Слайд 1Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Дошкольный возраст.
к.п.н., преподаватель Мальцева Ирина
Сергеевна
Слайд 2Термины и определения
Раздражитель - это внешнее воздействие, достигшее пороговой силы.
Способность живых структур отвечать на действие раздражителя называется раздражимостью.
Саморегуляция подразумевает
оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов деятельности.
Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.
Рост челове́ка, или длина́ те́ла челове́ка — расстояние от верхушечной точки головы до плоскости стоп.
Рост — процесс увеличения какого-либо качества со временем. Качества могут быть как физическими (например, рост в высоту), так и абстрактными (например, взросление человека, расширение системы)
Рост — увеличение массы и линейных размеров индивидуума (особи ) и его органов, происходящее за счёт увеличения числа и массы клеток, а также неклеточных образований в результате преобладания процессов анаболизма над процессами катаболизма. Биологический энциклопедический словарь
Слайд 3Системы организма и их функции
1. Центральная нервная система – регуляция
и интеграция жизненных функций организма
2. Система органов дыхания – обеспечение
организма кислородом, который необходим для всех биохимических процессов, выделение углекислого газа
3. Система органов кровообращения – обеспечение транспорта питательных веществ в клетку и освобождение её от продуктов жизнедеятельности
4. Система органов кроветворения – обеспечение постоянства состава крови
5. Система органов пищеварения – потребление, переработка, усвоение питательных веществ, выделение продуктов жизнедеятельности
6. Система органов мочевыделения и кожа – выделение продуктов жизнедеятельности, очистка организма
7. Репродуктивная система – воспроизводство организма
8. Эндокринная система – регуляция биоритма жизни, основных процессов обмена веществ и поддержание постоянства внутренней среды
9. Костно-мышечная система – обеспечение структурности, функций передвижения
10. Лимфатическая система – осуществление очищения организма и обезвреживание чужеродных агентов
11. Иммунная система – обеспечение защиты организма от вредных и чужеродных факторов
12. Периферическая нервная система – обеспечение протекания процессов возбуждения и торможения, проведение команд ЦНС до рабочих органов
Периоды детства:
Период новорожденности
- первые 3-4 недели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая - из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.
Грудной период - первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы; вырабатываются условные рефлексы; формируются движения; быстро увеличиваются вес и рост.
Преддошкольный период - от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется речь; ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.
Дошкольный период - от 3 до 7 лет. Он характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.
Слайд 5 Головной мозг при рождении 350-380
гр. (10% от массы тела), к 3-м годам увеличивается в
3 раза. Имеются все борозды и извилины. Спинной мозг к 2 годам напоминает спинной мозг взрослого человека. К 5 годам его масса увеличивается в 3 раза, доходит по длине до первого поясничного позвонка.
Вегетативная нервная система обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует функции внутренних органов. Однако, эта регуляция легко нарушается при воздействии неадекватных возрасту внешних факторов.
Кожа и подкожно-жировая клетчатка: защитная функция выражена слабо, потовые железы полностью развиваются к 5-7 годам и через них удаляются шлаки. Подкожно-жировая клетчатка развита достаточно. До 6 лет идет увеличение жировых клеток.
Костная система.
Кости постепенно уплотняются и с 2-3 лет уже имеют пластинчатое строение.
Швы на голове закрываются ко 2-3 месяцу, а их полное сращение происходит в 3-4 года.
После 9-12 мес. становится заметным поясничный лордоз, однако грудной кифоз окончательно закрепляется только к 6-7 годам.
Стопа и ее свод укрепляются к 5 годам.
Грудная клетка имеет цилиндрическую форму.
К 2-3 годам имеется полный набор молочных зубов в количестве двадцати. Постоянные зубы начинают прорезываться к 5-7 годам. Смена молочных зубов идет с 6-7 лет. С 3-х лет ребенок должен хорошо полоскать и чистить зубы и не злоупотреблять сладостями.
Слайд 6 Мышечная система
Мышцы у детей преддошкольного
возраста развиты недостаточно.
Сила мышц увеличивается с ростом ребенка, особенно в
возрасте 1-2 лет, осуществляется преимущественно в длину благодаря наличию зон роста на концах мышечных волокон, поэтому мышечные пучки короткие, тонкие, с трудом прощупываются.
К концу дошкольного периода масса мышц увеличивается, составляя около 25 % массы тела.
Развитие разных мышечных групп происходит неравномерно: сначала развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее, ближе к концу дошкольного возраста — мышцы рук, поэтому до 6 лет тонкие движения пальцами рук детям удаются плохо.
Слайд 7Дыхательная система.
Размеры носа и его полости в преддошкольном возрасте
остаются малыми, носовые ходы узкие, а раковины толстые.
Эти
анатомические особенности, а также хорошо развитая сосудистая и лимфатическая сеть могут приводить к отекам слизистой оболочки при насморке, затруднению носового дыхания, а вследствие затрудненного дыхания может возникнуть и другая проблема — в нормальном питании.
Широкая и короткая евстахиева труба у детей раннего возраста расположена более горизонтально, чем у старших детей.
Гортань у детей раннего возраста расположена выше, чем у взрослых, подвижна, положение гортани непостоянно даже у одного человека. Форма гортани — воронкообразная.
Трахея мягкая, подвижная. С возрастом происходит некоторое увеличение трахеи как в длину, так и в поперечном размере, но скорость ее роста отстает от скорости увеличения размеров тела.
Легочная ткань окончательно не сформирована.
Масса легких возрастает в 5 раз к возрасту 4-5 лет, а к концу дошкольного возраста — в 7-8 раз.
Из особенностей дыхания в эти возрастные периоды можно отметить:
- уменьшение количества дыхательных движений (ЧДД) до 30- 35 в минуту в возрасте 1-2 лет и примерно до 25 в минуту — в 5-6 лет;
в возрасте 1-3 года преобладает брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3-5 лет начинает преобладать грудной тип дыхания;
к 5-7 годам ребенок может делать глубокий вдох.
Сердечно-сосудистая система.
Рост сердца происходит неравномерно: к
3 годам масса сердца достигает 0,4-0,5 % от массы тела;
к 3 годам масса сердца утраивается, к 4 годам увеличивается в 4 раза, к концу дошкольного возраста — примерно в 6 раз, затем темпы роста замедляются.
К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной форме сердца у взрослого.
До 5-летнего возраста интенсивно растет мышечный слой, затем все оболочки сердца растут равномерно.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) с возрастом снижается и составляет в преддошкольном периоде 105-115 в минуту, в дошкольном — около 100.
В первые 2-3 года происходит интенсивный рост артериального давления, преимущественно за счет систолического (максимального), диастолическое (минимальное) давление имеет лишь тенденцию к повышению.
Ориентировочно АД у мальчиков можно определить по формулам
АД = 90 + 2п (систолическое), АД = 60 + 2п (диастолическое),
где п — число лет.
Для девочек эти показатели на 5 мм рт. ст. ниже.
Слайд 9Система анализаторов
Орган зрения:
наиболее интенсивное увеличение размера
и массы
глазного яблока происходит в первые 3-5 лет жизни,
масса глаза достигает к 5-летнему возрасту 6 г, что в два
раза больше массы глаза новорожденного.
После этого периода процесс роста глаза замедляется.
Улучшается острота зрения, достигающая максимума
к 3- 5 годам: в этом возрасте острота зрения ребенка
становится такой же, как у взрослых. Еще раньше, в
возрасте 2,5-3 лет, формируется осознанное ощущение цветов, таким образом, после 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением, а после 4 лет — совершенствуется восприятие цветовых оттенков.
Мышцы глаза еще слабы, быстро утомляются, и хотя ребенок готов к начальному чтению, важно правильно выбрать режим зрительного напряжения.
Слух у дошкольников хорошо развит.
Ребенок воспринимает не только громкость, но и высоту, мелодичность звука.
Появляется способность воспроизводить мелодию сначала голосом, а затем и на музыкальных инструментах.
Дошкольник обладает развитым обонянием и хорошим восприятием вкуса. Вкусовая чувствительность интенсивно увеличивается в возрасте 2-6 лет.
Слайд 10Иммунная система.
На нее оказывает влияние активная
иммунизация. Процесс
созревания иммунной системы заканчивается с наступлением
половой зрелости.
Лимфатическая ткань является основным
субстратом иммунной системы. К лимфоидным образованиям
относят вилочковую железу, лимфоузлы, селезенку, миндалины,
лимфоузлы кишечника. Центральным звеном является вилочковая
железа. От 1 до 3-х лет идет интенсивное ее увеличение.
Физическое развитие. Увеличение массы и роста идет
неравномерно. Пик увеличения массы приходится на 1-4 года,
а роста – на 5-7 лет. Масса на 2-м году жизни увеличивается на
2,5-3 кг, на 3-м – на 1,5-2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем
ежегодно увеличивается на 2 кг.
Ориентировочно возрастную массу тела можно рассчитать по формуле:
10,5 + 2п,
где п - возраст ребенка до 11 лет, а 10,5 – масса ребенка в 1 год.
Для ориентировочного расчета длины тела пользуются формулой:
Ребенок в 4 года имеет рост 100 см.
до 4 лет: рост = 100 – 8(4-п) после 4 лет: рост = 100 + 6(п-4), где п –возраст в годах.
Окружность головы на 1-ом году увеличивается на 10-11 см, за 2 год – на 2 см, за 3 год – на 1 см. В дальнейшем прирост головы идет очень медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.
Окружность груди за 1 год увеличивается на 13-15 см, за 2 год – на 2,5-3 см, за 3 год – на 1,5-2 см.
Слайд 11Пищеварительная система
В раннем детском возрасте продолжает интенсивно развиваться: увеличивается
длина пищевода, растет желудок, объем которого к началу дошкольного периода
достигает 400—600 мл, а масса к 4—5 годам увеличивается в 6 раз,
Функциональное состояние слизистой оболочки желудка остается несовершенным (количество желудочных желез, продуцирующих желудочный сок, примерно в 2,5 раза меньше, чем у взрослого).
Кишечник у детей преддошкольного и дошкольного возрастов отличается большей относительной длиной, чем у взрослых, но темпы его роста отстают от темпов роста тела.
Поджелудочная железа также растет, причем наиболее интенсивный ее рост наблюдается в первые 3 года жизни, но в это время ее функция еще несовершенна. Секреторная активность поджелудочной железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летнему возрасту.
Масса печени также нарастает параллельно массе тела, но скорость ее увеличения отстает от темпов увеличения массы тела, поэтому нижний край печени в эти возрастные периоды всегда выступает из-под правого подреберья и легко прощупывается.
Слайд 12Мочевыделительная система
Продолжается рост мочеточников, мочевого пузыря, почек, масса которых
к дошкольному возрасту увеличивается в 5 раз. Но мочеточники остаются
относительно широкими, имеют много изгибов. Эластическая и мышечная ткань в мочевом пузыре развита недостаточно. Эти особенности предрасполагают к застою мочи.
У детей этих возрастов почки более подвижны. Только к концу дошкольного возраста уменьшает подвижность почек, их смещаемость при дыхании.
Количество мочи, выделяемой ребенком за сутки, можно приблизительно рассчитать по формуле:
Д = 600 + 100 • (п-1)
где Д — количество мочи; п — число лет.
Диурез во многом зависит от питьевого режима, температуры окружающей
среды.
Система кроветворения.
Продолжается: постепенное увеличение числа эритроцитов, гемоглобина, замещение красного костного мозга трубчатых костей желтым костным мозгом, увеличивается общая масса костного мозга.
К концу преддошкольного возраста продолжительность жизни эритроцитов становится такой же, как у взрослых, — 80-120 дней.
Относительное количество крови, приходящееся на 1 кг массы тела, продолжает снижаться и к концу дошкольного периода составляет 70-75 мл/кг.
Для этих возрастных периодов характерным является физиологический лимфоцитоз, т.е. относительно большое количество лимфоцитов. Но на дошкольный возраст приходится второй перекрест относительного количества нейтрофилов и лимфоцитов: в возрасте 4-6 лет вновь происходит выравнивание их числа.
Слайд 13 Каждый ребенок поступая
в ДОУ
проходит адаптацию:
Адаптация – это физиологическое
приспособление строения и функций
организма,
изменений его органов
и клеток в соответствии с условиями
окружающей среды.
Адаптация может быть 3-х степеней:
1 степень легкая – нарушение
поведения в течении 20-30 дней,
снижается аппетит, который
восстанавливается за 10 дней. Дома
сон не нарушен, а в детском саду
дневной сон восстанавливается за
10 дней. Эмоции, речевая активность,
взаимоотношения с детьми нормализуются за 15-20 дней, заболеваний не возникает.
2 степень средней тяжести – у детей от 1,5 лет и старше все нарушения более выражены и более длительны. Нормализация наступает к 20-30 дню. Заболевания в виде ОРВИ без осложнений.
3 степень тяжелая – протекает длительно от 2-6 мес. с выраженными проявлениями. Дети с отягощенным анамнезом заболевают при поступлении в ДУ в течении первых 10 дней, болеют продолжительно и часто – от 4-12 раз а год. Частота заболеваний снижается на 2-ом году пребывания в ДУ. У таких детей возникают невротические состояния, они отстают в речевом развитии и игровой деятельности.
Слайд 14Принципы закаливания
Принцип систематичности, который требует ежедневного выполнения процедур.
Последовательное и
постепенное увеличение дозировки процедур.
Закаливающие процедуры делятся на:
Общие: воздушные ванны,
плавание, душ, обливание;
Местные: закаливание отдельных участков тела (полоскание горла или
мытьё ступней прохладной
водой).
Методы закаливания
Закаливание воздухом
(воздушные ванны)
- Закаливание водой
- Солнечные ванны
Слайд 15Закаливание воздухом
Закаливание воздухом (воздушные ванны) – это наиболее «нежная» и
безопасная из закаливающих процедур. С неё и рекомендуется начинать.
Закаливающее действие
воздуха зависит от его температуры, а так же от влажности и скорости движения.
Воздушные ванны по теплоощущению условно делятся на:
тепловые (+30…+20 °C.)
прохладные (+20…+14 °C.)
холодные (ниже +14 °C.).
Лучшее место для занятий – тихий сквер, парк, лес, в общем, где есть зелёные насаждения и тень.
Принимать воздушные ванны лучше всего в движении: зарядка, лёгкая пробежка или просто подвижная игра.
В ветреную и сырую погоду продолжительность процедуры можно сократить, а при дожде и тумане или сильном ветре лучше заниматься дома с открытым окном.
Начинают процедуру с 20-30 минут при температуре воздуха +15…+20°C, в дальнейшем увеличивая продолжительность на 10 минут ежедневно и доведя её до 2 часов (Где же взять столько времени?? Разве что, совместить с прогулкой…).
Слайд 16Закаливание водой
- Лето и осень - самое благоприятное время
для начала закаливания водой.
Лучше всего делать процедуры в утренние
часы сразу после сна или после утренней зарядки.
Начинать следует с лёгких водных процедур, с температурой воды +33…+34 °C. Затем, каждые 3-4 дня, снижают температуру воды на 1 градус и постепенно, за 1,5-2 месяца доводят её до +10…+15°C. Чем ниже температура воды, тем короче должно быть время процедуры. Закаливание водой делится на несколько видов (этапов): обтирание, обливание, душ, купание.
Начальный этап закаливания водой - обтирание. В течение 1-3 недель обтираются влажным полотенцем или губкой. Сначала обтираются по пояс, а потом переходят к обтиранию всего тела. Осуществляется обтирание последовательно, сначала сверху вниз: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают до красноты от периферии к сердцу. После этого так же обтирают ноги и ягодицы. Вся процедура, включая растирание, не должна длиться более 5 минут.
Следующий этап закаливания водой - обливание. К действию на организм низкой температуры присоединяется небольшое давление струи воды. При первых обливаниях используется вода с температурой около +30 °C, затем, в дальнейшем, температура снижается до +14°C и ниже. Сразу же после обливания необходимо энергично растереть тела ребёнка полотенцем. Длительность процедуры 3-5 минут.
Еще более эффективная водная процедура - душ. В начале, вода в душе должна быть комфортной: +31°C … +34°C, а длительность процедуры – не более 1 минуты. Затем, постепенно, температура воды снижается, а продолжительность приема душа увеличивается до двух минут. Завершать нужно обязательно энергичным растиранием тела полотенцем.
Одним из самых приятных и эффективных способов закаливания в теплое время года является купание в открытых водоемах. Купаться можно, когда вода в водоёме прогреется до +18°C… +20°C. Желательно это делать в утренние и вечерние часы, сначала 1 раз в день, а затем 2-3 раза в день, с промежутком между купаниями в 3-4 часа.
Не стоит игнорировать местные процедуры, такие как полоскание горла и обмывание стоп «ножные ванны» или топтание в воде.
Горло нужно полоскать два раза в день, утром и вечером. Начинают с температуры воды +23°C…+25°C, через неделю её снижают на 1 – 2 градуса и так постепенно доводят до +7°C… +12°C.
Слайд 17Основные положения по формированию нормального развития ОДА у детей дошкольного
возраста
Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он
принимает без излишнего мышечного напряжения.
Гармоническому физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует режим дня. Режим дня детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями¸ с учетам времени года¸ возраста детей¸ а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов¸ создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития дает возможность педагогом раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.
Ежедневно во всех дошкольных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале¸ разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием при наличии бассейна, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
Огромное значение имеет правильно организованное, сбалансированное питание. Питание детей должно организовываться 4 раза в день. Именно это требование должно лечь в основу составления режима питания.
Слайд 20Проведение медико-педагогического контроля, в которой входят:
- медицинское обследование;
- медико-педагогические наблюдения
за методикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией
детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;
- санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состоянием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей.
Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели (исходные и в динамике) здоровья, уровня физической подготовленности, а также на данные, полученные в результате анализа индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей.
Кроме того, необходимо определить состояние опорно-двигательного аппарата, исследуя форму позвоночника и спины (осанки), сформированность сводов стопы (именно на основании этого назначается комплекс корригирующих мер).
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливание - самое эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма человека, повышение его устойчивости к погодным условиям.