Слайд 1Экономическая характеристика отрасли связи
Слайд 2Отрасль связи – это отрасль материального производства
- в процессе труда
происходит перемещение информации (передача изображений, звука, текста, знаков и так
далее), в результате воздействия человека с помощью средств труда на материальный носитель информации;
отрасль связи участвует в создании национального дохода и совокупного общественного продукта страны;
- продукция связи используется предприятиями производственной сферы и при потреблении ее стоимость добавляется к стоимости производственного продукта. Если услуги связи потребляются в непроизводственной сфере или служат личному потреблению, то вместе с потреблением исчезает и их стоимость;
- продукт не изменяет своей внешней формы, а только меняет свое пространственное положение и не является новым вещественным продуктом, то есть относится к услугам, участвующим в процессе производства и непроизводственной сфере.
Слайд 3Роль и место отрасли инфокоммуникаций в общественном производстве
Инфокоммуникации - это новая
отрасль, которая развивается как единое целое информационных и телекоммуникационных технологий. В инфокоммуникациях технологии
связи используются как средство передачи информации различной природы на произвольные расстояния.
Слайд 5Экономическая сущность отрасли инфокоммуникаций.
Для понимания экономической сущности инфокоммуникаций их, прежде
всего, следует рассматривать как вид деятельности, направленный на удовлетворение вполне
определённых потребностей - услуга информационная и телекоммуникационная.
Слайд 8
Особенности отрасли
Продукция связи носит невещественный характер;
Процесс производства и процесс потребления
продукции связи совпадают во времени;
Информация как предмет труда подвергается только
пространственному перемещению.
Процесс передачи информации всегда является двухсторонним, т.е. между отправителем и получателем информации, возникает необходимость организации взаиморасчетов.
Неравномерность поступления нагрузки на предприятии связи.
Слайд 9Виды связи
Классификация в зависимости от характера и потребительной ценности услуг
связи. К ним относится:
а) почтовая связь;
б) телефонная связь;
в) видеотелефонная связь;
г)
документальная связь;
д) передача данных;
е) звуковое вещание;
ж) телевизионное вещание.
Слайд 10Подотрасли связи
Классифицируются в зависимости от характера предоставляемых услуг связи, организации
производства и управления средствами связи. Подотрасли связи являются более укрупненными
совокупностями средств связи. Различают следующие подотрасли связи:
а) почтовая;
б) междугородная телефонная;
в) местная (городская и сельская) телефонная;
г) телеграфная;
д) проводное вещание;
е) радиосвязь;
ж) радиовещание;
з) телевидение;
и) космическая связь.
Слайд 11Инфраструктура – это общественное производство обслуживающее материальное производство и непроизводственную
сферу.
Состав основных элементов инфраструктуры:
- Производственная;
- Социальная;
Рыночная;
Слайд 12Особенности отраслей инфраструктуры.
Всеобщий характер потребления услуг;
Сетевое построение;
Взаимозаменяемость и взаимодополняемость;
Основной эффект
от ее функционирования проявляется за пределами отрасли.
Слайд 13НТП в отрасли связи
Под научно-техническим прогрессом (НТП) понимают развивающийся во
времени процесс производства и практической реализации научных и технических знаний,
обеспечивающий возможность развития материальной основы общества.
Научно-технические новшества называют инновациями.
НТП это основа и предпосылка экономического, производственного прогресса и от него зависит эффективность производства.
Слайд 14Цели НТП в отрасли связи
а) создание набора технических средств наилучшим
образом отвечающих требованиям, вытекающим из структуры сети и особенностей систем
передачи;
б) снижение удельных затрат при создании аппаратуры и кабелей по таким основным показателям как стоимость на 1км канала в системе передачи;
в) уменьшение расхода дефицитных материалов, необходимых при создании каждого километра связи;
Слайд 15Цели НТП в отрасли связи
г) повышение качества оборудования и в
первую очередь его надежности;
д) уменьшение удельных эксплуатационных расходов, за счет
снижения численности, расхода электроэнергии, запчастей и другого, на единицу оборудования;
е) уменьшение габаритов оборудования с целью сокращения объема гражданских сооружений для станции и узлов связи;
ж) расширение комплекса услуг создаваемых сетями электросвязи для народного хозяйства и населения.
Слайд 16Управление и
регулирование
в отрасли связи
Слайд 17Управление – непрерывно осуществляемую систему мер целенаправленного воздействия на производственные
коллективы и отдельных работников, а через них на материально-вещественные элементы
труда с целью повышения эффективности производства и оптимального (наилучшего) функционирования общественного производства. В его основе лежит системный подход, предусматривающий наличие трех важнейших составляющих: управляющей подсистемы (субъект управления), управляемой подсистемы (объект управления) и внешней среды.
Управление и регулирование в отрасли связи осуществляется с помощью совокупности взаимосвязанных организационно-правовых, экономических и социально-психологических методов.
Слайд 18Основные цели и задачи государственного регулирования рынка инфокоммуникационных услуг:
обеспечение национальной
безопасности функционирования сетей и систем связи;
предоставление возможностей приоритетного развития отечественных
операторов и отечественных производителей инфокоммуникационного оборудования;
демонополизация и развитие конкурентной среды на основе контроля за образованием, слиянием и реорганизацией инфокоммуникационных компаний;
полное обеспечение населения социально-значимыми, базовыми услугами связи;
Слайд 19Основные цели и задачи государственного регулирования рынка инфокоммуникационных услуг:
создание равных
экономических условий функционирования операторов с целью повышения рентабельности предприятий;
обеспечение недискриминационного
доступа альтернативных операторов к сети общего пользования;
создание необходимых условий для внедрения перспективных инфокоммуникационных технологий и предоставления пользователям новых услуг.
Слайд 20Организация управления в отрасли связи
Организационная структура управления и регулирования в
отрасли связи представляет собой иерархическую систему, основанную на подчиненности субъектов
управления низшего звена высшему, которое в свою очередь является объектом управления со стороны органа более высокого уровня.
Слайд 22Экономическая характеристика инфокоммуникационных услуг.
Конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий привела
к возникновению понятия «инфокоммуникации» и к появлению инфокоммуникационных сетей и
услуг.
В условиях информатизации возрастают требования к скорости, точности и достоверности передачи информации, то есть к качеству работы инфокоммуникационных сетей и к качеству предоставления инфокоммуникационных услуг.
Слайд 23Сеть связи общего пользования
Укрупненная схема управления и регулирования сетью связи
общего пользования
Правительство РФ
Правительство РФ
Слайд 24Структурная схема управления акционерным обществом электросвязи
Общее собрание акционеров
Генеральный директор
Совет директоров
Ревизионная
комиссия
Аудитор
Правление АО
Аппарат управления АО
Отраслевые отделы
Функциональные отделы
Филиалы и дочерние предприятия
Слайд 25Упрощенная схема организационной структуры Екатеринбургского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»
Зам. генерального
директора – директор филиала
Главный
бухгалтер
Директор
по экономике
и финансам
Директор
по капит.
строительству
Технический
директор
Коммерческий
директор
Отдел
технологического
проектирования
Управл.
эксплуатации
Управл.
организации
продаж
Управл.
маркетинга
Управление
безопасности
Управление по
работе с персоналом
Территориальные
Узлы электросвязи (8)
Цеха
электросвязи
Екатеринбургский
городской узел ЭС
Центр эксплуат.
внутризоновых
сетей
Уральское
конструкторское
бюро связи
Слайд 26Схема организационной структуры Ирбитского территориального узла электросвязи
Начальник Ирбитского территориального узла
электросвязи
Группа по
работе с
персоналом
Юридический
отдел
Отдел
экономики
и финансов
Абонентский
отдел
(г. Ирбит)
Главный
бухгалтер
Бухгалтерия
Начальник
Сл. Туринского
участка ЭС
Главный
инженер
Произв.-
технич.
группа
Пункт
Оперативно
Техн.
Упр.
Зам. Начальника
связи
Обьед. участок
электросвязи
Абонентская
группа
Начальники цехов
электросвязи
Цеха электросвязи:
Байкаловский
Тавдинский
Туринский
Слайд 28В создании услуги связи участвуют, как правило, несколько предприятий связи,
работающих на каком-то конкретном этапе обработки сообщений или обслуживания средств
связи. Поэтому понятие услуги предприятия связи, услуга подотрасли связи не совпадают.
Услугой предприятия связи - называется полезный результат деятельности данного предприятия по обработке сообщений на исходящем, транзитном, входящем участке или по обслуживанию средств связи. Продукция предприятия связи носит незавершенный частичный характер (за исключением продукции ГТС, СТС).
Слайд 29Услугой подотрасли связи – называется полезный конечный результат деятельности всех
предприятий, участвующих в передаче сообщений или в организации обслуживания технических
средств связи. Продукция подотрасли связи выступает в форме услуги, носит законченный (завершенный) характер, так как только услуга, прошедшая весь путь от отправителя (подателя) до адресата может быть пригодной для потребления и подлежать реализации.
Слайд 30Услуги связи выступают (предоставляются) в двух формах:
- в форме передачи
(пересылки) отдельных сообщений (отправлений), то есть в форме обмена (например,
телеграмм, междугородных разговоров, писем, посылок), потребительной стоимостью будет эффект перемещения отправленной потребителем информации;
- в форме предоставления потребителям в пользование или в аренду технических устройств связи для осуществления передачи и приема информации, а так же в форме обслуживания средств связи.
Слайд 31Группировка предприятий связи по характеру производимой продукции
Слайд 32Изучение потребителей и рынка услуг связи
Маркетинг – это комплексная система
организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных
потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Слайд 33Маркетинг выполняет две основные функции:
-с одной стороны ориентирует производство на
удовлетворение существующих и потенциальных потребностей;
- с другой стороны формирует и
стимулирует спрос.