Слайд 1Введение в теорию межкультурной коммуникации
Доброва Татьяна Евгеньевна
Слайд 2Теория межкультурной коммуникации как наука
Лекция 1
Слайд 3План Лекции 1
История возникновения теории МК
Теоретические основания МК
Объект, предмет и
методы исследования в теории межкультурной коммуникации
Структура и связь с
другими дисциплинами
Актуальность вопросов межкультурной коммуникации в современном мире
Слайд 4Особенности расширения взаимосвязи и взаимозависимости стран и культур
затронуты все нации
и культуры
бурный рост контактов
культурное многообразие общества увеличилось
широкий диапазон неприятия влияния
извне
Слайд 5Становление МК как учебной дисциплины
Корпус мира ( Peace Corps) 1 марта 1961 года
Общее количество
обслуживаемых стран: 139
Общее количество добровольцев на сегодняшний день: 215000 +
Годовой
бюджет: $ 356 250 000
Слайд 6Институт зарубежной службы
Foreign Service Institute
Эдвард Холл
г. Арлингтон, штат Виргиния
основан 13 марта 1947 года
курсы иностранных языков
для дипломатов
европейские
кантонский, хауса, игбо, чви
различные диалекты арабского
Слайд 7Основной вывод
каждая культура формирует уникальную систему ценностей, приоритетов, моделей поведения,
и поэтому ее описание, интерпретация и оценка должны осуществляться с
позиций культурного релятивизма
Слайд 81954
Э. Холл и Д. Трагер
«Культура как коммуникация»
(«Culture as Communication»
1959
Э. Холл
«Немой язык»
(«The Silent Language»)
Слайд 9«если культура изучаема, то это означает, что она может быть
и преподаваема»
Э. Холл
Слайд 10Европа
Создание ЕС
Отделения МК
70-80-е Мюнхен, Йен
Слайд 11Россия
Окончание холодной войны
Страноведение
(начало 90-х ХХ века)
Отделения МК
Слайд 12Вильгельм фон Гумбольдт
(1767-1835)
Язык есть как бы внешнее проявление духа
народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть
его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное»
Слайд 13Александр Афанасьевич Потебня
(1835-1891)
«Языки различны между собой не одной звуковой формой,
но всем строем мысли, выразившимся в них, и всем своим
влиянием на последующее развитие народов»
Слайд 14Гипотеза лингвистической относительности
гипотеза Сепира — Уорфа (Sapir–Whorf )
язык определяет
мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории.
наряду
с лингвистическими категориями мышление формируют влияние традиций и некоторые виды неязыкового поведения.
Слайд 15Эдвард Холл
концепция «культурной грамматики»:
все параметры культурных систем темпоральный фактор,
контекстность культуры, отношение к пространству, специфичны, как и языки разных
народов.
Слайд 16Россия
С.Г. Тер-Минасова
О.А. Леонтович
Д.Б. Гудкова
И.А. Стернина
Е.Ф. Тарасова
Н.В.
Уфимцева
Слайд 17Объект теории МК
процесс естественной коммуникации в естественных условиях между представителями
различных лингвокультур
Слайд 18Предмет теории МК
анализ типов взаимодействия между представителями различных лингвокультур, изучение
факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на результат коммуникативного взаимодействия
Слайд 19Основные понятия
культура
цивилизация
коммуникация
культурная адаптация
аккультурация
культурный шок
картина мира
стереотип
языковая личность
национальный характер
диалог
идентичность
дискурс
инкультурация
Слайд 20Инкультурация
постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для
определенного типа культуры, для определенного исторического периода, длительное и постепенное
освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни
Слайд 21Аккультурация
процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью
или частично культуры другого народа, при этом оригинальные культурные модели одной или обеих
групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны
Слайд 22Центральные категории
Межкультурная компетенция личности
Концепт
Дискурс
Слайд 23Межкультурная компетенция личности
наличие комплекса умений, позволяющих адекватно оценивать коммуникативную ситуацию,
правильно выбирать и использовать вербальные и невербальные средства
Слайд 24Концепт
«сгусток культуры в сознании человека», «пучок» представлений, знаний, ассоциаций, переживаний,
сопровождающих слово
Ю.С. Степанов
Слайд 25Дискурс
является сложным единством языковой формы, значения и действия
включает текст и
экстралингвистические факторы (знания о мире, установки, цели адресата)
Слайд 26Культурная антропология
Паралингвистика
Лингвокультурология
Этнолингвистика
Лингвострановедение
Психолингвистика
Социолингвистика
Слайд 27подходы
функционалистский
(на данных психологии)
интерпретативный
(исследования в области антропологии, социолингвистики)
критический
(восприятии культуры
как сферы борьбы за власть)
Слайд 28Методы
это междисциплинарная интеграция методик, приемов, процедур изучения межкультурной коммуникации, специфики
различных лингвокультур
Слайд 29Актуальность вопросов межкультурной коммуникации
миграция народов
предсказание С. Хантингтона
научно-технический прогресс
Слайд 30Спасибо за внимание
до встречи в следующий четверг