Слайд 1Защита ПРОФЕССИИ
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать
мне тогда,
Чем заниматься?
В. Маяковский
Слайд 2Для подготовки к «защите» выбранной вами профессии рекомендуется составить ее
профессиограмму.
Профессиограмма — это характеристика профессии с требованиями, которые она предъявляет
к личности работника.
Слайд 3Профессиограмму желательно составлять по такому плану:
I. Общие сведения о профессии:
• возникновение профессии, изменения ее содержания;
• смежные профессии;
•
перспективность роста квалификации;
• спрос на профессию в вашем городе (районе).
Слайд 4II. Характеристика
процесса труда
• важнейшие технологические операции;
• орудия
труда;
• рабочее место;
• рабочая поза, преобладающие движения при
труде;
• продукция;
• виды брака по вине специалиста и возможности их устранения;
• характер работы (монотонный или разнообразный, переменный);
• в чем и как проявляется утомляемость после работы.
Слайд 5III.Санитарно-гигиенические условия труда:
режим труда и рабочий ритм;
• микроклиматические
условия (шум, освещенность, чистота и др.);
• основные требования к
физическому состоянию организма работающего;
• медицинские противопоказания;
• основные меры по охране труда;
• возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.
Слайд 6IV. Психологические требования профессии к человеку:
•
возможные трудности и напряженные ситуации;
• основные качества, которыми должен
обладать работающий: а) эмоционально-волевые; б) деловые; в) моторные (двигательные); г) внимание; д) мышление; е) тип памяти; ж) моральные качества.
Слайд 7V. Сведения о профессиональной подготовке:
• пути получения профессии и характеристика
учебных заведений;
• условия поступления;
• продолжительность обучения;
• основные
изучаемые дисциплины;
• квалификация выпускника учебного заведения;
• зарплата работающего;
• перспективы профессионального роста или продвижения;
• продолжительность отпуска.
Слайд 8VI. Обоснование выбора профессии:
чем нравится данная профессия («Я хочу»);
что она
дает вам и другим («Я надо»);
насколько нужна эта профессия сегодня
и как востребована («Я надо»);
насколько эта профессия подходит вам и насколько вы подходите к ней («Я могу»);
что вы сейчас делаете для подготовки к этой профессии;
имеете ли вы резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту;
кто и что может помешать вам в реализации ваших профессиональных планов;
как вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия.
Слайд 9Практическое задание
Составьте реферат «Моя будущая профессия», в котором опишите избираемую
вами будущую профессию (специальность). Придерживайтесь вышеприведенного плана. Подготовьтесь к публичному
выступлению-защите.
К защите подготовьте плакат («Я профессионал»), составьте памятку о своей профессии, список рекомендуемой литературы.
Слайд 10
Народная мудрость о труде
Золото познается в огне, человек — в
труде.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Не за
свое дело не берись, а за своим делом не ленись.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Хвалят — не гордись, учат — не сердись.
Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Слайд 11Ситуация-проба «Можно ли обойтись без профессии?»
Один человек считает: «В жизни
можно обойтись и без всякой профессии, можно даже вообще не
работать (не трудиться)».
Задание. Опровергните это высказывание. Кто такие «вообще не работающие» в нашей жизни?
Социально-приемлемые позиции: • ориентировка на общественно полезную деятельность; • потребность в реализации интересов в деятельности; • осознание важности не только выбора профессии, но и самоопределения.
Слайд 12Ситуация-проба
«Отношения и поступки»
Две подруги делятся своим недовольством по поводу
своей работы. Одна жалуется, критикует всех и вся, ненавидит шефа,
но продолжает ходить на работу и уходить не собирается. Другая настроена уйти, хотя с работой справляется, но говорит: «Что зря сидеть на одном месте, все равно ничего не светит». Она считает, что ей опять не повезло: «Другие вон вообще ничего не делают, а получают — ого!»
Задание. Рассудите, кто из подруг поступает правильнее.
Социально-приемлемые позиции: • отказ от бесполезного критиканства и зависти; • трудолюбие и ответственность; • работа над собой; • разумная инициатива.