Разделы презентаций


Юлия Гиппенрейтер

Содержание

Общение = пищаВ домах ребенка младенцы умирают чаще (исследование после 1мир.войны в Европе и Америке)  отсутствие общения, заботы, вниманияПлохие, непослушные, забитые дети – результат неправильно сложившихся отношений в семье

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Юлия Гиппенрейтер
Родилась: 25 марта 1930 г., Москва
Профессор МГУ.

Диссертации, монографии:
“О

звуковысотном слухе”
“Движение глаз и деятельность” 
“Методы коммуникативного тренинга и изучение

личностных изменений в ходе его”;
“Функционирование семей жертв сталинских репрессий конца 30-х гг. в трех поколениях” (Совместное российско-американское исследование по гранту IREX).
Юлия ГиппенрейтерРодилась: 25 марта 1930 г., Москва Профессор МГУ.Диссертации, монографии:“О звуковысотном слухе”“Движение глаз и деятельность”  “Методы коммуникативного

Слайд 2Общение = пища
В домах ребенка младенцы умирают чаще (исследование после

1мир.войны в Европе и Америке)  отсутствие общения, заботы, внимания
Плохие,

непослушные, забитые дети – результат неправильно сложившихся отношений в семье
Общение = пищаВ домах ребенка младенцы умирают чаще (исследование после 1мир.войны в Европе и Америке)  отсутствие

Слайд 3Уроки общения. Безусловное принятие ребенка
Нельзя: Если ты будешь хорошим мальчиком,

то…. Не жди от меня хорошего, пока ты не начнешь/не

перестанешь (ЛЮБЯТ только, если)
Можно: Я рада тебя видеть, я люблю, когда ты дома, мне хорошо, когда мы вместе..
Чем больше ругают – тем более непослушный становится
Обнимать ребенка 4-8 раз в день
Однако скрывать и копить негативные эмоции нельзя! (см.далее) (недоволен действиями ребенка, а не им; осуждать действия, но не чувства)
Сначала хорошие отношения с ребенком, потом дисциплина

Уроки общения. Безусловное принятие ребенкаНельзя: Если ты будешь хорошим мальчиком, то…. Не жди от меня хорошего, пока

Слайд 4Внутренние причины непринятия ребенка:
Незапланированный
Хотели девочку
Похож на отца от 1го брака
Стремление

компенсировать свои жизненные неудачи, мечты
Стремление доказать мужу «тяжесть бремени» быть

мамой
Внутренние причины непринятия ребенка:НезапланированныйХотели девочкуПохож на отца от 1го бракаСтремление компенсировать свои жизненные неудачи, мечтыСтремление доказать мужу

Слайд 5Домашнее задание
Подсчитать в течение 2-3х дней, сколько раз вы обратились

положительными высказываниями (радость, одобрение, поддержка), сколько с отрицательными (упрек, замечание,

критика). Если это число = или больше – есть проблемы в общении
Обнять ребенка 4 раза в день (утро и перед сном не считаются)
Обратить внимание на реакцию ребенка
Домашнее заданиеПодсчитать в течение 2-3х дней, сколько раз вы обратились положительными высказываниями (радость, одобрение, поддержка), сколько с

Слайд 6Урок 2. Помощь родителей
Если делать замечания, когда ребенок мозаику неправильно

составляет, ошибки в письме бабушке
Дети теряются, обижаются, бунтуют
Мы ведь не

говорим годовалому: неправильно идешь, руками не тряси!
Как учить тогда?
Не каждую ошибку замечать,
обсуждать ошибки после дела,
сначала одобрить работу,
спросить у ребенка – правильно сделал? (они и сами все знают)
Помогать только тогда, когда просят

Урок 2. Помощь родителейЕсли делать замечания, когда ребенок мозаику неправильно составляет, ошибки в письме бабушкеДети теряются, обижаются,

Слайд 7Результаты учения
Знание или умение – в основном ориентируемся только на

него!
Тренировка общей способности учиться, учить самого себя
Эмоции: удовлетворение или разочарование.

Уверенность или неувереннность.
След на взаимоотношениях с ребенком: положительно (довольны друг другом) или отрицательно (недовольны друг другом)
Результаты ученияЗнание или умение – в основном ориентируемся только на него!Тренировка общей способности учиться, учить самого себяЭмоции:

Слайд 8Домашнее задание
Составить список дел, с которыми справляется ребенок (пусть и

не совершенно)
Выбрать дела, в которые никогда не вмешиваться! – одобрить

старания ребенка (несмотря на результат)
Запомнить 2-3 ошибки и позднее их обсудить в хорошем тоне

Домашнее заданиеСоставить список дел, с которыми справляется ребенок (пусть и не совершенно)Выбрать дела, в которые никогда не

Слайд 9Урок 3. Если ему трудно
Тогда невмешательство может только вред нанести
Начинать

со слов «Давай вместе»
Закон Выготского: зона ближайшего развития ребенка –

в каждом возрасте для каждого ребенка существует круг дел, с которыми он может справиться сам. За кругом – дела, только с участием взрослых и вообще недоступные. Дела, с участием мам – запас на будущее (потом будет сам) = это и есть зона ближайшего развития

Как заинтересовать читать? Заканчивать на интересном месте и ждать завтра. Читать вместе.
Урок 3. Если ему трудноТогда невмешательство может только вред нанестиНачинать со слов «Давай вместе»Закон Выготского: зона ближайшего

Слайд 10Как уберечь естественную активность ребенка?
Все дети активны и готовы помогать

родителям (месить тесто, мыть машины и тд)

2 опасности:
Рано переложить свою

часть на ребенка (отпустить велосипед раньше и ребенок упадет)
Слишком долгое участие родителей

Как уберечь естественную активность ребенка?Все дети активны и готовы помогать родителям (месить тесто, мыть машины и тд)2

Слайд 11Домашнее задание
Выбрать дело и сказать: Давай вместе. Поздравить за успехи

(и себя тоже)
Выбрать 2 дела, которые вы бы хотели, чтобы

ребенок научился делать сам. Поздравить за успехи
В течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком. Время будет положительно окрашено.

Домашнее заданиеВыбрать дело и сказать: Давай вместе. Поздравить за успехи (и себя тоже)Выбрать 2 дела, которые вы

Слайд 12Урок 4. А если не хочет?
Если может (собирать вещи, убираться),

но не делает?
1) Трудно, нужно участие, поддержка
2) Специально отказывается,

т.к. не хочет, чтобы его ломали (приказы – не исполняю)
Что делать:
Дружелюбный тон общения (не руководить)
Общение на равных
Игра, соревнование между мамой и ребенком (кто больше подтянется на турнике)
Помочь внешними средствами (Выготский): картинки для напоминания, список дел, схемы, записки, инструкции. Это замена указаний взрослого – ребенок использует их сам! (Мишенька, полей меня - цветок. Умыться - утром)


Урок 4. А если не хочет?Если может (собирать вещи, убираться), но не делает? 1) Трудно, нужно участие,

Слайд 13НЕ
Не будьте излишне заботливыми – дайте ребенку захотеть для начала!

Не надо узнавать каждые 5 минут про уроки, делать за

детей уроки
не надо подкупать (если сделаешь, то дам деньги конфеты, кино). Опасно и малоэффективно! Претензии ребенка растут
Если платить, то начинаешь делать меньше и хуже (Достоевскому и Толстому не платили за их творчество).
Выбирать самому!
Если бы у тебя была волшебная палочка, чего бы ты захотела? «Чтобы сама хотела того, что хотят от меня родители»
НЕНе будьте излишне заботливыми – дайте ребенку захотеть для начала! Не надо узнавать каждые 5 минут про

Слайд 14Закономерность: У родителя – большая воспитательная активность. У ребенка –

инфантильность. Почему? Психологический закон: личность развивается только в том, что

ей интересно (пить лошадь не заставишь)

Как избегать конфликтов принуждения?
Посмотреть, чем увлекается ребенок (куклы, машинки, друзья, пазл, музыка, футбол) – кажутся пустыми, но они ему важны!
Узнать, почему они интересны
Принять в них участие - дети благодарны
На волне интереса передавать то, что считаете полезным: дополнительные знания, опыт, свой взгляд на вещи, интерес к чтению (начиная с книг об интересующем его предмете) – не просто слушать музыку, но слушать английские слова

Дисциплина, обязанности – другое! Выше описаны именно конфликты принуждения

Закономерность:  У родителя – большая воспитательная активность. У ребенка – инфантильность. Почему?  Психологический закон: личность

Слайд 15Как работать с собой
Если в семье возникает: «мама, почему ты

мне не напомнила/не пришла/не приготовила?». Если хочется, чтобы ребенок сам

ложился спать, ходил на кружок, вставал утро.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему.

Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий/бездействий. Тогда он будет взрослеть (сам проспит, сам опоздает)


Как работать с собойЕсли в семье возникает: «мама, почему ты мне не напомнила/не пришла/не приготовила?». Если хочется,

Слайд 16Домашнее задание
Есть ли столкновения по делам, которые, по вашему мнению,

он может и должен выполнить сам. Выберите 1 из них

и поделайте немного с ним. Лучше ли теперь дело с вами?
Придумать внешнее средство, которое может заменить ваше участие в 1м из дел ребенка (будильник, правило, записки). Обсудить и обыграть с ребенком его.
Возьмите вместе с ребенком лист бумаги, разделите вертикальной линией пополам. Слева: Сам. Справа: Вместе. Что можно передвинуть в левую колонку?
Набраться терпения!
Домашнее заданиеЕсть ли столкновения по делам, которые, по вашему мнению, он может и должен выполнить сам. Выберите

Слайд 17ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ «САМ‑ВМЕСТЕ», КОТОРУЮ СОСТАВИЛА МАМА СО СВОЕЙ ОДИННАДЦАТИЛЕТНЕЙ ДОЧКОЙ


Сама
1. Встаю и собираюсь

в школу.
2. Решаю, когда сесть за уроки.
3. Перехожу улицу и могу переводить младших брата и сестру; мама разрешает, а папа нет.
4. Решаю, когда мне мыться.
5. Выбираю, с кем дружить.
6. Разогреваю и иногда готовлю себе еду, кормлю младших.
Вместе с мамой
1. Иногда делаем математику; мама объясняет.
2. Решаем, когда можно пригласить к нам друзей.
3. Делим купленные игрушки или конфеты.
4. Иногда спрашиваю совета у мамы, чем мне заняться.
5. Решаем, что будем делать в воскресенье.

ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ «САМ‑ВМЕСТЕ», КОТОРУЮ СОСТАВИЛА МАМА СО СВОЕЙ ОДИННАДЦАТИЛЕТНЕЙ ДОЧКОЙ       Сама

Слайд 18Урок 5. Активное слушание
Не задавать вопросы – это удовлетворяет наше

любопытство. А также показывают сочувствие/недовольство – дети сами все знают

о себе!
Проговаривать чувства ребенка: Маша, тебе обидно/грустно/ты рассержен вместо Ну ничего, поиграет и отдаст. Как это ты не пойдешь в школу? Перестань капризничать
Это позволяет принять внутреннюю ситуацию ребенка, не оставляет наедине с переживанием! (ты не хочешь убираться. Какая ты догадливая – я потом приберу!)
Повернуться к ребенку. Глаза на 1м уровне. Утвердительный тон. Держать паузу после каждой своей реплики и ждать ответ (он разбирается с переживанием и чувствует, что вы рядом)
Если некогда – не начинать разговор!
Родитель помогает ему понять свое чувство! Поэтому и надо называть, тебе грустно/скучно/обидно, пока он сам не осознает, что он чувствует


Урок 5. Активное слушаниеНе задавать вопросы – это удовлетворяет наше любопытство. А также показывают сочувствие/недовольство – дети

Слайд 19Результаты активного слушания
Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка
Говорит о себе

больше, разматывая целый клубок проблем (начал с проблем в школе,

а закончил, что хочет с мамой посидеть)
Ребенок сам решает проблему
Дети сами начинают слушать родителей! (мама, ты сейчас заплачешь, т.к. мне не понравился твой обед)
Результаты активного слушанияИсчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенкаГоворит о себе больше, разматывая целый клубок проблем (начал с

Слайд 20Домашнее задание
Перед вами список, допишите к ним «чувства ребенка».
Потом

напишите свой ответ. (фиксация чувства ребенка!)
 
1. Ситуация и слова

ребенка
2. Чувства ребенка
3. Ваш ответ
 
1.1 (Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка‑хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось».
1.2 Огорчение, обида
1.3 Ты очень расстроилась, и было очень обидно.
 
2.1 (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!».
3.1 (Старший сын — маме): "Ты всегда ее защищаешь,
говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь".
4.1 "Сегодня на уроке математики я ничего не поняла
и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись".
5.1 (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча‑ашечка!».
6.1 (Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня
первый написал и сдал контрольную!".
7.1 "Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было
продолжение фильма!".

Домашнее заданиеПеред вами список, допишите к ним «чувства ребенка». Потом напишите свой ответ. (фиксация чувства ребенка!)  1.

Слайд 21Возможные ответы родителя:

2. Ты очень расстроилась и было обидно.
3. Тебе

больно, ты рассердилась на доктора.
4. Тебе хочется, чтобы я тебя

тоже защищала.
5. Было очень неловко и обидно.
6. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
7. Здорово! Я вижу, ты очень рад.
8. Очень досадно...

Возможные ответы родителя:2. Ты очень расстроилась и было обидно.3. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.4. Тебе хочется,

Слайд 22Вопрос дочки: — Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она

играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они

даже не взглянули.

Вот какие были ответы от группы студентов:
— А ты попробуй подойди к ним первая: может быть, и тебя примут.
— Наверное, ты сама в чем‑то виновата.
— Конечно, очень обидно. Но, может быть, Тане интереснее с той девочкой. Лучше не навязывай ей свою дружбу, а найди себе другую подружку.
— А ты предложи Тане поиграть с твоей новой куклой.
— Не знаю, что делать. Подари им что‑нибудь.
— Такое часто бывает в жизни. Постарайся не переживать так сильно.
— А у вас с ней не было ссоры?
— Брось переживать. Давай лучше поиграем.

Автоматические ответы (неправильные)

Вопрос дочки: — Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой,

Слайд 23МАМА: Вова, одевайся скорее (команда), в садик опаздываем!
ВОВА: Я не

могу, помоги мне.
МАМА: Не выдумывай! (Приказ.) Сколько раз уже одевался

сам!
ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.
МАМА: Новые фокусы! Ну‑ка, сейчас же одевайся! (Снова приказ.)
ВОВА: А у меня не застегивается. МАМА: Не застегивается — так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха.
ВОВА (плачущим голосом): Ты плохая...


А разговор мог бы развиваться совсем по‑другому:
МАМА: Вова, одевайся скорее, в садик опаздываем!
ВОВА: Я не могу, помоги мне.
МАМА: (останавливается на минутку): Не можешь сам справиться.
ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.
МАМА: Тебе не нравится рубашка.
ВОВА Да, ребята вчера смеялись, говорили, девчачья.
МАМА: Тебе было очень неприятно. Понимаю... Давай оденем вот эту!
ВОВА (облегченно): Давай! (Быстро одевается.)

Виды автоматических ответов

МАМА: Вова, одевайся скорее (команда), в садик опаздываем!ВОВА: Я не могу, помоги мне.МАМА: Не выдумывай! (Приказ.) Сколько

Слайд 25ОТЕЦ: Ты что такой кислый?
СЫН: Да так, делать ничего не

хочется.
ОТЕЦ: Пойди погуляй, погода какая хорошая.
СЫН: Нет, гулять не хочу.
ОТЕЦ:

Ну, позвони Мише, сыграйте в шахматы.
СЫН: В шахматы надоело, да и Мишка сегодня занят.
ОТЕЦ: Возьми в конце концов книжку!
СЫН: Да ладно, пап, чего ты привязался! Не понимаешь ты меня! (Уходит в другую комнату, закрывает дверь.)

Разговор пошел иначе, когда отец вспомнил о методе активного слушания. Через некоторое время он заходит в комнату сына, садится рядом.
ОТЕЦ (положив руку на плечо мальчика): Все еще плохое настроение.
СЫН: Да, плохое.
ОТЕЦ (помолчав): Делать ничего не хочется.
СЫН: Ага, а тут еще этот доклад.
ОТЕЦ: Задали доклад приготовить.
СЫН: Ну да, к понедельнику, по мифам Древней Греции, а книжки нет, по чему буду готовить?
ОТЕЦ: Думаешь, где найти материал.
СЫН: Вот именно, негде... (Пауза.) Есть правда одна идея, у Кольки дома энциклопедия.
ОТЕЦ: Пожалуй, там про это написано.
СЫН (уже бодрее): Сейчас я ему позвоню.

ОТЕЦ: Ты что такой кислый?СЫН: Да так, делать ничего не хочется.ОТЕЦ: Пойди погуляй, погода какая хорошая.СЫН: Нет,

Слайд 26Решения. Критика:
Обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка

Решения. Критика:Обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка

Слайд 27Тринадцатилетняя Маша приглашена с мамой на свадьбу. Девочка очень возбуждена,

примеряет разные «наряды», хотя выбор не очень большой. Наконец, появляется

перед мамой и бабушкой с завитыми волосами, в длинной юбке и туфлях на высоких каблуках (то и другое «занято» у старшей сестры).
МАША (входит, сияя): Ну как?!
МАМА: Господи! Ну и нарядилась! Прямо первая красавица. Смотри как бы тебя с невестой не перепутали.
БАБУШКА: А туфли‑то зачем? Ты в них как жирафа на ходулях! (Лицо девочки гаснет, настроение испорчено.)
МАША: Ну и идите сами, а я никуда не пойду!
Тринадцатилетняя Маша приглашена с мамой на свадьбу. Девочка очень возбуждена, примеряет разные «наряды», хотя выбор не очень

Слайд 28Пятнадцатилетний Петя приходит домой, обращается к маме.
ПЕТЯ: Мне никто не

звонил?
МАМА: Никто. Я догадываюсь, ты ждешь звонка Лены.
ПЕТЯ: А тебе

все надо знать.
МАМА: Надо. Например, я знаю почему у тебя второй день плохое настроение: с Леной поссорился.
ПЕТЯ: Мам, ну хватит! Какое тебе дело!
Близок к этому следующий тип ошибок.
Пятнадцатилетний Петя приходит домой, обращается к маме.ПЕТЯ: Мне никто не звонил?МАМА: Никто. Я догадываюсь, ты ждешь звонка

Слайд 29ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!
МАМА: Четыре по математике.

Почему же ты злишься?
ДОЧЬ: Да, злюсь, а почему, не знаю.

А ты спрашиваешь: «Почему да почему?» (Уходит от разговора, замыкается.)

Более удачный вариант был такой (реальный диалог):
ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!
МАМА: Четыре по математике. Но я чувствую, что ты злишься.
ДОЧЬ: Да, я злюсь, а почему, не знаю.
МАМА: Тебе плохо.
ДОЧЬ: Да, плохо... Я не хочу, чтобы ты уходила.
МАМА: Ты хочешь, чтобы я осталась дома.
ДОЧЬ: Да (просительно). Мам, пожалуйста, не ходи сегодня на занятия!

ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!МАМА: Четыре по математике. Почему же ты злишься?ДОЧЬ: Да, злюсь, а

Слайд 30ДОЧЬ (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору,

а Сережка Петров поставил мне подножку и я упала.
ОТЕЦ: Ну

ничего, пустяки, ты же не разбилась.
ДОЧЬ: Да, пустяки, а все мальчишки смеялись.
ПАПА: Да брось, не обращай внимания!
ДОЧЬ: Тебе легко говорить, а мне обидно!

СЫН: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.
ПАПА: Как много между нами общего!

ДОЧЬ (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору, а Сережка Петров поставил мне подножку и

Слайд 31ПРИМЕР


ДОЧЬ (четырех лет): Мама, кушать скорее!
МАМА: Садись, я уже налила.
ДОЧЬ

(Садится за стол, гримаса.): У, этот суп невкусный. Я не

буду.
МАМА: Оставь и уходи. (Приказ.)
ДОЧЬ: Я есть хочу!
Вмешивается папа.
ПАПА: Сядь и ешь без капризов! (Приказ.)
ДОЧЬ (на грани слез): А я с морковкой не люблю.
МАМА: Я тебе ее выловлю.
ДОЧЬ: А все равно...
МАМА (взрывается): Я не для того варила, чтобы ты тут носом крутила! (Назидание, критика.)
У дочери закапали первые слезы...
ПАПА Сядь хорошо и ешь. Набирай ложку. В рот! Жуй, жуй, а не держи во рту! (Приказ, команда.)
ДОЧЬ: А мне невкусно!!!
МАМА: Уходи из‑за стола, ходи голодная. (Команда, угроза.)
ПАПА: Я вот сейчас... (Угроза.)

Дочь со слезами берет ложку, начинает есть через пень‑колоду. Через минуту ест нормально, через пять минут съедает все. Но настроение у всех испорчено
ПРИМЕРДОЧЬ (четырех лет): Мама, кушать скорее!МАМА: Садись, я уже налила.ДОЧЬ (Садится за стол, гримаса.): У, этот суп

Слайд 32СЛУШАТЬ ПО‑ДРУГОМУ
Хорошо известно, что дети любят фантазировать.

Мама укладывает

Сережу спать, мальчик капризничает.
СЕРЕЖА: Не буду, не хочу спать. (Пауза.)

Когда папа приедет? Я устал его ждать!
(Папа в длительной командировке и приедет нескоро.)
МАМА: Ты очень соскучился.
СЕРЕЖА: Да, очень. Уже больше не могу...
МАМА: Я тоже скучаю. Давай вообразим, что папа приезжает. Как это будет?
СЕРЕЖА: (Оживляясь). Он нам звонит с вокзала и говорит: «Я уже здесь, скоро буду у вас!».
МАМА: Да, мы очень обрадовались, начинаем наводить порядок...
СЕРЕЖА: Нет, порядок мы уже навели, и ты уже испекла пирог.
МАМА: Да, конечно. Мы начинаем накрывать на стол, ставить пирог, тарелки и чашки.
СЕРЕЖА: Я достаю из «гаража» свою новую машинку и еще альбом, где рисовал танки.
МАМА: Вот слышим шаги у двери, звонок...
СЕРЕЖА: Я бегу открывать — папа!!! Он смеется, поднимает меня на руки...
Разговор продолжается еще несколько минут, после чего мальчик засыпает с улыбкой на лице.

ЛЕНА Пап, я хочу шоколадку, купи‑и‑и.
ПАПА По‑моему, мама тебе уже вчера покупала.
ЛЕНА: Одну, и то маленькую.
ПАПА: А ты хочешь много.
ЛЕНА: Да, много‑много!
ПАПА: Десять штук, а лучше пятьдесят!
ЛЕНА (подхватывая игру): Нет, сто, тысячу!!!
ПАПА: Мы покупаем тысячу шоколадок, нагружаем Павликову коляску и везем домой.
ЛЕНА (смеется): Все удивляются: «Откуда у вас столько шоколада?». Собирается много детей, и мы начинаем всех угощать!

СЛУШАТЬ ПО‑ДРУГОМУ Хорошо известно, что дети любят фантазировать. Мама укладывает Сережу спать, мальчик капризничает.СЕРЕЖА: Не буду, не

Слайд 33Домашнее задание

Попробуйте определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ

родителя
ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному!
МАТЬ: Не выдумывай,

на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. (1)
ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь как было больно!
МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов. (2)
ДОЧЬ Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь!



СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе.
МАТЬ: Ну, ничего, кому‑то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик; а потом — сам виноват. (3)
СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!
МАТЬ: Откуда ты знаешь, что он слабее? (4)
СЫН: Знаю! Я один из лучших в команде.
МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным. (5)
СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты...
Домашнее заданиеПопробуйте определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к

Слайд 34Девочка пяти лет — отцу (плачет)
ДОЧЬ: Посмотри, что он (брат

двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь

болтается.
ПАПА Да, действительно. А как это случилось? (6)
ДОЧЬ: Откуда я знаю! Моя ку‑у‑колка!
ПАПА: Ну успокойся. Давай что‑нибудь придумаем.(7)
ДОЧЬ: Не могу‑у успокоиться, ку‑у‑колка моя...
ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом; симпатичный такой инвалидик. (Улыбается).(8)
ДОЧЬ(плачет сильнее): Не хочу представлять...Не смейся. Я убью его в следующий раз!
ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал!(9)
ДОЧЬ: Ты плохой, я пойду к маме. Ма‑аам, посмотри...

Домашнее задание

Девочка пяти лет — отцу (плачет)ДОЧЬ: Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей

Слайд 35Ключ к заданию
(1)Приказ.
(2)Доводы, угроза.
(3)Увещевание, критика.
(4)Вопрос.
(5)Совет, критика.
(6)Выспрашивание.
(7)Увещевание.
(8)Совет, подшучивание.
(9)Нравоучение, угроза.

Ключ к заданию  (1)Приказ.(2)Доводы, угроза.(3)Увещевание, критика.(4)Вопрос.(5)Совет, критика.(6)Выспрашивание.(7)Увещевание.(8)Совет, подшучивание.(9)Нравоучение, угроза.

Слайд 36Домашнее задание
2 задание. Посмотреть на общение с ребенком. Упражняться каждый

день в активном слушании

3 задание. 1 день провести абсолютно без

критики. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.

Домашнее задание2 задание. Посмотреть на общение с ребенком. Упражняться каждый день в активном слушании3 задание. 1 день

Слайд 37Чувства родителей. Я - сообщение
Выразить чувства в необидной для ребенка

форме
Ближе узнать родителей (не авторитет, а человек)
Дети тоже начинают искренне

выражать свои чувства
Дети сами могут принять решение или найти решение вместе с ребенком

Как использовать:
Ситуация (описание) – ты 2 часа назал обозвал сестру Дурой
Чувства (родителя) – мне грустно
Я сообщение (Мне не нравится, когда дети ругаются)
Мне бы хотелось, чтобы ты в следующий раз / решение (давай подумаем, как можно было бы избежать этого слова в разговоре с ней?)
Чувства родителей.  Я - сообщениеВыразить чувства в необидной для ребенка формеБлиже узнать родителей (не авторитет, а

Слайд 38Ошибки в Я-сообщении
Завершать Ты-сообщением. Мне не нравится, что ТЫ такая

неряха. Вместо этого: Мне не нравится, когда за стол садятся

с грязными руками. Меня раздражает, когда дети хнычут
Боязнь выразить чувство истинной силы. Если вы в ярости, то и говорить об этом


Ошибки в Я-сообщенииЗавершать Ты-сообщением. Мне не нравится, что ТЫ такая неряха. Вместо этого: Мне не нравится, когда

Слайд 39Рассказ мамы

Ребенок ушел в другой двор, мама его потеряла. Когда

он пришел, я сказала зловещим голосом (у меня внутри все

дрожало) сказала: «То, что ты сделал, ни в какие рамки не лезет, и я должна тебя наказать! Выбирай: или я тебя выдеру ремнем, — или неделю не буду читать книжку на ночь!» Сын задумался, спрашивает:
«А если ремень, то книжечка будет?» «Будет», — мрачно говорю я. «Тогда лучше ремень!» — сказал он.
Я ему велела спустить штаны, нашла в шкафу ремень. «Как мне встать?» — спрашивает он. Тут мне как‑то стало не по себе (а началось неловкое чувство, когда он с серьезным и задумчивым видом выбрал книжку). Но мысль о том, что надо доводить наказание до конца, заставила меня хлестнуть его ремнем несколько раз. Сразу после этого мне стало очень стыдно.

Было чувство, что я унизила маленького человека, который, кстати, в этой истории держался более достойно, чем я со своим «гневом». Да и был ли гнев? Сначала — смертельное волнение, а потом, когда он нашелся, все отлегло и возникло соображение «надо наказать!».
Если бы я ему сразу рассказала, как волновалась, думаю, он понял бы все не хуже, и не было бы этого оскорбительного, дурацкого случая. Я уж больше никогда его не била, а когда узнала о «Я‑сообщении», то поняла, как выходить из подобных положений.
Рассказ мамыРебенок ушел в другой двор, мама его потеряла. Когда он пришел, я сказала зловещим голосом (у

Слайд 40 Профилактика проблемы: изменить условия
Для малышей:
Сделать временные заграждения на окна, закрыть

розетку пробкой, убрать повыше все небьющееся, наклеить дешевые обои в

его комнате
Профилактика проблемы: изменить условияДля малышей:Сделать временные заграждения на окна, закрыть розетку пробкой, убрать повыше все небьющееся,

Слайд 41Домашнее задание
Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает

«Я‑сообщению».

Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол.

Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2 . У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:
1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
2. Не мешай разговаривать.
3. Ты не можешь заняться чем‑нибудь другим, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына‑подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:
1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
2. Уберите за собой посуду.
3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Домашнее заданиеВыберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я‑сообщению».Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь

Слайд 42Ответы на 1 задание
Ситуация 1.
«Я‑сообщением» будет фраза 2.
В реплике

1 — типичное «Ты‑сообщение», фраза 3 начинается как «Я‑сообщение», а

затем переходит в «Ты‑сообщение».
Ситуация 2.
«Я‑сообщение» — фраза 1, обе остальные — «Ты‑сообщение». Хотя во второй фразе «ты» отсутствует, но оно подразумевается (читается «между строк»).
Ситуация 3.
«Я‑сообщение» — фраза 3.

Ответы на 1 заданиеСитуация 1. «Я‑сообщением» будет фраза 2.В реплике 1 — типичное «Ты‑сообщение», фраза 3 начинается

Слайд 43ДЗ. Назовите чувство + Я сообщение: Без ответов
1.1 Ребенок шалил за

столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко (Расстроилась, рассердилась. Я

сообщение: Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят).

2.1 Сын‑первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки.
3.1 Ваша взрослеющая дочка влюбилась в «шалопая».
4.1 Вы входите в комнату (9‑й этаж) и видите вашего сына‑дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.
5.1 Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.
б.1 Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.
7.1 С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.

ДЗ. Назовите чувство + Я сообщение: Без ответов1.1 Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил

Слайд 44Как разрешать конфликты КОНСЕНСУС (= ОБОИМ ХОРОШО)
1. Прояснение конфликтной ситуации.
2. Сбор

предложений.
3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
4. Детализация решения.
5. Выполнение

решения; проверка.

Мальчики не хотели расходиться по домам и ложиться спать. Мама собрала у них решения и в итоге они поиграли 30 минут и остались у Миши ночевать.
Как разрешать конфликты КОНСЕНСУС (= ОБОИМ ХОРОШО)1. Прояснение конфликтной ситуации.2. Сбор предложений.3. Оценка предложений и выбор наиболее

Слайд 45Пример
ПАПА: Знаете, ребята, я зашел сейчас в ванную и

мне было очень неприятно увидеть там
полный беспорядок: полотенца скомканы,

на полу вода, ванна не вымыта... (Я‑сообщение).
МАРИНА: Это все Сашка, он никогда за собой ничего не убирает!
САША (гневно): Неправда, ты сама там все побросала!
МАРИНА: Нет, ты! .
САША: Нет, ты!
МАМА: Мне неприятна эта сцена («Я‑сообщение»). Марина, ты хочешь сказать, что после тебя остался в ванной порядок (активное слушание).
МАРИНА: Ну, не совсем порядок, но уж не такое, как после него...
САША: Вот именно, «не совсем порядок»!
МАМА: Сейчас, Саша, я послушаю и тебя. Значит, кое‑что и ты не убрала (продолжение активного слушания).
МАРИНА: Ну, может быть, кое‑что...
МАМА (Саше): И тебе, Саша, обидно, когда тебя одного обвиняют во всем (Саша кивает). Значит, я поняла так: каждый согласен, что он внес свой «вклад» в беспорядок. (Мама резюмирует сказанное.) А папе теперь неприятно туда входить (активно слушает папу), да и мне, признаться, тоже («Я‑сообщение»). Что же будем делать? (Ключевой вопрос, когда все выслушаны и страсти поутихли.) Саша: Пусть уберет каждый свое (мама выждала, пока предложение поступит от кого— либо из детей).
МАМА: То есть на каждый носок и каждую лужицу прикрепим надпись: «Саша», «Марина» (чувство юмора обычно очень помогает разрядить обстановку).
САША (улыбаясь): Ну, уж не до такой степени.
МАРИНА: Я вытру пол и вымою ванну, а он пусть уберет все остальное (еще одно предложение).
САША: Ладно, я согласен.
МАМА: Ну что ж, мне кажется, это решение всех устраивает. Когда вы сделаете это, сейчас или после ужина? (Детализация решения.)

Пример ПАПА: Знаете, ребята, я зашел сейчас в ванную и мне было очень неприятно увидеть там полный

Слайд 46Дисциплина и правила
Детям не только нужен порядок и правила поведения,

они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной

и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дисциплина и правилаДетям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает

Слайд 47Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.



Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно

меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого. Это особенно полезно помнить тем родителям, которые

Слайд 48Правила (ограничения, требования, запреты)
не должно быть слишком много, и

они должны
быть гибкими.

Как вы понимаете, это правило предостерегает

от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения (см. первый неконструктивный способ разрешения конфликтов).
Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».

Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Как вы понимаете,

Слайд 49Правило 4-х зон

Правило 4-х зон

Слайд 50Важно
Правила не должны вставать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка

(Если ребенок хочет ходить, как неформал, пусть ходит – это

все равно пройдет. Но на данный момент ему это важно)
Правила должны быть согласованы между взрослыми
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно‑разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое
Зона радости — это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком (придумать дела, праздники).



ВажноПравила не должны вставать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка (Если ребенок хочет ходить, как неформал, пусть

Слайд 51«Трудные» случаи
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук»,

принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и

т.п.
На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи — и ни в коем случае не в критике, и наказаниях.

«Трудные» случаиНепослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел,

Слайд 524 причины нарушений поведения ребенка
Борьба за внимание (даже если за

плохое)
Родители: гнев
Что делать: показать, что любите. Играть вместе

2. Борьба за

самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки (Я сам). Меньше делать замечаний!
Родители: раздражение
Что делать: капризы оставлять без внимания. Перестать контролировать дела ребенка (часть)
Желание отомстить (родители разошлись, больше внимания младшему, родители ссорятся) «Вы сделали мне плохо — пусть и вам будет тоже плохо!..»
Родители: обида
Что делать: понять, почему у ребенка обида и обсудить

4. Потеря веры в собственный успех (нет друзей в классе, а в итоге учеба на 2-3). «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Хотя может говорить: «Ну и пусть плохой. Мне все равно»
Родители: отчаяние
Что делать: Перестать требовать. Давать задачи, с которыми он справится. Поощрать его, никакой критики,
4 причины нарушений поведения ребенкаБорьба за внимание (даже если за плохое)Родители: гневЧто делать: показать, что любите. Играть

Слайд 53Сосуд эмоций человека

Сосуд эмоций человека

Слайд 5410 уроков книги
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его

переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4.

Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4‑х, а лучше по 8 раз в день.
10 уроков книги1. Безусловно принимать его. 2. Активно слушать его переживания, и потребности. 3. Бывать (читать, играть,

Слайд 55Спасибо за внимание
Презентацию подготовила
Анна Саночкина

Для некоммерческого проекта «Книжный Клуб»
в

рамках проекта «Лейка. Для мам, пап и малышей»

Спасибо за вниманиеПрезентацию подготовилаАнна СаночкинаДля некоммерческого проекта «Книжный Клуб» в рамках проекта «Лейка. Для мам, пап и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика