Разделы презентаций


Занятие 3

Содержание

Структурные уровни формы художественного произведенияИзображенный мирХудожественная речьКомпозиция

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Занятие 3
Форма литературного произведения
Изображенный мир

Занятие 3Форма литературного произведенияИзображенный мир

Слайд 2Структурные уровни формы художественного произведения
Изображенный мир
Художественная речь
Композиция

Структурные уровни формы художественного произведенияИзображенный мирХудожественная речьКомпозиция

Слайд 3Мир художественного произведения
Д. С. Лихачев:
«Отдельные элементы отраженной действительности соединяются в

этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве».
Мир произведения

– это художественно освоенная реальность.
В этом мире, созданном с помощью вымысла, строительным материалом служит реальность. Мир произведения включает в себя объект изображения (кто, что изображается) и субъект изображения (тот, от чьего лица ведется повествование), помещенные в определенное время и пространство; мир произведения – это и определенная словесная форма, которая запечатлевает всё созданное автором.

Мир художественного произведенияД. С. Лихачев:«Отдельные элементы отраженной действительности соединяются в этом внутреннем мире в некоей определенной системе,

Слайд 4С. Я. Маршак. Зеленая страница

Эта страница зелёного цвета,
Значит, на ней

постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой

странице прилёг.

Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолёт, стрекоза.

Вон тёмно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по божьим делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
С. Я. Маршак. Зеленая страницаЭта страница зелёного цвета,Значит, на ней постоянное лето.Если бы здесь уместиться я мог,Я

Слайд 5Изображенный мир
Наиболее крупными единицами изображенного мира становятся персонажи, составляющие систему,

и события, из которых слагаются сюжеты, а также:
– акты поведения

персонажей, черты их наружности и психики (портреты);
– факты окружающего героев бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы – пейзажи);
– детали
Изображенный мирНаиболее крупными единицами изображенного мира становятся персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты, а

Слайд 6«Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, в котором

ослы летают, а принцессы оживают от поцелуя. Но при всей

произвольности и нереалистичности этого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом его начале <…> Писатель – пленник собственных предпосылок».
Умберто Эко

«…преобразование действительности связано с идеей произведения».
Д. С. Лихачев

«Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, в котором ослы летают, а принцессы оживают от поцелуя.

Слайд 7К. Г. Паустовский. Теплый хлеб

Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул

хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных

трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца -- так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. …
А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах -- ребята, кошки, даже мыши, -- всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
К. Г. Паустовский. Теплый хлеб 	Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в

Слайд 8Художественные детали
Художественные детали – мельчайшая выразительная или изобразительная художественная подробность:

элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение и

т. п.
Внешние (портретные, пейзажные, вещные) и психологические (мысли, чувства, переживания, желания и т. д.). Внешняя деталь становится психологической, если передает душевные движения или включается в ход размышлений и переживаний героя (реальный топор и образ топора в душевной жизни Раскольникова).
Детали-подробности и детали-символы. Подробности описывают предмет или явление со всех сторон, символическая деталь единична, показывает сущность явления, выделяя в ней главное.

Художественные деталиХудожественные детали – мельчайшая выразительная или изобразительная художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок,

Слайд 9Н. В. Гоголь. Мертвые души

Казалось, как будто в доме происходило

мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На

одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов... С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе.
Н. В. Гоголь. Мертвые душиКазалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили

Слайд 10Портрет
Портрет – изображение всей внешности человека: лица, телосложения, жестикуляции, мимики,

одежды, манеры поведения.
Индивидуализированная деталь, закрепляясь за персонажем, может стать его

опознавательным признаком: блестящие плечи Элен, вечная улыбка Гуинплена, лучистые глаза княжны Марьи, длинный нос Буратино, разные глаза Воланда, голубые волосы Мальвины.
ПортретПортрет – изображение всей внешности человека: лица, телосложения, жестикуляции, мимики, одежды, манеры поведения.Индивидуализированная деталь, закрепляясь за персонажем,

Слайд 11Державин Г. Р. «Видение мурзы» 1783–84

Но с речью сей

внезапно
Мое всё зданье потряслось,
Раздвиглись стены, и стократно
Ярчее молний пролилось
Сиянье вкруг

меня небесно;
Сокрылась, побледнев, луна.
Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена, —
Сошла — и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру;







Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны,
Служила вышню божеству…

Но, венценосна добродетель!
Не лесть я пел и не мечты,
А то, чему весь мир свидетель:
Твои дела суть красоты.
Я пел, пою и петь их буду,
И в шутках правду возвещу;
Татарски песни из-под спуду,
Как луч, потомству сообщу;
Как солнце, как луну поставлю
Твой образ будущим векам;
Превознесу тебя, прославлю;
Тобой бессмертен буду сам.



Д. Г. Левицкий.
Портрет Екатерины II
Державин Г. Р. «Видение мурзы» 1783–84 Но с речью сей внезапноМое всё зданье потряслось,Раздвиглись стены, и стократноЯрчее

Слайд 12 Формы портретных характеристик
портрет-описание

портрет-сравнение: «У Аксиньи были серые наивные глаза, которые

редко мигали, и на лице постоянно играла наивная улыбка. И

в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову». 

портрет-впечатление: «Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито».
Формы портретных характеристик  портрет-описаниепортрет-сравнение: «У Аксиньи были серые наивные глаза, которые редко мигали, и на

Слайд 13М. И. Цветаева. Поэма горы (фрагмент)

Есть пробелы в памяти, бельма На

глазах: семь покрывал… Я не помню тебя — отдельно. Вместо че́рт —

белый провал. Без примет. Белым пробелом — Весь. (Душа, в ранах сплошных, Рана — сплошь.) Частности мелом Отмечать — дело портных. <…> Вороной, русой ли масти — Пусть сосед скажет: он зряч. Разве страсть — делит на части? Часовщик я, или врач? Ты — как круг, полный и цельный: Цельный вихрь, полный столбняк. Я не помню тебя отдельно От любви. Равенства знак. <…>
1924
М. И. Цветаева. Поэма горы (фрагмент)Есть пробелы в памяти, бельма На глазах: семь покрывал… Я не помню

Слайд 14Д. Сухарев
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ

Две женщины проснулись и глядят —
Проснулись и

глядят в окно вагона.
Две женщины умылись и сидят —
Друг

дружку наряжают благосклонно.

Две тайны примеряют кружева,
Им так охота выглядеть красиво!
Одна из них пять платьев износила —
Она пять лет на свете прожила.

Одна пять лет на свете прожила
И повидала разного немало.
Другая — пять смертей пережила
И пятый свой десяток разменяла.








Две ясности, две хитрых простоты
Играют в дурачка на нижней полке,
А сам дурак лежит на верхней полке,
Заглядывая в карты с высоты.

Там на заход валетик желторотый,
Там на отбой четыре короля,
Там козырями черви под колодой,
Там за окном летучая земля.

И карты сообщают так немного,
И так земля летучая легка,
И так длинна, так коротка дорога,
Что можно спать, не слушая гудка.

1977
Д. СухаревДВЕ ЖЕНЩИНЫДве женщины проснулись и глядят — Проснулись и глядят в окно вагона.Две женщины умылись и

Слайд 15Пейзаж
Пейзаж - изображение живой и неживой природы, незамкнутое пространство.
Функции пейзажа:
Обозначить

время и место, присутствие автора
Сюжетная мотивировка
Демонстрация характера героя
Психологическая, создание эмоциональной

атмосферы
Самоценный объект изображения

ПейзажПейзаж - изображение живой и неживой природы, незамкнутое пространство.Функции пейзажа:Обозначить время и место, присутствие автораСюжетная мотивировкаДемонстрация характера

Слайд 16 Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской

ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный

небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.
Н. В. Гоголь «Майская ночь…»
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба

Слайд 17Дон Аминадо. Города и годы

Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и

туманом.
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.

Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет

мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.

Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками, и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.

А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вербеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.


Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.

Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..

Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.

Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.
Дон Аминадо. Города и годыСтарый Лондон пахнет ромом,Жестью, дымом и туманом.Но и этот запах можетСтать единственно желанным.Ослепительный

Слайд 18Мир вещей
Мир вещей – рукотворное окружение человека (персонажа).

Вещная деталь –

один из способов характеристики человека; может выражать его индивидуальность, а

также авторское к нему отношение (пепельница в виде серебряного лаптя у Павла Петровича на столе).
Мир вещейМир вещей – рукотворное окружение человека (персонажа).Вещная деталь – один из способов характеристики человека; может выражать

Слайд 19
А. Тарковский. 25 июня 1939


И страшно умереть, и жаль оставить
Всю

шушеру пленительную эту,
Всю чепуху, столь милую поэту,
Которую не удалось прославить.
Я

так любил домой прийти к рассвету,
И в полчаса все вещи переставить,
Еще любил я белый подоконник,
Цветок и воду, и стакан граненый,
И небосвод голубизны зеленой,
И то, что я — поэт и беззаконник.








А если был июнь и день рожденья
Боготворил я праздник суетливый,
Стихи друзей и женщин поздравленья,
Хрустальный смех и звон стекла счастливый,
И завиток волос неповторимый,
И этот поцелуй неотвратимый.

Расставлено все в доме по-другому,
Июнь пришел, я не томлюсь по дому,
В котором жизнь меня терпенью учит,
И кровь моя мутится в день рожденья,
И тайная меня тревога мучит,—
Что сделал я с высокою судьбою,
О Боже мой, что сделал я с собою!
А. Тарковский. 25 июня 1939И страшно умереть, и жаль оставитьВсю шушеру пленительную эту,Всю чепуху, столь милую поэту,Которую

Слайд 20Психологизм
Психологизм – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего

мира героя: мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний.
Существует 3 основных формы

психологического изображения:
– прямая, когда изображается внутренний мир героя: его мысли, переживания и т. д. (внутренние монологи Р. Раскольникова, дневник Печорина и т. д.).
– косвенная, когда о внутреннем состоянии героев можно догадаться по их поведению
 – суммарно-обозначающей формой называется авторский комментарий поведения или слов героя

ПсихологизмПсихологизм – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний.Существует

Слайд 21Основные приемы психологизма в произведении
Повествование от 1-ого или 3-его лица
Повествование

от 1-ого лица создает большую иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку

о себе человек рассказывает сам, усиливая исповедальное начало. Этот прием применяется тогда, когда в произведении – один главный герой, за сознанием и поведением которого и следит читатель (Толстой «Детство», «Юность»).

Повествование от 3-его лица позволяет автору вводить читателя во внутренний мир сразу нескольких персонажей, а также объяснить причинно-следственные связи между впечатлениями, мыслями и переживаниями героев.

Основные приемы психологизма в произведенииПовествование от 1-ого или 3-его лицаПовествование от 1-ого лица создает большую иллюзию правдоподобия

Слайд 222. Психологический анализ и самоанализ. Суть обоих приемов в том,

что сложные душевные состояния раскладываются на составляющие части и тем

самым объясняются, делаются понятными для читателя.

3. Внутренний монолог -- как бы «подслушанные» мысли героя во всей их естественности, непреднамеренности, необработанности.

4. «Поток сознания» (термин принадлежит Уильяму Джеймсу) -- внутренний монолог, созданный в форме хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний.


2. Психологический анализ и самоанализ. Суть обоих приемов в том, что сложные душевные состояния раскладываются на составляющие

Слайд 235. «Диалектика души» (термин принадлежит Чернышевскому): как одно чувство переходит

в другое, одна мысль перетекает в другую.

6. Прием умолчания. Писатель

ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого производить психологический анализ: народ безмолвствует в финале трагедии «Борис Годунов».

Другие приемы психологизма: имитация интимных документов (письма, дневники), сны, видения, создание персонажей-двойников и др.
5. «Диалектика души» (термин принадлежит Чернышевскому): как одно чувство переходит в другое, одна мысль перетекает в другую.6.

Слайд 24Практическая работа № 3
Изображенный мир. Художественные детали.
И. С. Тургенев «Отцы

и дети».

Практическая работа № 3Изображенный мир. Художественные детали.И. С. Тургенев «Отцы и дети».

Слайд 25Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России.

Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие

его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет

Слайд 26А. С. Пушкин.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль

во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я

говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды -
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.



День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
1829

А. С. Пушкин. Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я

Слайд 27Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище


Конда́к, глас 8-й:
Со

свя­ты́­ми упоко́й, Хрис­те́, ду́­шу раба́ Тво­его́, иде́­же несть бо­ле́знь, ни

печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь без­ко­не́ч­ная.

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего [или: рабы Твоей], там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбищеКонда́к, глас 8-й:Со свя­ты́­ми упоко́й, Хрис­те́, ду́­шу раба́ Тво­его́, иде́­же

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика