Слайд 1Юлия Гиппенрейтер
Родилась: 25 марта 1930 г., Москва
Профессор МГУ.
Диссертации, монографии:
“О
звуковысотном слухе”
“Движение глаз и деятельность”
“Методы коммуникативного тренинга и изучение
личностных изменений в ходе его”;
“Функционирование семей жертв сталинских репрессий конца 30-х гг. в трех поколениях” (Совместное российско-американское исследование по гранту IREX).
Слайд 2Общение = пища
В домах ребенка младенцы умирают чаще (исследование после
1мир.войны в Европе и Америке) отсутствие общения, заботы, внимания
Плохие,
непослушные, забитые дети – результат неправильно сложившихся отношений в семье
Слайд 3Уроки общения. Безусловное принятие ребенка
Нельзя: Если ты будешь хорошим мальчиком,
то…. Не жди от меня хорошего, пока ты не начнешь/не
перестанешь (ЛЮБЯТ только, если)
Можно: Я рада тебя видеть, я люблю, когда ты дома, мне хорошо, когда мы вместе..
Чем больше ругают – тем более непослушный становится
Обнимать ребенка 4-8 раз в день
Однако скрывать и копить негативные эмоции нельзя! (см.далее) (недоволен действиями ребенка, а не им; осуждать действия, но не чувства)
Сначала хорошие отношения с ребенком, потом дисциплина
Слайд 4Внутренние причины непринятия ребенка:
Незапланированный
Хотели девочку
Похож на отца от 1го брака
Стремление
компенсировать свои жизненные неудачи, мечты
Стремление доказать мужу «тяжесть бремени» быть
мамой
Слайд 5Домашнее задание
Подсчитать в течение 2-3х дней, сколько раз вы обратились
положительными высказываниями (радость, одобрение, поддержка), сколько с отрицательными (упрек, замечание,
критика). Если это число = или больше – есть проблемы в общении
Обнять ребенка 4 раза в день (утро и перед сном не считаются)
Обратить внимание на реакцию ребенка
Слайд 6Урок 2. Помощь родителей
Если делать замечания, когда ребенок мозаику неправильно
составляет, ошибки в письме бабушке
Дети теряются, обижаются, бунтуют
Мы ведь не
говорим годовалому: неправильно идешь, руками не тряси!
Как учить тогда?
Не каждую ошибку замечать,
обсуждать ошибки после дела,
сначала одобрить работу,
спросить у ребенка – правильно сделал? (они и сами все знают)
Помогать только тогда, когда просят
Слайд 7Результаты учения
Знание или умение – в основном ориентируемся только на
него!
Тренировка общей способности учиться, учить самого себя
Эмоции: удовлетворение или разочарование.
Уверенность или неувереннность.
След на взаимоотношениях с ребенком: положительно (довольны друг другом) или отрицательно (недовольны друг другом)
Слайд 8Домашнее задание
Составить список дел, с которыми справляется ребенок (пусть и
не совершенно)
Выбрать дела, в которые никогда не вмешиваться! – одобрить
старания ребенка (несмотря на результат)
Запомнить 2-3 ошибки и позднее их обсудить в хорошем тоне
Слайд 9Урок 3. Если ему трудно
Тогда невмешательство может только вред нанести
Начинать
со слов «Давай вместе»
Закон Выготского: зона ближайшего развития ребенка –
в каждом возрасте для каждого ребенка существует круг дел, с которыми он может справиться сам. За кругом – дела, только с участием взрослых и вообще недоступные. Дела, с участием мам – запас на будущее (потом будет сам) = это и есть зона ближайшего развития
Как заинтересовать читать? Заканчивать на интересном месте и ждать завтра. Читать вместе.
Слайд 10Как уберечь естественную активность ребенка?
Все дети активны и готовы помогать
родителям (месить тесто, мыть машины и тд)
2 опасности:
Рано переложить свою
часть на ребенка (отпустить велосипед раньше и ребенок упадет)
Слишком долгое участие родителей
Слайд 11Домашнее задание
Выбрать дело и сказать: Давай вместе. Поздравить за успехи
(и себя тоже)
Выбрать 2 дела, которые вы бы хотели, чтобы
ребенок научился делать сам. Поздравить за успехи
В течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком. Время будет положительно окрашено.
Слайд 12Урок 4. А если не хочет?
Если может (собирать вещи, убираться),
но не делает?
1) Трудно, нужно участие, поддержка
2) Специально отказывается,
т.к. не хочет, чтобы его ломали (приказы – не исполняю)
Что делать:
Дружелюбный тон общения (не руководить)
Общение на равных
Игра, соревнование между мамой и ребенком (кто больше подтянется на турнике)
Помочь внешними средствами (Выготский): картинки для напоминания, список дел, схемы, записки, инструкции. Это замена указаний взрослого – ребенок использует их сам! (Мишенька, полей меня - цветок. Умыться - утром)
Слайд 13НЕ
Не будьте излишне заботливыми – дайте ребенку захотеть для начала!
Не надо узнавать каждые 5 минут про уроки, делать за
детей уроки
не надо подкупать (если сделаешь, то дам деньги конфеты, кино). Опасно и малоэффективно! Претензии ребенка растут
Если платить, то начинаешь делать меньше и хуже (Достоевскому и Толстому не платили за их творчество).
Выбирать самому!
Если бы у тебя была волшебная палочка, чего бы ты захотела? «Чтобы сама хотела того, что хотят от меня родители»
Слайд 14Закономерность:
У родителя – большая воспитательная активность. У ребенка –
инфантильность. Почему?
Психологический закон: личность развивается только в том, что
ей интересно (пить лошадь не заставишь)
Как избегать конфликтов принуждения?
Посмотреть, чем увлекается ребенок (куклы, машинки, друзья, пазл, музыка, футбол) – кажутся пустыми, но они ему важны!
Узнать, почему они интересны
Принять в них участие - дети благодарны
На волне интереса передавать то, что считаете полезным: дополнительные знания, опыт, свой взгляд на вещи, интерес к чтению (начиная с книг об интересующем его предмете) – не просто слушать музыку, но слушать английские слова
Дисциплина, обязанности – другое! Выше описаны именно конфликты принуждения
Слайд 15Как работать с собой
Если в семье возникает: «мама, почему ты
мне не напомнила/не пришла/не приготовила?». Если хочется, чтобы ребенок сам
ложился спать, ходил на кружок, вставал утро.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему.
Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий/бездействий. Тогда он будет взрослеть (сам проспит, сам опоздает)
Слайд 16Домашнее задание
Есть ли столкновения по делам, которые, по вашему мнению,
он может и должен выполнить сам. Выберите 1 из них
и поделайте немного с ним. Лучше ли теперь дело с вами?
Придумать внешнее средство, которое может заменить ваше участие в 1м из дел ребенка (будильник, правило, записки). Обсудить и обыграть с ребенком его.
Возьмите вместе с ребенком лист бумаги, разделите вертикальной линией пополам. Слева: Сам. Справа: Вместе. Что можно передвинуть в левую колонку?
Набраться терпения!
Слайд 17ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ «САМ‑ВМЕСТЕ», КОТОРУЮ СОСТАВИЛА МАМА СО СВОЕЙ ОДИННАДЦАТИЛЕТНЕЙ ДОЧКОЙ
Сама
1. Встаю и собираюсь
в школу.
2. Решаю, когда сесть за уроки.
3. Перехожу улицу и могу переводить младших брата и сестру; мама разрешает, а папа нет.
4. Решаю, когда мне мыться.
5. Выбираю, с кем дружить.
6. Разогреваю и иногда готовлю себе еду, кормлю младших.
Вместе с мамой
1. Иногда делаем математику; мама объясняет.
2. Решаем, когда можно пригласить к нам друзей.
3. Делим купленные игрушки или конфеты.
4. Иногда спрашиваю совета у мамы, чем мне заняться.
5. Решаем, что будем делать в воскресенье.
Слайд 18Урок 5. Активное слушание
Не задавать вопросы – это удовлетворяет наше
любопытство. А также показывают сочувствие/недовольство – дети сами все знают
о себе!
Проговаривать чувства ребенка: Маша, тебе обидно/грустно/ты рассержен вместо Ну ничего, поиграет и отдаст. Как это ты не пойдешь в школу? Перестань капризничать
Это позволяет принять внутреннюю ситуацию ребенка, не оставляет наедине с переживанием! (ты не хочешь убираться. Какая ты догадливая – я потом приберу!)
Повернуться к ребенку. Глаза на 1м уровне. Утвердительный тон. Держать паузу после каждой своей реплики и ждать ответ (он разбирается с переживанием и чувствует, что вы рядом)
Если некогда – не начинать разговор!
Родитель помогает ему понять свое чувство! Поэтому и надо называть, тебе грустно/скучно/обидно, пока он сам не осознает, что он чувствует
Слайд 19Результаты активного слушания
Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка
Говорит о себе
больше, разматывая целый клубок проблем (начал с проблем в школе,
а закончил, что хочет с мамой посидеть)
Ребенок сам решает проблему
Дети сами начинают слушать родителей! (мама, ты сейчас заплачешь, т.к. мне не понравился твой обед)
Слайд 20Домашнее задание
Перед вами список, допишите к ним «чувства ребенка».
Потом
напишите свой ответ. (фиксация чувства ребенка!)
1. Ситуация и слова
ребенка
2. Чувства ребенка
3. Ваш ответ
1.1 (Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка‑хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось».
1.2 Огорчение, обида
1.3 Ты очень расстроилась, и было очень обидно.
2.1 (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!».
3.1 (Старший сын — маме): "Ты всегда ее защищаешь,
говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь".
4.1 "Сегодня на уроке математики я ничего не поняла
и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись".
5.1 (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча‑ашечка!».
6.1 (Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня
первый написал и сдал контрольную!".
7.1 "Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было
продолжение фильма!".
Слайд 21Возможные ответы родителя:
2. Ты очень расстроилась и было обидно.
3. Тебе
больно, ты рассердилась на доктора.
4. Тебе хочется, чтобы я тебя
тоже защищала.
5. Было очень неловко и обидно.
6. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
7. Здорово! Я вижу, ты очень рад.
8. Очень досадно...
Слайд 22Вопрос дочки:
— Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она
играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они
даже не взглянули.
Вот какие были ответы от группы студентов:
— А ты попробуй подойди к ним первая: может быть, и тебя примут.
— Наверное, ты сама в чем‑то виновата.
— Конечно, очень обидно. Но, может быть, Тане интереснее с той девочкой. Лучше не навязывай ей свою дружбу, а найди себе другую подружку.
— А ты предложи Тане поиграть с твоей новой куклой.
— Не знаю, что делать. Подари им что‑нибудь.
— Такое часто бывает в жизни. Постарайся не переживать так сильно.
— А у вас с ней не было ссоры?
— Брось переживать. Давай лучше поиграем.
Автоматические ответы (неправильные)
Слайд 23МАМА: Вова, одевайся скорее (команда), в садик опаздываем!
ВОВА: Я не
могу, помоги мне.
МАМА: Не выдумывай! (Приказ.) Сколько раз уже одевался
сам!
ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.
МАМА: Новые фокусы! Ну‑ка, сейчас же одевайся! (Снова приказ.)
ВОВА: А у меня не застегивается. МАМА: Не застегивается — так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха.
ВОВА (плачущим голосом): Ты плохая...
А разговор мог бы развиваться совсем по‑другому:
МАМА: Вова, одевайся скорее, в садик опаздываем!
ВОВА: Я не могу, помоги мне.
МАМА: (останавливается на минутку): Не можешь сам справиться.
ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.
МАМА: Тебе не нравится рубашка.
ВОВА Да, ребята вчера смеялись, говорили, девчачья.
МАМА: Тебе было очень неприятно. Понимаю... Давай оденем вот эту!
ВОВА (облегченно): Давай! (Быстро одевается.)
Виды автоматических ответов
Слайд 25ОТЕЦ: Ты что такой кислый?
СЫН: Да так, делать ничего не
хочется.
ОТЕЦ: Пойди погуляй, погода какая хорошая.
СЫН: Нет, гулять не хочу.
ОТЕЦ:
Ну, позвони Мише, сыграйте в шахматы.
СЫН: В шахматы надоело, да и Мишка сегодня занят.
ОТЕЦ: Возьми в конце концов книжку!
СЫН: Да ладно, пап, чего ты привязался! Не понимаешь ты меня! (Уходит в другую комнату, закрывает дверь.)
Разговор пошел иначе, когда отец вспомнил о методе активного слушания. Через некоторое время он заходит в комнату сына, садится рядом.
ОТЕЦ (положив руку на плечо мальчика): Все еще плохое настроение.
СЫН: Да, плохое.
ОТЕЦ (помолчав): Делать ничего не хочется.
СЫН: Ага, а тут еще этот доклад.
ОТЕЦ: Задали доклад приготовить.
СЫН: Ну да, к понедельнику, по мифам Древней Греции, а книжки нет, по чему буду готовить?
ОТЕЦ: Думаешь, где найти материал.
СЫН: Вот именно, негде... (Пауза.) Есть правда одна идея, у Кольки дома энциклопедия.
ОТЕЦ: Пожалуй, там про это написано.
СЫН (уже бодрее): Сейчас я ему позвоню.
Слайд 26Решения. Критика:
Обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка
Слайд 27Тринадцатилетняя Маша приглашена с мамой на свадьбу. Девочка очень возбуждена,
примеряет разные «наряды», хотя выбор не очень большой. Наконец, появляется
перед мамой и бабушкой с завитыми волосами, в длинной юбке и туфлях на высоких каблуках (то и другое «занято» у старшей сестры).
МАША (входит, сияя): Ну как?!
МАМА: Господи! Ну и нарядилась! Прямо первая красавица. Смотри как бы тебя с невестой не перепутали.
БАБУШКА: А туфли‑то зачем? Ты в них как жирафа на ходулях! (Лицо девочки гаснет, настроение испорчено.)
МАША: Ну и идите сами, а я никуда не пойду!
Слайд 28Пятнадцатилетний Петя приходит домой, обращается к маме.
ПЕТЯ: Мне никто не
звонил?
МАМА: Никто. Я догадываюсь, ты ждешь звонка Лены.
ПЕТЯ: А тебе
все надо знать.
МАМА: Надо. Например, я знаю почему у тебя второй день плохое настроение: с Леной поссорился.
ПЕТЯ: Мам, ну хватит! Какое тебе дело!
Близок к этому следующий тип ошибок.
Слайд 29ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!
МАМА: Четыре по математике.
Почему же ты злишься?
ДОЧЬ: Да, злюсь, а почему, не знаю.
А ты спрашиваешь: «Почему да почему?» (Уходит от разговора, замыкается.)
Более удачный вариант был такой (реальный диалог):
ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!
МАМА: Четыре по математике. Но я чувствую, что ты злишься.
ДОЧЬ: Да, я злюсь, а почему, не знаю.
МАМА: Тебе плохо.
ДОЧЬ: Да, плохо... Я не хочу, чтобы ты уходила.
МАМА: Ты хочешь, чтобы я осталась дома.
ДОЧЬ: Да (просительно). Мам, пожалуйста, не ходи сегодня на занятия!
Слайд 30ДОЧЬ (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору,
а Сережка Петров поставил мне подножку и я упала.
ОТЕЦ: Ну
ничего, пустяки, ты же не разбилась.
ДОЧЬ: Да, пустяки, а все мальчишки смеялись.
ПАПА: Да брось, не обращай внимания!
ДОЧЬ: Тебе легко говорить, а мне обидно!
СЫН: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.
ПАПА: Как много между нами общего!
Слайд 31ПРИМЕР
ДОЧЬ (четырех лет): Мама, кушать скорее!
МАМА: Садись, я уже налила.
ДОЧЬ
(Садится за стол, гримаса.): У, этот суп невкусный. Я не
буду.
МАМА: Оставь и уходи. (Приказ.)
ДОЧЬ: Я есть хочу!
Вмешивается папа.
ПАПА: Сядь и ешь без капризов! (Приказ.)
ДОЧЬ (на грани слез): А я с морковкой не люблю.
МАМА: Я тебе ее выловлю.
ДОЧЬ: А все равно...
МАМА (взрывается): Я не для того варила, чтобы ты тут носом крутила! (Назидание, критика.)
У дочери закапали первые слезы...
ПАПА Сядь хорошо и ешь. Набирай ложку. В рот! Жуй, жуй, а не держи во рту! (Приказ, команда.)
ДОЧЬ: А мне невкусно!!!
МАМА: Уходи из‑за стола, ходи голодная. (Команда, угроза.)
ПАПА: Я вот сейчас... (Угроза.)
Дочь со слезами берет ложку, начинает есть через пень‑колоду. Через минуту ест нормально, через пять минут съедает все. Но настроение у всех испорчено
Слайд 32СЛУШАТЬ ПО‑ДРУГОМУ
Хорошо известно, что дети любят фантазировать.
Мама укладывает
Сережу спать, мальчик капризничает.
СЕРЕЖА: Не буду, не хочу спать. (Пауза.)
Когда папа приедет? Я устал его ждать!
(Папа в длительной командировке и приедет нескоро.)
МАМА: Ты очень соскучился.
СЕРЕЖА: Да, очень. Уже больше не могу...
МАМА: Я тоже скучаю. Давай вообразим, что папа приезжает. Как это будет?
СЕРЕЖА: (Оживляясь). Он нам звонит с вокзала и говорит: «Я уже здесь, скоро буду у вас!».
МАМА: Да, мы очень обрадовались, начинаем наводить порядок...
СЕРЕЖА: Нет, порядок мы уже навели, и ты уже испекла пирог.
МАМА: Да, конечно. Мы начинаем накрывать на стол, ставить пирог, тарелки и чашки.
СЕРЕЖА: Я достаю из «гаража» свою новую машинку и еще альбом, где рисовал танки.
МАМА: Вот слышим шаги у двери, звонок...
СЕРЕЖА: Я бегу открывать — папа!!! Он смеется, поднимает меня на руки...
Разговор продолжается еще несколько минут, после чего мальчик засыпает с улыбкой на лице.
ЛЕНА Пап, я хочу шоколадку, купи‑и‑и.
ПАПА По‑моему, мама тебе уже вчера покупала.
ЛЕНА: Одну, и то маленькую.
ПАПА: А ты хочешь много.
ЛЕНА: Да, много‑много!
ПАПА: Десять штук, а лучше пятьдесят!
ЛЕНА (подхватывая игру): Нет, сто, тысячу!!!
ПАПА: Мы покупаем тысячу шоколадок, нагружаем Павликову коляску и везем домой.
ЛЕНА (смеется): Все удивляются: «Откуда у вас столько шоколада?». Собирается много детей, и мы начинаем всех угощать!
Слайд 33Домашнее задание
Попробуйте определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ
родителя
ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному!
МАТЬ: Не выдумывай,
на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. (1)
ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь как было больно!
МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов. (2)
ДОЧЬ Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь!
СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе.
МАТЬ: Ну, ничего, кому‑то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик; а потом — сам виноват. (3)
СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!
МАТЬ: Откуда ты знаешь, что он слабее? (4)
СЫН: Знаю! Я один из лучших в команде.
МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным. (5)
СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты...
Слайд 34Девочка пяти лет — отцу (плачет)
ДОЧЬ: Посмотри, что он (брат
двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь
болтается.
ПАПА Да, действительно. А как это случилось? (6)
ДОЧЬ: Откуда я знаю! Моя ку‑у‑колка!
ПАПА: Ну успокойся. Давай что‑нибудь придумаем.(7)
ДОЧЬ: Не могу‑у успокоиться, ку‑у‑колка моя...
ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом; симпатичный такой инвалидик. (Улыбается).(8)
ДОЧЬ(плачет сильнее): Не хочу представлять...Не смейся. Я убью его в следующий раз!
ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал!(9)
ДОЧЬ: Ты плохой, я пойду к маме. Ма‑аам, посмотри...
Домашнее задание
Слайд 35Ключ к заданию
(1)Приказ.
(2)Доводы, угроза.
(3)Увещевание, критика.
(4)Вопрос.
(5)Совет, критика.
(6)Выспрашивание.
(7)Увещевание.
(8)Совет, подшучивание.
(9)Нравоучение, угроза.
Слайд 36Домашнее задание
2 задание. Посмотреть на общение с ребенком. Упражняться каждый
день в активном слушании
3 задание. 1 день провести абсолютно без
критики. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.
Слайд 37Чувства родителей.
Я - сообщение
Выразить чувства в необидной для ребенка
форме
Ближе узнать родителей (не авторитет, а человек)
Дети тоже начинают искренне
выражать свои чувства
Дети сами могут принять решение или найти решение вместе с ребенком
Как использовать:
Ситуация (описание) – ты 2 часа назал обозвал сестру Дурой
Чувства (родителя) – мне грустно
Я сообщение (Мне не нравится, когда дети ругаются)
Мне бы хотелось, чтобы ты в следующий раз / решение (давай подумаем, как можно было бы избежать этого слова в разговоре с ней?)
Слайд 38Ошибки в Я-сообщении
Завершать Ты-сообщением. Мне не нравится, что ТЫ такая
неряха. Вместо этого: Мне не нравится, когда за стол садятся
с грязными руками. Меня раздражает, когда дети хнычут
Боязнь выразить чувство истинной силы. Если вы в ярости, то и говорить об этом
Слайд 39Рассказ мамы
Ребенок ушел в другой двор, мама его потеряла. Когда
он пришел, я сказала зловещим голосом (у меня внутри все
дрожало) сказала: «То, что ты сделал, ни в какие рамки не лезет, и я должна тебя наказать! Выбирай: или я тебя выдеру ремнем, — или неделю не буду читать книжку на ночь!» Сын задумался, спрашивает:
«А если ремень, то книжечка будет?» «Будет», — мрачно говорю я. «Тогда лучше ремень!» — сказал он.
Я ему велела спустить штаны, нашла в шкафу ремень. «Как мне встать?» — спрашивает он. Тут мне как‑то стало не по себе (а началось неловкое чувство, когда он с серьезным и задумчивым видом выбрал книжку). Но мысль о том, что надо доводить наказание до конца, заставила меня хлестнуть его ремнем несколько раз. Сразу после этого мне стало очень стыдно.
Было чувство, что я унизила маленького человека, который, кстати, в этой истории держался более достойно, чем я со своим «гневом». Да и был ли гнев? Сначала — смертельное волнение, а потом, когда он нашелся, все отлегло и возникло соображение «надо наказать!».
Если бы я ему сразу рассказала, как волновалась, думаю, он понял бы все не хуже, и не было бы этого оскорбительного, дурацкого случая. Я уж больше никогда его не била, а когда узнала о «Я‑сообщении», то поняла, как выходить из подобных положений.
Слайд 40
Профилактика проблемы: изменить условия
Для малышей:
Сделать временные заграждения на окна, закрыть
розетку пробкой, убрать повыше все небьющееся, наклеить дешевые обои в
его комнате
Слайд 41Домашнее задание
Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает
«Я‑сообщению».
Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол.
Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2 . У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:
1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
2. Не мешай разговаривать.
3. Ты не можешь заняться чем‑нибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына‑подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:
1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
2. Уберите за собой посуду.
3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.
Слайд 42Ответы на 1 задание
Ситуация 1.
«Я‑сообщением» будет фраза 2.
В реплике
1 — типичное «Ты‑сообщение», фраза 3 начинается как «Я‑сообщение», а
затем переходит в «Ты‑сообщение».
Ситуация 2.
«Я‑сообщение» — фраза 1, обе остальные — «Ты‑сообщение». Хотя во второй фразе «ты» отсутствует, но оно подразумевается (читается «между строк»).
Ситуация 3.
«Я‑сообщение» — фраза 3.
Слайд 43ДЗ. Назовите чувство + Я сообщение:
Без ответов
1.1 Ребенок шалил за
столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко (Расстроилась, рассердилась. Я
сообщение: Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят).
2.1 Сын‑первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки.
3.1 Ваша взрослеющая дочка влюбилась в «шалопая».
4.1 Вы входите в комнату (9‑й этаж) и видите вашего сына‑дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.
5.1 Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.
б.1 Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.
7.1 С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.
Слайд 44Как разрешать конфликты
КОНСЕНСУС (= ОБОИМ ХОРОШО)
1. Прояснение конфликтной ситуации.
2. Сбор
предложений.
3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
4. Детализация решения.
5. Выполнение
решения; проверка.
Мальчики не хотели расходиться по домам и ложиться спать. Мама собрала у них решения и в итоге они поиграли 30 минут и остались у Миши ночевать.
Слайд 45Пример
ПАПА: Знаете, ребята, я зашел сейчас в ванную и
мне было очень неприятно увидеть там
полный беспорядок: полотенца скомканы,
на полу вода, ванна не вымыта... (Я‑сообщение).
МАРИНА: Это все Сашка, он никогда за собой ничего не убирает!
САША (гневно): Неправда, ты сама там все побросала!
МАРИНА: Нет, ты! .
САША: Нет, ты!
МАМА: Мне неприятна эта сцена («Я‑сообщение»). Марина, ты хочешь сказать, что после тебя остался в ванной порядок (активное слушание).
МАРИНА: Ну, не совсем порядок, но уж не такое, как после него...
САША: Вот именно, «не совсем порядок»!
МАМА: Сейчас, Саша, я послушаю и тебя. Значит, кое‑что и ты не убрала (продолжение активного слушания).
МАРИНА: Ну, может быть, кое‑что...
МАМА (Саше): И тебе, Саша, обидно, когда тебя одного обвиняют во всем (Саша кивает). Значит, я поняла так: каждый согласен, что он внес свой «вклад» в беспорядок. (Мама резюмирует сказанное.) А папе теперь неприятно туда входить (активно слушает папу), да и мне, признаться, тоже («Я‑сообщение»). Что же будем делать? (Ключевой вопрос, когда все выслушаны и страсти поутихли.) Саша: Пусть уберет каждый свое (мама выждала, пока предложение поступит от кого— либо из детей).
МАМА: То есть на каждый носок и каждую лужицу прикрепим надпись: «Саша», «Марина» (чувство юмора обычно очень помогает разрядить обстановку).
САША (улыбаясь): Ну, уж не до такой степени.
МАРИНА: Я вытру пол и вымою ванну, а он пусть уберет все остальное (еще одно предложение).
САША: Ладно, я согласен.
МАМА: Ну что ж, мне кажется, это решение всех устраивает. Когда вы сделаете это, сейчас или после ужина? (Детализация решения.)
Слайд 46Дисциплина и правила
Детям не только нужен порядок и правила поведения,
они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной
и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Слайд 47Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.
Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно
меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Слайд 48Правила (ограничения, требования, запреты)
не должно быть слишком много, и
они должны
быть гибкими.
Как вы понимаете, это правило предостерегает
от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения (см. первый неконструктивный способ разрешения конфликтов).
Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».
Слайд 50Важно
Правила не должны вставать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка
(Если ребенок хочет ходить, как неформал, пусть ходит – это
все равно пройдет. Но на данный момент ему это важно)
Правила должны быть согласованы между взрослыми
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно‑разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое
Зона радости — это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком (придумать дела, праздники).
Слайд 51«Трудные» случаи
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук»,
принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и
т.п.
На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи — и ни в коем случае не в критике, и наказаниях.
Слайд 524 причины нарушений поведения ребенка
Борьба за внимание (даже если за
плохое)
Родители: гнев
Что делать: показать, что любите. Играть вместе
2. Борьба за
самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки (Я сам). Меньше делать замечаний!
Родители: раздражение
Что делать: капризы оставлять без внимания. Перестать контролировать дела ребенка (часть)
Желание отомстить (родители разошлись, больше внимания младшему, родители ссорятся) «Вы сделали мне плохо — пусть и вам будет тоже плохо!..»
Родители: обида
Что делать: понять, почему у ребенка обида и обсудить
4. Потеря веры в собственный успех (нет друзей в классе, а в итоге учеба на 2-3). «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Хотя может говорить: «Ну и пусть плохой. Мне все равно»
Родители: отчаяние
Что делать: Перестать требовать. Давать задачи, с которыми он справится. Поощрать его, никакой критики,
Слайд 5410 уроков книги
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его
переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4.
Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4‑х, а лучше по 8 раз в день.
Слайд 55Спасибо за внимание
Презентацию подготовила
Анна Саночкина
Для некоммерческого проекта «Книжный Клуб»
в
рамках проекта «Лейка. Для мам, пап и малышей»