Слайд 1Записки куратора конкурса юных чтецов
Шубцова Надежда Александровна,
заведующий отделом художественного
творчества МАОУДО ДЮЦ г.Северодвинска
"Живая классика"
Слайд 2 Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» –соревновательное
мероприятие по чтению вслух отрывков из прозаических произведений российских и
зарубежных писателей.
В конкурсе могут принимать обучающиеся 5-11 классов учреждений общего и дополнительного образования не старше 17 лет (включительно) на май 2021 года
Официальный сайт конкурса
https://youngreaders.ru/
Слайд 3Конкурс проходит в несколько этапов:
Подготовительный (регистрация куратора и участников на
сайте «Живая классика») - 01.10.2020 – 25.01.2021
Классный (в классах школ
или в группах учреждений дополнительного образования) – 01.02. – 14.02.2021
Школьный – 15.02 – 28.02.2021
Муниципальный или районный – 01.03 – 13.03.2021
Региональный (АОИОО) – март 2021
Всероссийский – май 2021
Суперфинал - июнь 2021
Слайд 4Как организовать
классный тур конкурса?
Пройти регистрацию в качестве куратора классного
тура на сайте «Живая классика»
Помочь в регистрации своим обучающимся
https://lk.youngreaders.ru/register
Слайд 5Вступить в группу
«Живая классика»
в социальной сети «ВК»
https://vk.com/young_readers
Слайд 6Проведение классного тура
Организатором классного тура может выступить учитель русского языка
или литературы, библиотекарь, классный руководитель, педагог дополнительного образования.
На этом этапе
организатор предлагает обучающимся выбрать книгу, которая произвела на него сильное впечатление. Выбранные участниками книги не должны повторяться. Желательно, чтобы произведение не входило в школьную программу по литературе.
Текст должен соответствовать возрасту, индивидуальности исполнителя. Текст произведения должен быть издан в профессиональном издательстве тиражом не менее 4000 экз.
Отрывок из произведения должен быть логически завершен. Рекомендуемое продолжительность выступления – 3-4 минуты.
На классном туре можно читать как по книге, так и на память.
В следующих турах конкурсанты читают текст на память.
Слайд 7Проведение классного тура
Во время выступления могут быть использованы музыкальное сопровождение,
декорации, костюмы. Однако их использование преимуществ не дает.
В жюри
классного тура вы можете пригласить педагогов школы.
Для оценки участников используйте оценочный лист (приложение 5 Положения о Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика», положение опубликовано на сайте конкурса)
Критерии оценки:
выбор текста произведения,
способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей;
грамотная речь;
дикция расстановка логических ударений, пауз.
Слайд 8Проведение классного тура
Победителями классного тура Конкурса считаются
три участника,
набравшие наибольшее количество баллов.
Они награждаются дипломом «Победитель классного тура
Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников) и становятся участниками школьного тура.
Слайд 9Проведение школьного тура
Второй тур (школьный) проводится среди конкурсантов учреждений общего
или дополнительного образования.
В этом туре конкурса принимают участие
по три победителя от каждого класса.
Ответственным за проведение Конкурса в школе/учреждении дополнительного образования может быть директор, его заместитель, учитель, методист или библиотекарь. От одной школы/учреждения дополнительного образования может быть назначен только один ответственный за проведение Конкурса. Организатор школьного тура регистрируется на сайте www.youngreaders.ru и создает страничку школы или учреждения дополнительного образования
Слайд 10Проведение школьного тура
Участники школьного тура читают выбранный текст наизусть.
Три
победителя школьного тура становятся участниками муниципального или районного тура.
Отчет
о проведении школьного тура Конкурса (имена победителей и названия произведений) должен быть размещен на странице школы на сайте www.youngreaders.ru Размещение отчета является условием участия в муниципальном или районном туре Конкурса.
Ответственный за проведение школьного тура до 25 февраля 2021 года отправляет отчет в Управление образования города или района, уточняет данные ответственного за муниципальный или районный этап.
Слайд 11Проведение муниципального или районного тура
Ответственным за проведение третьего – районного
/ муниципального тура Конкурса выступает представитель библиотеки/культурного центра/муниципального учреждения дополнительного
образования или органа управления образованием (по согласованию с Региональным куратором).
В Северодвинске – это Управление образования и МАОУДО ДЮЦ (заведующий ОХТ Шубцова Надежда Александровна)
Координатор районного/муниципального тура регистрируется на сайте www.youngreaders.ru, размещает информацию о месте и времени проведения районного этапа.
Слайд 12Проведение муниципального или районного тура
Если в вашем районе или городе
нет координатора данного тура – обратитесь с инициативой проведения в
Управление образования.
Ответственный за тур собирает оргкомитет, приглашает жюри, проводит тур конкурса, размещает информацию на сайте конкурса, отправляет заявку в Управление образования на региональный тур.
Победителями муниципального или районного тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Победителями могут стать обучающиеся одной или разных возрастных групп
Победители районного этапа становятся участниками регионального этапа Конкурса.
Слайд 13Региональный тур
Региональный тур конкурса в Архангельской области организует АОИОО
в марте 2021 года
Актуальная информация размещается в группе ВК «Сопровождение
одаренных детей Поморья»
https://vk.com/29talant
Региональный куратор
Песчинская
Светлана Ильинична
8(8182)652-062
Слайд 14Педагогам на заметку!
Обязательным условием участия в конкурсе является регистрация участника
на официальном сайте конкурса www.youngreaders.ru .
Участник конкурса может зарегистрироваться
только от одного учреждения (школа/учреждение дополнительного образования).
Конкурсанты, не прошедшие регистрацию на сайте, к участию в Конкурсе не допускаются.
Регистрацию для участия в Конкурсе может пройти как участник, так и законный представитель участника (родители, усыновители, опекуны и попечители, представители таких учреждений, как детский дом, дом для инвалидов, представители органов опеки и попечительства).
Регистрацию на сайте должны пройти как участники, так и ответственные за его проведение в каждом из туров – в классе, школе/учреждении дополнительного образования, районе и регионе.
Слайд 15Педагогам на заметку!
Формат очного проведения конкурса может быть изменен на
онлайн-формат в связи с эпидемиологической обстановкой в стране. Инструкция по
проведению онлайн этапов будет опубликована на сайте youngreaders.ru до 25 декабря 2020 года.
Победители и финалисты конкурсов прошлых лет принимают участие в новом конкурсе на общих основаниях и обязаны выбирать для выступления отрывки из произведений, с которыми ранее не выступали.
Обратите внимание на выбор текста произведения (органичность исполняемого произведения чтецу, соответствие возрасту чтеца, выбор отрывка, качество текста произведения)
Грамотно используйте при выступлении музыкальное сопровождение, костюмы. Их использование дополнительных баллов не дает, но может испортить впечатление от выступления чтеца. Использование презентаций ЗАПРЕЩЕНО!
Слайд 16Педагогам на заметку!
При подготовке чтеца педагогам очень важно понимать отличия
художественного чтения от актерской игры:
ФОРМА ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА. В театре –
спектакль, на эстраде – рассказ. Рассказ о событиях прошлого, а не действие в событиях, непосредственно происходящих перед зрителями; рассказывание «от себя», «от я» с определенным отношением к событиям и героям, а не перевоплощение в образ; отсутствие физического действия.
ОБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ. В театре – актеры-партнеры, на эстраде – объект в зале - зритель. Средства воздействия чтеца на аудиторию ограничены по сравнению со средствами актера: они не выходят за рамки словесного действия. Но именно это ограничение предполагает тщательную подготовку через постановку активных задач, через подтекст, через линию мыслей и видений.
Слайд 17Педагогам на заметку!
АКТЕРСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ. В театре актер сталкивается с событиями,
происходящими в данный момент, его реакция непосредственна. Актер, великолепно зная
пьесу, в каждом моменте роли настолько непосредственно должен воспринимать происходящее событие, будто дальнейшее развитие пьесы ему неведомо. Исполнитель, читающий рассказ, должен заранее знать ход событий и так расположить факты, чтобы привести слушателя к тому, во имя чего он рассказывает пережитое.
ПРОЦЕСС ИСПОЛНЕНИЯ, ВОПЛОЩЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. В актерском творчестве – ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ, в художественном чтении – ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСОНАЖАМ. Необходимо войти в предлагаемые обстоятельства, но не копировать, передать свое отношение к ним, а не изображать их интонациями. У рассказчика есть свое отношение к персонажу, о котором он говорит, и сколько бы ни было действующих лиц, к каждому из них будет свое отношение.
Чтец не должен играть! Необходимо передать логику мыслей и чувств персонажей, действовать за них, оставаясь самим собой. Рассказчик должен свое мышление приблизить к мышлению автора, найти угол зрения автора на происходящее, не уничтожая себя, это спасет от растворения в действующем лице.
Слайд 18
Надеемся, что заметки куратора помогут вам грамотно
провести классные и школьные туры в своих образовательных организациях, на
высоком уровне подготовить обучающихся к участию в муниципальном или районном туре конкурса.
Всегда готовы к сотрудничеству:
отдел художественного творчества
МАОУДО ДЮЦ г.Северодвинска.
Официальный сайт: http://sevskduc.ru/
Группа ДЮЦ ВК https://vk.com/maoudo_duc
Группа семинара «Искусство звучащего слова» ВК
https://vk.com/severclovoduc