Разделы презентаций


Задача № 19 профильного ЕГЭ по математике 18.04.2020 Лецко Владимир

Содержание

19 задача традиционно состоит из 3-х частей и оценивается экспертами из 4-х первичных баллов: 1 балл – за верное обоснованное решение 1-го пункта; 1 балл - 2-го пункта; 2 балла -

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Задача № 19 профильного ЕГЭ по математике
18.04.2020
Лецко Владимир Александрович

Задача № 19  профильного ЕГЭ по математике18.04.2020Лецко Владимир Александрович

Слайд 219 задача традиционно состоит из 3-х частей и оценивается экспертами

из 4-х первичных баллов: 1 балл – за верное обоснованное решение

1-го пункта; 1 балл - 2-го пункта; 2 балла - 3-го пункта; Обратите внимание, что что всех случаях нужно именно обоснованное решение. Допустим в одном из пунктов задачи ставится вопрос «Существует ли..?». Один из ответов «да» или «нет» обязательно является верным, но ни за один из них при отсутствии обоснования баллов начислено не будет.
В данном случае обоснование положительного ответа означает наличие подтверждающего примера, а отрицательное – обоснование в общем виде, например, методом «от противного»

Чаще всего в первом пункте нужно привести пример, а во втором – обосновать невозможность. Но «чаще всего» не означает «всегда». В конкретной задаче все может быть иначе. В третьем пункте потребуется совместить и поиск примера и обоснование. Метод, которым как правило решается третий пункт 19-й задачи так и называется «оценка плюс пример».

Первый пункт 19-й задачи (почти всегда) можно расценивать как бонусный балл от разработчиков заданий,
Начисляемый за смелость (некоторые выпускники просто боятся вникать в условие последней задачи),
внимательность (очень часто неверные ответы на 1-й пункт объясняются именно отсутствием концентрации) и наличие здравого смысла (примеры отсутствия здравого смысла будут чуть позже). Сам же математический аппарат, необходимый для решения 1-го пункта (а иногда и последующих) минимален и доступен шестикласснику. Это будет видно из последующих примеров.

19 задача традиционно состоит из 3-х частей и оценивается экспертами из 4-х первичных баллов: 1 балл –

Слайд 3На доске написаны числа 1, 2, 3, …, 30. За

один ход разрешается стереть произвольные 3 числа, сумма которых меньше

35 и отлична от каждой из сумм, стертых на предыдущих ходах.
а) Приведите пример 5 последовательных ходов.
б) Можно ли сделать 10 ходов?
в) Какое наибольшее число ходов можно сделать?

Понятно, что нужно использовать числа поменьше. Но если с самого начала «прижиматься к низу»: 1+2+3, 4+5+6, 7+8+9, 10+11+12 пятый ход сделать не удастся. Поэтому многие выпускники делали ходы «вразнобой». Но при этом часто по невнимательности повторяли отдельные числа или суммы.

Гораздо надежнее и проще сделать 5 ходов по системе. Например такой: 1+10+15; 2+9+14; 3+8+13; 4+7+12; 5+6+11. Такой подход гарантирует, что ни числа, ни суммы не повторятся.

Авторское решение пункта б) такое: Если мы сделаем 10 ходов, то сотрем все числа. Их сумма 1+2+…+30 = 465. То есть средняя сумма за один ход 46.5, что невозможно.

Но многие выпускники рассуждали не хуже: Нам не удастся стереть числа 30 и 29. Даже если мы добавим к ним 1, 2, 3 и 4, то сумма стертых за 2 хода чисел будет 69, при максимуме 34+33 = 67.

Решение пункта в) состоит из двух частей. Оценка: Допустим нам удалось сделать 7 ходов. Тогда сумма стертых чисел не меньше 1+2+…+21 = 231. С другой стороны, эта сумма не превосходит 34+33+32+31+30+29+28 = 217. Противоречие.

Значит, можно сделать не более 6 ходов. А сделать 6 ходов нам поможет система из 1-го пункта задачи 1+12+18; 2+11+17; 3+10+16; 4+9+15; 5+8+14; 6+7+13.

1

На доске написаны числа 1, 2, 3, …, 30. За один ход разрешается стереть произвольные 3 числа,

Слайд 4Задумано несколько (не обязательно различных) натуральных чисел. Эти числа и

их все возможные суммы (по 2, по 3 и т.д.)

выписывают на доску в порядке неубывания. Если какое-то число n, выписанное на доску, повторяется несколько раз, то на доске оставляется одно такие число n, а остальные числа, равные n, стираются. Например, если задуманы числа 1, 3, 3, 4, то на доску будет записан набор 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11
а) Приведите пример задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 2, 4, 6, 8
б) Существует ли пример таких задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 22?
в) Приведите все примеры задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 9, 10, 11, 19, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 41, 42, 43, 52.

Это типичный пример задачи, для решения которой главное – не испугаться длинного условия.

Ответ к пункту а) подбирается в уме за секунду (при условии, что вы уже вдумались в предшествующий текст). Мог быть задуман набор 2, 2, 2, 2 (или 4, 2, 2, но для примера достаточно и одного набора).

Пункт б) тоже очень легкий. Среди задуманных чисел обязана быть 1. А сумма всех чисел равна 22. Тогда сумма всех чисел без 1 даст сумму 21. Но ее нет среди записанных чисел. Противоречие.

Любопытно, что большинство выпускников, решивших пункт б) не догадались рассмотреть сумму всех чисел. Вот типичное рассуждение без рассмотрения последних чисел набора. Среди задуманных чисел ровно одна 1, нет 2 и есть 3. Далее возможны два случая: 1) 4 есть среди задуманных чисел. Тогда на доске должна быть записана 7 (3+4). Но ее нет, Противоречие. 2) 4 нет среди задуманных чисел. Тогда среди них должна быть 5 (ее нельзя получить из 3 и одной 1). Но тогда на доске должна записана 8 (3+5). Но ее нет и мы вновь получили противоречие. Разумеется, рассуждение «с конца» проще, но и данное засчитывалось как верное.

2.1

Задумано несколько (не обязательно различных) натуральных чисел. Эти числа и их все возможные суммы (по 2, по

Слайд 5Задумано несколько (не обязательно различных) натуральных чисел. Эти числа и

их все возможные суммы (по 2, по 3 и т.д.)

выписывают на доску в порядке неубывания. Если какое-то число n, выписанное на доску, повторяется несколько раз, то на доске оставляется одно такие число n, а остальные числа, равные n, стираются. Например, если задуманы числа 1, 3, 3, 4, то на доску будет записан набор 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11
а) Приведите пример задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 2, 4, 6, 8
б) Существует ли пример таких задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 22?
в) Приведите все примеры задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 9, 10, 11, 19, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 41, 42, 43, 52.

Для решения пункта в) нам пригодятся рассуждения и «с начала», и «с конца». Среди задуманных чисел есть 9, причем только одна (на доске нет 18), есть 10 и тоже одна (на доске нет 29) и есть хотя бы одно число 11.
Сумма этих чисел – 30, а сумма всех – 52. Значит сумма оставшихся 22. И среди слагаемых не может быть чисел меньших 11. Очевидно, что существует два таких представления числа 22: 11+11 и само 22. Получаем два возможных задуманных набора: 1) 9, 10, 11, 11, 11;
2) 9, 10, 11, 22. Остается проверить, что оба задуманных набора подходят по остальным позициям.

2.2

Задумано несколько (не обязательно различных) натуральных чисел. Эти числа и их все возможные суммы (по 2, по

Слайд 6На доске написано 100 попарно различных натуральных чисел, сумма которых

равна 5100.
а) Может ли оказаться, что на доске написано число

250?
б) Может ли на доске не быть числа 11?
в) Какое наименьшее количество чисел, кратных 11, может быть на доске?


3

На доске написано 100 попарно различных натуральных чисел, сумма которых равна 5100.а) Может ли оказаться, что на

Слайд 7Каждый из группы учащихся сходил в кино или в театр,

при этом возможно, что кто-то из них мог сходить и

в кино, и в театр. Известно, что в театре мальчиков было не более 3/11 от общего числа учащихся группы, посетивших театр, а в кино мальчиков было не более 3/7 от общего числа учащихся группы, посетивших кино.
а) Могло ли быть в группе 10 мальчиков, если дополнительно известно, что всего в группе
было 20 учащихся?
б) Какое наибольшее количество мальчиков могло быть в группе, если дополнительно известно, что всего в группе было 20 учащихся?
в) Какую наименьшую долю могли составлять девочки от общего числа учащихся в группе без дополнительного условия пунктов а и б?

На этой задаче проиллюстрируем слова о важности руководствоваться здравым смыслом. Среди ответов на эту задачу массово встречались такие: «a) нет, 10 мальчиков быть не могло; б) 10» или такие «a) да, могло быть 10 мальчиков; б) 9»
В данном случае не важно сопровождались ли приведенные ответы попытками обоснования. Если вас тоже не смущают такие комбинации ответов, задача №19 не для вас.

Отметим еще одну характерную особенность. И в театре и в кино доля мальчиков составляла менее половины от всех посетителей. А нас спрашивают, могла половина учащихся быть мальчиками. Такие моменты довольно часто обыгрываются в задачах №19. Как правило, правильным оказывается ответ, который на первый взгляд кажется парадоксальным. Просто нужно внимательнее вчитываться в условие, чтобы понять, за счет чего такое возможно.

4.1

Каждый из группы учащихся сходил в кино или в театр, при этом возможно, что кто-то из них

Слайд 8Каждый из группы учащихся сходил в кино или в театр,

при этом возможно, что кто-то из них мог сходить и

в кино, и в театр. Известно, что в театре мальчиков было не более 3/11 от общего числа учащихся группы, посетивших театр, а в кино мальчиков было не более 3/7 от общего числа учащихся группы, посетивших кино.
а) Могло ли быть в группе 10 мальчиков, если дополнительно известно, что всего в группе
было 20 учащихся?
б) Какое наибольшее количество мальчиков могло быть в группе, если дополнительно известно, что всего в группе было 20 учащихся?
в) Какую наименьшую долю могли составлять девочки от общего числа учащихся в группе без дополнительного условия пунктов а и б?

Ключевую роль в решении играет следующая идея: чтобы повысить долю мальчиков в группе, не выходя за пределы ограничений, данных в условии, нужно чтобы все девочки сходили и в кино, и в театр. А каждый мальчик – только в кино или только в театр.

4.2

Каждый из группы учащихся сходил в кино или в театр, при этом возможно, что кто-то из них

Слайд 9Каждый из группы учащихся сходил в кино или в театр,

при этом возможно, что кто-то из них мог сходить и

в кино, и в театр. Известно, что в театре мальчиков было не более 3/11 от общего числа учащихся группы, посетивших театр, а в кино мальчиков было не более 3/7 от общего числа учащихся группы, посетивших кино.
а) Могло ли быть в группе 10 мальчиков, если дополнительно известно, что всего в группе
было 20 учащихся?
б) Какое наибольшее количество мальчиков могло быть в группе, если дополнительно известно, что всего в группе было 20 учащихся?
в) Какую наименьшую долю могли составлять девочки от общего числа учащихся в группе без дополнительного условия пунктов а и б?

4.3

Каждый из группы учащихся сходил в кино или в театр, при этом возможно, что кто-то из них

Слайд 10Каждый из группы учащихся сходил в кино или в театр,

при этом возможно, что кто-то из них мог сходить и

в кино, и в театр. Известно, что в театре мальчиков было не более 3/11 от общего числа учащихся группы, посетивших театр, а в кино мальчиков было не более 3/7 от общего числа учащихся группы, посетивших кино.
а) Могло ли быть в группе 10 мальчиков, если дополнительно известно, что всего в группе
было 20 учащихся?
б) Какое наибольшее количество мальчиков могло быть в группе, если дополнительно известно, что всего в группе было 20 учащихся?
в) Какую наименьшую долю могли составлять девочки от общего числа учащихся в группе без дополнительного условия пунктов а и б?

За счет чего можно уменьшить долю девочек, а значит, увеличить долю мальчиков? В предыдущих пунктах, когда число учащихся в группе было зафиксировано, доля мальчиков в от общего числа учащихся, посетивших театр, была не больше 3/13, хотя в условии разрешено 3/11. Аналогично обстоит дело с долей мальчиками, побывавшими в кино. Резерв заключается в том, что увеличить доли мальчиков в театре и кино до разрешенных.

Как видим, в этой задаче ключевая мысль, направить девочек и кино, и в театр, а мальчиков – только в одно из этих мест, нужна уже для решения 1-го пункта. 2-й пункт решается после этого совсем легко (третий требует еще одной идеи – превратить неравенство в равенство). Но такая ситуация не типична для 19-й задачи.

4.4

Каждый из группы учащихся сходил в кино или в театр, при этом возможно, что кто-то из них

Слайд 11На сайте проводится опрос, кого из футболистов посетили сайта считают

лучшим по итогам сезона. Каждый посетитель голосует за одного футболиста.

На сайте отображается рейтинг каждого футболиста – доля голосов, отданных за него, в процентах, округленных до целого числа.
а) Всего проголосовало 14 посетителей сайта. Мог ли рейтинг некоторого футболиста быть равным 18?
б) Пусть посетители голосовали за одного из трех футболистов. Могла ли сумма рейтингов быть больше 100?
в) На сайте отображалось, что рейтинг некоторого футболиста равен 4. Это число не изменилось после того, как Вася отдал свой голос за этого футболиста. При каком наименьшем числе проголосовавших за всех футболистов (включая Васю) такое возможно?

Для решения пункта а) достаточно понимать, что такое проценты. (К сожалению, у многих выпускников с этим проблемы. Иначе не было бы ответов, что 18% возможно лишь при 18 голосах за данного футболиста и тому подобных.)

С пунктом б) мы имеем ситуацию, упомянутую при разборе предыдущей задачи. На первый взгляд, предположение, что сумма рейтингов превышает 100% может показаться невозможным. Значит, надо искать в условии нюанс, объясняющий, почему такое может быть. Конечно, это округление при вычислении рейтинга.

5.1

На сайте проводится опрос, кого из футболистов посетили сайта считают лучшим по итогам сезона. Каждый посетитель голосует

Слайд 12На сайте проводится опрос, кого из футболистов посетили сайта считают

лучшим по итогам сезона. Каждый посетитель голосует за одного футболиста.

На сайте отображается рейтинг каждого футболиста – доля голосов, отданных за него, в процентах, округленных до целого числа.
а) Всего проголосовало 14 посетителей сайта. Мог ли рейтинг некоторого футболиста быть равным 18?
б) Пусть посетители голосовали за одного из трех футболистов. Могла ли сумма рейтингов быть больше 100?
в) На сайте отображалось, что рейтинг некоторого футболиста равен 4. Это число не изменилось после того, как Вася отдал свой голос за этого футболиста. При каком наименьшем числе проголосовавших за всех футболистов (включая Васю) такое возможно?

5.2

На сайте проводится опрос, кого из футболистов посетили сайта считают лучшим по итогам сезона. Каждый посетитель голосует

Слайд 137 экспертов оценивают кинофильм. Каждый эксперт может выставить оценку в

целое число баллов о 0 до 10 включительно. Известно все

оценки экспертов оказались различны.
По старой системе оценивания рейтинг - это среднее арифметическое всех оценок. По новой системе - сначала отбрасывают высшую и низшую оценки, а лишь затем вычисляют среднее арифметическое.
а) может разность рейтингов, вычисленных по старой и новой системам, равняться 1/30?
б) может разность рейтингов, вычисленных по старой и новой системам, равняться 1/35?
в) найти наибольшее возможное значение разности рейтингов, вычисленных по старой и новой системам.

Поскольку в числителе целое число знаменатель дроби (после возможного сокращения) будет делителем числа 35. Поэтому ответ на вопрос пункта а) отрицательный.

6.1

7 экспертов оценивают кинофильм. Каждый эксперт может выставить оценку в целое число баллов о 0 до 10

Слайд 147 экспертов оценивают кинофильм. Каждый эксперт может выставить оценку в

целое число баллов о 0 до 10 включительно. Известно все

оценки экспертов оказались различны.
По старой системе оценивания рейтинг = это среднее арифметическое всех оценок. По новой системе - сначала отбрасывают высшую и низшую оценки, а лишь затем вычисляют среднее арифметическое.
а) может разность рейтингов, вычисленных по старой и новой системам, равняться 1/30?
б) может разность рейтингов, вычисленных по старой и новой системам, равняться 1/35?
в) найти наибольшее возможное значение разности рейтингов, вычисленных по старой и новой системам.

6.2

7 экспертов оценивают кинофильм. Каждый эксперт может выставить оценку в целое число баллов о 0 до 10

Слайд 15В школе №1 и №2 учащиеся писали тест. Из каждой

школы тест писали по крайней мере 2 учащихся. Каждый учащийся,

писавший тест, набрал натуральное количество баллов. Оказалось, что в каждой школе средний балл за тест был целым числом, причем в школе №2 средний балл равнялся 22. Один из учащихся, писавших тест, перешел из школы №1 в школу №2, а средние баллы за тест были пересчитаны в обеих школах. В результате средний балл в школе №1 уменьшился на 12,5%, средний балл в школе №2 также уменьшился на 12,5%.
а) Сколько учащихся могло писать тест в школе №2 изначально?
б) Каждый учащийся школы №2, писавший тест, набрал больше баллов, чем перешедший в нее учащийся школы №1. Какое наибольшее количество баллов мог набрать учащийся школы №2?
в) Какое наибольшее количество учащихся могло писать тест в школе №1 изначально?

Вновь наблюдается парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. После перехода ученика средний балл уменьшился в каждой из школ. Разве такое возможно?! Возможно! Достаточно представить, что балл перешедшего ученика выше среднего в школе №1, но ниже среднего в школе №2.

7.1

В школе №1 и №2 учащиеся писали тест. Из каждой школы тест писали по крайней мере 2

Слайд 16В школе №1 и №2 учащиеся писали тест. Из каждой

школы тест писали по крайней мере 2 учащихся. Каждый учащийся,

писавший тест, набрал натуральное количество баллов. Оказалось, что в каждой школе средний балл за тест был целым числом, причем в школе №2 средний балл равнялся 22. Один из учащихся, писавших тест, перешел из школы №1 в школу №2, а средние баллы за тест были пересчитаны в обеих школах. В результате средний балл в школе №1 уменьшился на 12,5%, средний балл в школе №2 также уменьшился на 12,5%.
а) Сколько учащихся могло писать тест в школе №2 изначально?
б) Каждый учащийся школы №2, писавший тест, набрал больше баллов, чем перешедший в нее учащийся школы №1. Какое наибольшее количество баллов мог набрать учащийся школы №2?
в) Какое наибольшее количество учащихся могло писать тест в школе №1 изначально?

7.1

В школе №1 и №2 учащиеся писали тест. Из каждой школы тест писали по крайней мере 2

Слайд 17В школе №1 и №2 учащиеся писали тест. Из каждой

школы тест писали по крайней мере 2 учащихся. Каждый учащийся,

писавший тест, набрал натуральное количество баллов. Оказалось, что в каждой школе средний балл за тест целым числом, причем в школе №2 средний балл равнялся 22. Один из учащихся, писавших тест, перешел из школы №1 в школу №2, а средние баллы за тест были пересчитаны в обеих школах. В результате средний балл в школе №1 уменьшился на 12,5%, средний балл в школе №2 также уменьшился на 12,5%.
а) Сколько учащихся могло писать тест в школе №2 изначально?
б) Каждый учащийся школы №2, писавший тест, набрал больше баллов, чем перешедший в нее учащийся школы №1. Какое наибольшее количество баллов мог набрать учащийся школы №2?
в) Какое наибольшее количество учащихся могло писать тест в школе №1 изначально?

7.2

В школе №1 и №2 учащиеся писали тест. Из каждой школы тест писали по крайней мере 2

Слайд 18Спасибо, за внимание!
Свои вопросы вы можете адресовать на val-etc@yandex.ru

Спасибо, за внимание!Свои вопросы вы можете адресовать на val-etc@yandex.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика