Разделы презентаций


Заучивание стихов, скороговорок, потешек с использованием метода наглядного

Содержание

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические образы, дети подучают эстетическое наслаждение. В.Г.Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Заучивание стихов, скороговорок, потешек с использованием метода наглядного моделирования с

детьми дошкольного возраста с ОНР и ЗПР


Заучивание стихов, скороговорок, потешек с использованием метода наглядного моделирования с детьми дошкольного возраста с ОНР и ЗПР

Слайд 2 Заучивание стихотворений – одно из средств умственного,

нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические образы, дети подучают

эстетическое наслаждение. В.Г.Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка.»
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. Детей привлекает к себе мир звуков.
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому хорошо и запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические

Слайд 3 В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и

запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события,

предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, ЗПР практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с  общепринятыми.
Приёмы наглядного моделирования облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети

Слайд 4 Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования

в работе с дошкольниками с ОНР и ЗПР состоит в

том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ОНР и

Слайд 5Наглядное моделирование включает в себя:
опорные картинки
мнемосхемы
мнемотаблицы
карточки-символы
реальные

предметы

В работе с детьми при заучивании стихотворений используют опорные картинки

(предметные картинки), мнемосхемы и мнемотаблицы.

ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ

Наглядное моделирование включает в себя:опорные картинки мнемосхемы мнемотаблицы карточки-символы реальные предметыВ работе с детьми при заучивании стихотворений

Слайд 6Мнемосхемы – это 1 карточка с 1 рисунком или символом,

который обозначает предмет или действие. 
Предметные картинки и мнемосхемы выстраиваются

в линию – и получается мнемодорожка.

Лапа

Я сверну с дорожки.

Снова улетели.

Ловит лапой

МНЕМОСХЕМЫ

МНЕМОДОРОЖКА

Мнемосхемы – это 1 карточка с 1 рисунком или символом, который обозначает предмет или действие.  Предметные картинки

Слайд 7Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки,

явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых

звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

МНЕМОТАБЛИЦЫ

Стихотворение

Скороговорка

Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем

Слайд 8Этапы работы над стихотворением:

Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это

стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения

с опорой на мнемосхему или мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения.
Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Этапы работы над стихотворением: Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще

Слайд 9На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц к стихам,

скороговоркам и потешкам. В зависимости от возрастных особенностей детей они

выполнены в цветном или чёрно-белом исполнении. Рассмотрим некоторые из них.

Вот идет Алиса в сад.
Скоро будет листопад.
Слива там и абрикос,
На скамейке – сонный пес.

Там краса и чудеса:
Солнце, киска и роса,
У скамейки стол стоит,
Самовар на нем свистит.

Вот в песочнице песок,
Самосвал там и совок,
Рядом с ними самокат.
Ах, какой прекрасный сад!

На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц к стихам, скороговоркам и потешкам. В зависимости от возрастных

Слайд 10Скороговорка

Скороговорка

Слайд 13
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала: ква-ква-ква.

Я сосульку не

сосу,
Я ее домой несу.
Стало ей от солнца жарко –
Мне ее

ужасно жалко.
Пусть все лето, целый год
В холодильнике живет!

Вот лягушка по дорожкеСкачет, вытянувши ножки.Увидала комара,Закричала: ква-ква-ква.  Я сосульку не сосу,Я ее домой несу.Стало ей

Слайд 14Мнемосхемы и мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по

развитию речи детей.
Возрастные категории детей и приемы работы с

наглядным материалом.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат образность, лаконизм, предметность. Малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные.
При работе удобно использовать предметные картинки и фланелеграф, на котором выставляется сюжетный ряд стихотворения, т.е. мнемосхема.
Можно использовать не только цветные предметные картинки, но и реальные предметы и игрушки.

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Зайка
А.Барто

Мнемосхемы и мнемотаблицы  служат дидактическим материалом в работе по развитию речи детей. Возрастные категории детей и

Слайд 15Ветер ёлками шумит. 
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк!
Ёж

иголки показал,
Ёжик наш домой спешит
Волк со страху убежал.
Скороговорка

Ветер ёлками шумит. А навстречу ему волк,На ежа зубами – щёлк!Ёж иголки показал,Ёжик наш домой спешитВолк со страху

Слайд 16Молока им лучше дай!
Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Потешка
В.Берестов

Молока им лучше дай!Коровушка, коровушка,Рогатая головушка!Малых деток не бодай,Потешка В.Берестов

Слайд 17Холодно

О.Высотская

Кто мяукнул у дверей?

- Открывайте поскорей!

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

Холодно

Слайд 18В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика

стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа,

семья, детский садик). Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия.
Картинки используются цветные и выстраиваются в виде мнемодорожек.

Считалка

* * *
Серый зайка
Вырвал травку,
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт.

В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы

Слайд 19Потешка

* * *
Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал

в огород.
Потешка          * * *Ваня, Ваня-простота,Купил лошадь без хвоста,Сел

Слайд 20Солнышко

Г.Бойко

Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое!
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали!

Солнышко

Слайд 21В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) увеличивается

объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства.
На данном

этапе используются мнемотаблицы, где можно использовать сначала цветные картинки, но постепенно вводить схематичное нецветное изображение –символы, а также цифры и буквы.

* * * М.Ивенсен

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад…

Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси,

грачи,

журавли.

Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные

Слайд 22Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта

долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька

для бобра,

А для волка – кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!

АпельсинМы делили апельсин.Много нас, а он один.Эта долька для ежа,Эта долька для чижа,Эта долька для утят,Эта долька

Слайд 23

Хрюша обижается

В.Орлов

У пуделя новый лиловый берет,
У козлика красный, атласный жилет,
У курицы бантик, у кошки сапожки,
У двух петухов по гармошке.
Все очень довольны,
А хрюша сердита.
В слезах отвернулась
Она от корыта:
Ей хочется новый лиловый берет,
Ей хочется красный атласный жилет,
Ей хочется бантик, сапожки,
И две петушиных гармошки.
Но только о ней не подумал никто
Ей дали не то,
Совершенно не то!
А то, что она не любила -
Ей дали мочалку и мыло.

Хрюша обижается

Слайд 24Ромашка

М.А.Познанская


На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с жёлтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит:
«Не тронь!»

Ромашка

Слайд 25

Сказка на стекле

Т.Шорыгина

На стекле мороз начертил узор,
Серебром нанес
белый пышный бор.
Рано поутру подойду к окну,
Буду в том бору
слушать тишину.


Чудится ли мне? Или снится сон?
Мчусь я по лыжне,
слышу сосен звон,
Вьется по снегу
свежий лисий след,
Тает на лугу розовый рассвет.


И дрожит во мгле
белый дым берез -
Сказку на стекле
начертил мороз.

Сказка на стекле

Слайд 26Итак, наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в

обучении детей с ОНР и ЗПР. И чем раньше начать

обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше они будут готовы к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.



Спасибо за внимание!

Итак, наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей с ОНР и ЗПР. И

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика