в доме Фридриха, который имел несомненные педагогические способности. Однако его влияние, как вспоминал позже Вундт, имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии. В детстве он мечтал стать знаменитым писателем.
Слайд 5В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в
Брухзале. После занятий с Фридрихом гимназия стала для Вундта «школой
страданий». Школьные отметки маленького Вильгельма оставляли желать лучшего. В гимназии он отставал от одноклассников, над ним посмеивались учителя.
Через год родители перевели его в гимназию в Гейдельберге. Здесь он приобрел друзей, интенсивно занялся чтением, изучением древних языков — латинского, греческого, древнееврейского — в общем, вступил на путь познания.
Постепенно Вундт научился контролировать свою склонность к фантазированию и даже стал пользоваться популярностью в школе, которую, правда, так никогда и не смог полюбить. Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.
Слайд 6С этой целью в 1851 г. он прибыл в Тюбинген,
где в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Здесь
Вильгельм проучился только один год. В Тюбингене он принял решение стать физиологом, поскольку считал, что именно эта область знания, а не профессия практического врача в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям (подобным образом до него рассуждал и Г. Гельмгольц). Через год Вундт переехал в Гейдельберг и три с половиной года занимался в университете.
Первый год обучения Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853 г. выполнил свою первую научную работу. На втором году он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельберге. Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.
Слайд 7Став профессором философии в Лейпциге (1875), Вундт создал первую в
мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную в институт. Занимаясь физиологией,
Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии ( разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге Материалы к теории чувственного восприятия (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии.
Слайд 8 План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с
помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями;
б) изучение психологии народов, т.е. психологических аспектов культуры — языка, мифа, нравов различных народов и т.п. Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о непосредственном опыте. Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых были разработаны физиологией (преимущественно физиологией органов чувств — зрения, слуха и др.).
Слайд 9Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические
образы, то именно они , в отличие от телесной организации,
рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания — психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого особого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Кроме того, к тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово, как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными.
Слайд 10 Это побудило его заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени,
которое протекает от предъявления слова до реакции на него и
т.п. И в этом случае применялись количественные методы. Объединив все эти методы, уточнив их, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге Основы физиологической психологии , ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине — экспериментальной психологии, — отцом которой стали в дальнейшем называть Вундта. Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.
Слайд 11«Основания физиологической психологии»
Слайд 12Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции.
Ее не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция — особая
процедура, которая требует специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной материи сознания. Она состоит из элементарных , далее неразложимых нитей составных частей . Им присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: а)удовольствия — неудовольствия, б) напряженности — расслабленности, в) возбужденности — успокоения.
Слайд 13Простые чувства, как психические элементы, варьируют по своему качеству и
интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех
трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели об изменении физиологических состояниях человека при эмоциях. Стремясь отстоять самостоятельность психологии, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой психической причинности.
Слайд 14В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии.
Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических
явлений существует другой источник и они, соответственно , требуют других законов, к которым Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов, например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей ( при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив). Теоретические воззрения Вундта стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание, как предмет психологии, трактовалось им, исходя из постулата о том, что только сам субъект способен сообщить о своем внутреннем мире, благодаря интроспекции (внутреннему зрению).
Слайд 15Интроспекционизм в сочетании с волюнтаризмом, отличавшие вундтовскую систему, сделали ее
объектом жесткой критики со стороны многих психологов, в том числе
тех, кто осваивал в его школе экспериментальные методы. Широкое применение этих методов обогатило знание о психике, укрепило научную репутацию науки о ней. Но теоретическая линия Вундта оказалась тупиковой. В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт занялся философией и разработкой еще в юности задуманной им второй ветви психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры, автором которой являются различные народы.
До своей смерти Вильгельм Вундт успел завершить издание своего главного труда - десятитомной работы "Психология народов" (1900-1920), в котором нашли отражение и получили развитие его основополагающие научные взгляды. Концепция интроспекционизма, которую поддерживал и пытался развивать Вундт, оказалась бесперспективной.