Слайд 1Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до
XVIII вв.
Подготовила студентка 2 курса ФО гр.8211
Бондарева В.А.
Слайд 2Содержание
Воспитание у древних славян
Влияние христианства на развитие образования
и педагогической мысли в Русском государстве до XVIII вв.
Образование
и педагогические идеи на Руси в киевский период
Воспитание и образование в Русском государстве в московский период
Слайд 3Воспитание у древних славян
Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном
строе в период с VI в. по IX в. развивалось
в той же логике и с теми же характерными особенностями, что и у других первобытных народов.
Первоначально процесс воспитания был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа.
Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей.
Слайд 4В период матриархата, когда воспитание детей было обязанностью всех членов
родовой общины, оно выстраивалось в определенной последовательности: в раннем возрасте
– до 4–5 лет, иногда до 7–8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом муясчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девушки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию.
У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, которым соответствовало содержание воспитания. Ребенок
до 6 лет назывался «молодым»
от 7 до 12 – «чадом»,
12 до 15 – «отроком».
С периода позднего матриархата у славян организовывались дома молодежи. В их деятельности важное место занимала подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы, наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину и выносливость.
Слайд 5Специфика содержания и форм воспитания зависела также и от того,
к какой социальной группе относился ребенок. Традиционно у восточных славян
выделялись земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье.
Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию.
Идеал воспитания детей ремесленников был близок к ценностям земледельческого воспитания, но реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика.
Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов.
Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах – домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов.
Таким образом, воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-со-словный характер.
Слайд 6На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей,
завершился в ViII–IX вв. С появлением парной семьи произошла замена
общественного воспитания детей семейным воспитанием, которое стало ведущей формой получения образования
Организация семейного воспитания у древних славян имела некоторую специфику: в небогатой среде в VII в. существовал обычай приглашать в семью для воспитания подрастающего поколения наставника, как правило, это был брат матери . При отсутствии родного дядьки воспитание детей поручалось благочестивым и порядочным соседям. Обычай отдавать детей на воспитание в чужую семью получил название «кумовство».
Среди знатных представителей общины этот обычай имел иную интерпретацию и назывался «кормильством», когда воспитатель нес ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание знатного отпрыска, обучал его управлению, ведению экономической деятельности и военным навыкам. Как социально-педагогическое явление «кормильство» сохранилось у русских князей вплоть до XII в.
Слайд 7В период с VIII по IX в. в связи с
изменением экономической и хозяйственной жизни в древнеславянской семье произошли существенные
изменения: она стала многодетной, необходимость привлекать родственников и чужих людей к воспитанию детей исчезла.
Главными воспитателями становятся родители, особенно мать, вот почему у славян человек, достигший социальной зрелости, назывался «матерым» – воспитанным матерью, кроме того, к воспитанию младших подключаются старшие дети. Результатом семейного воспитания становилось то, что отроки наследовали профессию или ремесло своих родителей.
Главными средствами воспитания, помимо языческих ритуалов, были произведения устного народного творчества, сохранившие свое педагогическое значение и в последующие эпохи. Кодекс нравственного поведения содержался в пословицах, загадки предназначались для умственного воспитания, песни – для эстетического развития.
Слайд 8Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России
до XVIII в
К X в. на территории восточно-славянских земель сложилось
государство – Киевская Русь. Специфика образования и воспитания в Киевской Руси главным образом определялась ее зависимостью от православной христианской традиции. Однако средневековая христианская педагогика на Руси значительно отличалась от западно-европейского воспитания и образования.
Через пять столетий после распространения христианства в Западной Европе, в 988 г. Киевская Русь принимает крещение, и господствующим официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства – православие.
Вместе с культурной традицией православия Русь воспринимает от Византии и образовательные традиции, основанные на античных образцах, что благоприятно сказывается на развитии русского просвещения.
Слайд 9 На становление древнерусского воспитания и обучения заметное влияние оказала
общеславянская традиция образования, особенно древнеболгарская. В 863 г. братья-монахи Кирилл
и Мефодий создали славянскую азбуку – кириллицу, которая основывалась на традициях греческого алфавита, но учитывала фонетический строй старославянского языка. Постепенно азбука приспособилась и к специфике древнерусского языка, оформившегося к XI–XII вв.
Старославянский, а затем древнерусский язык с понятным для русского человека правописанием и произношением стал не только языком церковных ритуалов, но и, в отличие от Западной Европы, языком просвещения. Под влиянием православия образование на родном языке стало доступным самым широким слоям населения, однако это отдаляло содержание обучения и воспитания на Руси от богатейшего наследия Античности, которое активно использовалось в европейской традиции.
Содержание образования исчерпывалось изучением священных текстов без их толкования, «житийной» литературы, некоторых фольклорных произведений. Языковой барьер затруднял доступ к произведениям, написанным на латыни, что ощутимо сужало круг научного и философского знания.
Слайд 10В 1054 г. в процессе официального разделения восточной и западной
ветвей христианства Русь, заняв позицию Византии, старалась придерживаться самобытной традиции
образования, противопоставленной европейской, которая ассоциировалась у Русской православной церкви с католичеством.
Если в X–XI вв. в монастырях и культурных центрах велась работа по переводу греческих и латинских книг, соответствовавших православным представлениям о мире, на древнерусский язык, то к XII в. она практически затихла. Это предопределило дальнейшее развитие воспитания и обучения в Русском государстве вплоть до XVIII в.
Сильное влияние на идеал древнерусского образования оказали ценности православия, согласно которым каждый человек должен верить в Бога и эта истинная вера должна стать основой воспитания и обучения.
На пути приобщения к Богу русский человек ориентировался не на рациональное осмысление окружающего мира, а на внутреннее самосовершенствование, достигаемое в смиренной праведной жизни.
Слайд 11Обучение грамоте и основам наук в школе было второстепенным по
отношению к чтению православной литературы и осуществлялось только в этой
связи.
Основной формой получения образования стало семейное воспитание, которое проходило под руководством «мастера грамоты» – бродячего монаха, обучавшего детей на дому. В то время как в средневековой Европе сложилось сословие профессиональных учителей, главной фигурой древнерусского образования стал человек духовного звания – носитель ценностей православной культуры.
Если в X–XI вв. распространение просвещения на Руси как условия расширения сферы влияния православия было заботой государства, то позднее с упрочением Русской православной церкви образование и устройство школ перешло в ведение самой церкви.
Слайд 12Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период
Сложившаяся система
образования и воспитания в Русском государстве с X до XVIII
в. представляет собой целостное культурно-историческое явление.
В связи с нашествием татаро-монгольских племен, знаменующим упадок древнерусского просвещения в истории педагогики и образования допетровской эпохи традиционно принято выделять два периода:
киевский, продолжавшийся с X по XIII в.,
московский – с XIV по XVII в.
Ко времени крещения Руси в крупнейших русских городах существовала письменность, были грамотные люди, и, соответственно, существовало индивидуальное обучение грамоте. Постепенно зарождались и успешно развивались школьные формы обучения.
Слайд 13В «Повести временных лет» содержится запись о том, что князь
Владимир Святославович, крестивший Русь в 988 г., начал строить церкви,
назначать священников, собирать детей дружинников и знати для приобщения к книжной культуре – «учению книжному». Школы «учения книжного» в содержательном и организационном плане имели элитарный характер и предназначались для обучения детей князей, бояр, дружинников.
Это были частные учебные заведения, первоначально учителями в них были греки, болгары и русичи, приобщившиеся к книжной культуре.
Традиция распространения «учения книжного» успешно продолжалась в XI в. благодаря усилиям киевского князя Ярослава Мудрого, который был инициатором создания первой русской библиотеки в Киеве, содержащей переводы древнееврейских, сирийских, греческих и старославянских текстов.
При дворе князя Ярослава существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники»
Слайд 14Ярослав Мудрый способствовал созданию школ в крупнейших русских городах. В
1028 г. по его указу открылась школа в Новгороде для
обучения детей священников и горожан, рассчитанная на 300 учеников.
Организовал ряд школ и смоленский князь Роман Ростиславович. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII в.) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.
В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу; в XIII в. в Суздале также было учреждено женское училище.
На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х-XIII вв. при церквях и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.
О распространении грамотности на Руси в этот период можно судить по найденным при раскопках древних городов берестяным «грамоткам скорописчатым», орудиям письма, надписям на стенах церквей и бытовым предметам. Их содержание свидетельствует о проникновении грамоты во все слои населения – от феодальной знати до городского населения.
Слайд 15Значительную роль в развитии образования в киевский период играли монастыри,
являвшиеся культурными и образовательными центрами. В монастырях создавались летописи и
другие тексты нравственного и религиозного содержания, использовавшиеся в обучении, сохранялись и переписывались рукописные книги, формировались библиотеки, т. е. приумножалась книжная культура
Таким образом, в Киевской Руси возникли учебные заведения различных типов, которые представляли начальную и среднюю ступень образования, но не имели в виду его преемственности
Начальное образование давали специальные частные платные училища (училищами называли школы, т. е. то место, где учатся), иногда дети обучались прямо на дому у «мастера грамоты». В киевский период не было сформировано сословие профессиональных учителей, поэтому обучением обычно занимались представители низшего духовенства (певчие, дьячки, чтецы), мелких чиновников, грамотных людей, служителей различных государственных учреждений. Родители договаривались с «мастером грамоты», чему, в какой срок и за какую плату он обучит их ребенка.
Слайд 16
Вторая ступень обучения получила в Киевской Руси название «учение книжное».
С XI по XIII в. Создавались при княжеских дворах, монастырях,
церквях для образования княжичей и детей знати, причем широкое образование было доступным как для княжеских сыновей, так и для дочерей. В этот период в основе содержания «учения книжного» лежал тривиум (грамматика, риторика, диалектика), унаследованный от Византии.
В содержание грамматики входили учение о восьми частях речи, поэтической образности языка. Образцами риторического искусства служили произведения Иоанна Златоуста и другие византийские тексты, русские афоризмы, правила жизненного поведения, соответствовавшие православным этическим нормам. Под диалектикой подразумевались основы философии.
Помимо этого, в содержание «учения книжного» включалось овладение элементарной арифметической культурой: запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, деление, умножение.
Слайд 17К XIII в. школьные формы обучения, особенно «учения книжного», приходят
в упадок, что было связано с разгромом русских княжеств и
разрушением городов; культурные и образовательные центры в монастырях и церквях полчищами Батыя были преданы «огню и мечу».
Традиции книжной культуры сохранялись лишь в княжеской среде, обеспечивая высокий уровень домашне-семейного воспитания. Овладение книжной культурой и грамотностью оставалось не связанным со специальным обучением, профессиональные навыки передавались зачастую вне грамотности.
Слайд 18Воспитание и образование в Русском государстве в московский период
В начале
XIV в. как результат татаро-монгольского нашествия уровень грамотности и образованности
среди населения значительно снизился, уменьшилось число школ. Вплоть до XV в. Распространению просвещения и развитию образования препятствовали феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств.
Однако постепенно в Московском государстве, освобождавшемся от последствий набегов, складывалась своеобразная система воспитания и образования. В целом она в период XIV–XVII вв. сохранила общие черты киевской системы образования, и лишь к концу этого этапа в развитии русского просвещения появились первые школы повышенного типа, ставшие прообразом высшего образования в России.
В процессе объединения русских земель укрепления институтов власти и управления возникла потребность в образованных людях. Процесс обучения грамоте к XVI в. упростился, поскольку для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания – полууставное письмо. Обучение грамоте начиналось при достижении ребенком 7-летнего возраста и не отличалось в содержательном плане во всех сословиях.
Слайд 19В XIV–XVI вв. в распространении на Руси просвещения важную роль
играли монастыри. В монастырских школах обучались духовенство и светские лица.
В крупных монастырях сосредоточились лучшие учительские кадры, продолжались традиции переписывания книг и сохранения религиозного и научного знания. Многие уставы монастырей того времени свидетельствуют о том, что почти все монахи были грамотными и был организован процесс обучения детей.
Училища (начальные школы) организовывались при церквях. Стоглавый собор постановил учреждать подобные училища в домах священников и дьяков. Продолжались традиции обучения у «мастеров грамоты», которых стало больше, чем в киевский период. В XIV–XV вв. из них начало формироваться сословие профессиональных учителей.
В конце XV – начале XVI в. в России ощущалась острая нехватка образованных людей, православная церковь способствовала открытию новых, подконтрольных государству училищ грамоты. В этих начальных школах учились мальчики, в программу образования входили чтение, письмо, закон Божий, церковное пение.
Слайд 20На западных рубежах древнерусских земель, в Правобережной и Западной Украине
и Белоруссии, в конце XVI – начале XVII в. получили
развитие «братские школы», в которых традиции приобщения к книжной культуре обогащались опытом развития школьного дела в Западной Европе.
Потомки древнерусского населения Украины и Белоруссии, пытаясь сохранить в неприкосновенности свои вероисповедание, культуру, язык, создавали в православных общинах подобные учебные заведения.
Отличительной чертой учебного процесса в «братских школах» была его четкая организация: дети обучались по четыре часа в день, предусматривались обязательные домашние задания и их регулярная проверка.
Школы были доступны для детей выходцев из различных слоев, т. е. предлагали не сословный, а универсальный принцип построения содержания образования. В «братских школах» зародились основы классно-урочной системы, которые впоследствии были теоретически обоснованы и развиты в трудах и деятельности Я.А. Коменского
Слайд 21Москве складывались предпосылки к возникновению подобных учебных заведений, имелись школы,
основанные иностранцами в традициях европейского образования, например в 1621 г.
открылась лютеранская школа.
На положениях системы и программы обучения, характерных для «братских школ», киевским митрополитом Петром Могилой в 1632 г. было основано учебное заведение повышенного типа – Киево-Могилянская коллегия, главными языками преподавания в которой были славянский и латынь, изучался греческий.
Во второй половине XVII в. в образовании стали развиваться светские идеи, тесня монополию церкви. В 1660-х гг. в Москве была открыта школа повышенного типа для подготовки особо доверенных чиновников царской канцелярии.
Пристальное внимание в ней уделялось изучению языка международной дипломатии – латинского. Докторами Падуанского университета в 1681 г. была открыта школа в Богоявленском монастыре
Слайд 22В 1687 г. в России открывается первое собственно высшее учебное
заведение – Эллино-греческая, а впоследствии Славяно-греко-латинская академия под руководством С.
Полоцкого, ориентированная на программу европейских университетов, с изучением «семи свободных искусств», древних языков и богословия.
В качестве преподавателей были приглашены братья И. и С. Лихуды. Они подбирали учителей, сами вели в старших классах академии риторику и философию, составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и риторики православного содержания.
Славяно-греко-латинская академия готовила духовенство, учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентами университета, открытого в 1725 г. при Академии наук. В Славяно-греко-латинской академии обучались М.В. Ломоносов, известный писатель А.Д. Кантемир, архитектор В.И. Баженов, К. Истомин, математик Л. Магницкий, первый русский доктор медицины П. Постников и другие известные деятели культуры, науки и просвещения XVIII в.
Слайд 23С открытием в 1755 г. Московского университета греко-латинские академии потеряли
свое значение. Необходимо отметить, что в XVI–XVII вв. границы между
высшими и средними школами в России были размытыми. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения
Таким образом, в России вплоть до XVII в. чрезвычайно сильным было влияние христианства на всю сферу образования и семейного воспитания. К XVII в.
Россия получает вместо западно-европейского университета в форме греко-латинских академий своеобразную духовную семинарию, где, несмотря на довольно широкую программу обучения, преподавались лишь те предметы и теории, которые не противоречили православному представлению о мире.
Слайд 24Значительным памятником древнерусской культуры, быта, образования XV–XVII вв. является «Домострой»,
многие главы которого посвящены проблемам организации воспитания и обучения детей.
В «Домострое» выразилось требование воспитания детей в страхе Божьем, соблюдения церковных обрядов, суровой дисциплины, сочетающейся с внимательным и заботливым отношением к детям.
Среди необходимых воспитательных воздействий рекомендовалось «страхом спасать» детей от неразумных поступков, использовать телесные наказания или наказывать «тяжкою работою». Высказывались мысли о необходимости воспитания у подрастающего поколения трудолюбия, мужества, хозяйственности, бережливости, религиозности, «вежества» (образованности)
Слайд 25 В XVII в. Епифаний Славинецкий публикует трактат о детском
воспитании «Гражданство обычаев детских», который по сути является переводом труда
Эразма Роттердамского.
В нем отражены сложившиеся европейские традиции этикетного поведения. В русском переводе текст был разделен на вопросы и ответы, касающиеся самых разных сторон поведения подростка: как вести себя с родителями, учителями, старшими по возрасту, каких правил придерживаться за столом, на улице, как поддерживать гигиену тела и следить за внешним обликом и т. п.
В качестве учебной литературы в русской школе на начальном этапе обучения чаще всего использовались Часовник и Псалтырь или другие богослужебные книги. В XVII в. появляются печатные буквари и азбуки, включавшие, помимо дидактического материала, отрывки нравственного содержания.
Одной из первых печатных учебных книг стала «Грамматика» Милентия Смотрицкого. Оформился новый вид учебной литературы – азбуковники, представлявшие собой свод правил поведения учащихся, нравственных поучений, методических указаний учителям.
Слайд 26Источники
http://www.tinlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/istorija_pedagogiki_i_obrazovanija/p8.php