Разделы презентаций


Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков

Содержание

Гигиена детей и подростков – отрасль медицинской науки, изучающая влияние окружающей среды и деятельности на растущий организм с целью разработки профилактических мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков.

Основные вопросы профилактической работы врачей детских и подростковых учреждений.

Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков. Основные вопросы профилактической работы врачей детских и

Слайд 2Гигиена детей и подростков – отрасль медицинской науки, изучающая влияние

окружающей среды и деятельности на растущий организм с целью разработки

профилактических мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие детей и подростков. (С.М. Громбах)
Гигиена детей и подростков – отрасль медицинской науки, изучающая влияние окружающей среды и деятельности на растущий организм

Слайд 3Основные научные направления:
Гигиена деятельности (учебная, познавательная, трудовая, профессиональная, спортивная).
Гигиена окружающей

материальной среды ( разработка гигиенических требований к планировке, благоустройству, оборудованию,

освещению, микроклимату образовательных учреждений, одежде, обуви, игрушкам, носителям информации (книги, учебники, компьютеры); влияние качества среды обитания на растущий организм).
Гигиена питания.
Состояние здоровья детских коллективов.
Основные научные направления:Гигиена деятельности (учебная, познавательная, трудовая, профессиональная, спортивная).Гигиена окружающей материальной среды ( разработка гигиенических требований к

Слайд 4Гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые

обеспечивают сохранение здоровья, своевременное и гармоничное развитие ребенка.
Принципы гигиенического нормирования

в ГД и П:
Специфичность.
Непостоянство (сменяемость норм).
Развивающая, тренирующая направленность норм.
Дифференциация нормативов с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.
Гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья, своевременное и гармоничное развитие

Слайд 5Закономерности роста и развития организма:
Неравномерность темпа роста и развития.
Неодновременность (гетерохронность)

развития функциональных систем.
Половой диморфизм.
Обеспечение биологической надежности систем и организма в

целом.
Детерминация роста и развития факторами наследственности и среды.
Изменение темпов роста и развития у последующих поколений (акцелерация, ретардация, децелерация).

Закономерности роста и развития организма:Неравномерность темпа роста и развития.Неодновременность (гетерохронность) развития функциональных систем.Половой диморфизм.Обеспечение биологической надежности систем

Слайд 6Соотношение темпов роста различных тканей (по Скаммону)

Соотношение темпов роста различных тканей (по Скаммону)

Слайд 7Динамика среднего возраста появления менархе.

Динамика среднего возраста появления менархе.

Слайд 8Биологическая возрастная периодизация.

Биологическая возрастная периодизация.

Слайд 9Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма,

характеризующих процесс его роста и созревания.
Методы изучения физического развития:
Соматометрические (длина

и масса тела, окружность грудной клетки).
Соматоскопические (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, половое созревание).
Физиометрические (ЖЕЛ, динамометрия кистей рук, становая сила).
Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания.Методы изучения

Слайд 10Методы оценки физического развития:
по сигмальным отклонениям;
по шкалам регрессии;
центильный метод;
метод оценки

численности сочетания признаков;
комплексная оценка развития на основе определения биологического возраста

и гармоничности физического развития.
Методы оценки физического развития:по сигмальным отклонениям;по шкалам регрессии;центильный метод;метод оценки численности сочетания признаков;комплексная оценка развития на основе

Слайд 11Комплексная оценка состояния здоровья по группам проводится на основе 4-х

критериев:
Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
Наличие

или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
Уровень функционирования основных систем организма.
Степень резистентности организма неблагоприятным факторам.
Комплексная оценка состояния здоровья по группам проводится на основе 4-х критериев:Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и

Слайд 12Группы здоровья детей и подростков:
1 группа – здоровье без

отклонений;
2 группа – здоровье, с морфофункциональными отклонениями, сниженной сопротивляемостью;
3 группа

– больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации;
4 группа – больные в состоянии субкомпенсации;
5 группа – больные в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями.
Распределение детей по группам в 2005 году в Пермском крае составляет: 1 группа – 7,0%; 2 группа – 72,6%; 3 группа – 20,4%.
Группы здоровья детей и подростков:1  группа – здоровье без отклонений;2 группа – здоровье, с морфофункциональными отклонениями,

Слайд 13Здоровье ребенка определяет сочетание 3-х групп факторов: 1. Биологические, в том

числе генетические, течение беременности и родов. 2. Образ жизни. 3. Состояние окружающей

среды.
Здоровье ребенка определяет сочетание 3-х групп факторов: 1. Биологические, в том числе генетические, течение беременности и родов.

Слайд 14Влияние факторов риска на формирование здоровья школьников

Влияние факторов риска на формирование здоровья школьников

Слайд 15Биологические маркеры техногенного загрязнения окружающей среды: 1. Аллергические болезни (в первую

очередь атопический дерматит). 2. Бронхолегочная патология. 3. Железодефицитные анемии. 4. Врожденные аномалии развития.

Биологические маркеры техногенного загрязнения окружающей среды: 1. Аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит). 2. Бронхолегочная патология.

Слайд 16Особенности роста и развития, повышающие чувствительность организма ребенка к действию

факторов среды:
Высокая интенсивность синтеза нуклеиновых кислот;
Незрелость ферментных систем;
Низкая кислотность желудочного

сока;
Повышенная проницаемость кожи, слизистых, гематоэнцефалического барьера;
Интенсивный процесс миелинизации нервных волокон;
Ограниченные функции почек;
Становление эндокринной системы;
Увеличение массы тела, что ведет к кумуляции вредных веществ в биосредах.

Особенности роста и развития, повышающие чувствительность организма ребенка к действию факторов среды:Высокая интенсивность синтеза нуклеиновых кислот;Незрелость ферментных

Слайд 17Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей.

Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей.

Слайд 18На медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях, возлагаются следующие

функциональные обязанности:
1. Организация медицинского обеспечения детей.
2. Первичная профилактика: контроль за

санитарно-гигиеническими условиями; оказание помощи в организации учебно-методического процесса, в составлении суточного режима.
3. Контроль за питанием детей.
4. Контроль за организацией физического воспитания.
5. Врачебно-профессиональная консультация.
6. Гигиеническое воспитание в детском коллективе.
7. Иммунопрофилактика.
8. Мероприятия, обеспечивающие адаптацию в образовательном учреждении.
9. Ведение документации.
10. Диспансеризация.
11. Анализ состояния здоровья детей, разработка медико-профилактических мероприятий по улучшению охраны их здоровья.
На медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях, возлагаются следующие функциональные обязанности:1. Организация медицинского обеспечения детей.2. Первичная

Слайд 19Гигиенические принципы построения суточного режима:
Строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность

перехода к новому режиму.
Все виды деятельности должны включаться в режим

с учетом возраста (содержание режима и суточный бюджет времени).
Рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование (структура режима).
Виды деятельности и отдых должны соответствовать возрасту.


Гигиенические принципы построения суточного режима: Строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму.Все виды деятельности

Слайд 20Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями

включает следующие обязательные элементы:
режим питания (интервалы между приемами пищи и

кратность питания);
время пребывания на воздухе в течение дня;
продолжительность и кратность сна;
продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:режим питания (интервалы между

Слайд 21«Мы говорим уже о тех расстройствах здоровья, которым подвергаются учащиеся

через внешнюю обстановку учебных заведений; мы видели, что у ребенка

появляются неправильности кровообращения, что его питание страдает, что он делается кривым и близоруким. К сожалению, мы должны здесь прибавить, что в течение школьной жизни дитя нередко становится и умственным калекой…» Ф.Ф. Эрисман
«Мы говорим уже о тех расстройствах здоровья, которым подвергаются учащиеся через внешнюю обстановку учебных заведений; мы видели,

Слайд 22Для младших школьников характерно: а) преобладанием возбуждения над торможением; б) иррадиации

над концентрацией, в связи с чем возбуждение распространяется на большие

участки мозга; в) легкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных внешних раздражителей; г) слабость тормозных реакций, чем объясняется малая продолжительность активного внимания.
Для младших школьников характерно:  а) преобладанием возбуждения над торможением; б) иррадиации над концентрацией, в связи с

Слайд 23Учебные занятия сопровождаются - статическим напряжением ряда мышечных

групп (шеи, затылка, спины, таза) - тонкой координацией движений при письме; -

большой нагрузкой на орган зрения.
Учебные занятия сопровождаются    - статическим напряжением ряда мышечных групп (шеи, затылка, спины, таза) -

Слайд 24Учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, то

есть: - с учетом основных анатомоморфологических особенностей детского организма; - в наиболее

благоприятных условиях окружающей среды.
Учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, то есть:  - с учетом основных анатомоморфологических

Слайд 25О развитии утомления у школьника свидетельствуют признаки:
Снижение продуктивности труда.
Ослабление внутреннего

торможения (двигательное беспокойство, рассеянность внимания).
Ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный

ритм и координация движений)
Появление чувства усталости.
О развитии утомления у школьника свидетельствуют признаки:Снижение продуктивности труда.Ослабление внутреннего торможения (двигательное беспокойство, рассеянность внимания).Ухудшение регуляции физиологических

Слайд 26 Переутомление развивается, когда учебные нагрузки не соответствуют уровню морфофункционального

развития ребенка.
Признаками переутомления являются:
1. Резкое и сильное снижение умственной

и физической работоспособности. 2. Нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность). 3. Стойкие изменения в регуляции вегетативных функций (аритмия, ВСД). 4. Снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов, патогенных микроорганизмов.
Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна. Для восстановления работоспособности необходим более длительный отдых, а подчас и медикаментозная терапия.
Переутомление развивается, когда учебные нагрузки не соответствуют уровню морфофункционального развития ребенка. 	Признаками переутомления являются: 	1.

Слайд 27Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
Соответствие учебных нагрузок возрастным

и индивидуальным потребностям ребенка и подростка.
Научная организация учебного процесса в

современной школе.
Обеспечение оптимальных условий обучения.

Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным потребностям ребенка и подростка.Научная организация

Слайд 28Гигиенические критерии здоровье-сберегающих технологий
Ранжирование содержания обучения.
Индивидуализация обучения в зависимости от

психофизиологических возможностей, состояния здоровья и темпа учебной деятельности.
Построение учебного процесса,

направленное на повышение двигательной активности учащихся.
Формирование отношений между учителями и учениками на педагогике сотрудничества и доброжелательности.

Гигиенические критерии здоровье-сберегающих технологийРанжирование содержания обучения.Индивидуализация обучения в зависимости от психофизиологических возможностей, состояния здоровья и темпа учебной

Слайд 29Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки)

называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую

потребность ребенка в движении (кинезофилия)
Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен

Слайд 30Параболическая зависимость иммунологических реакций от суточной двигательной активности (Сухарев А.Г.,

1991г.)

Параболическая зависимость иммунологических реакций от суточной двигательной активности (Сухарев А.Г., 1991г.)

Слайд 31Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на человека физических

упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.

Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью

Слайд 32Основные задачи физического воспитания:
обеспечение созревания и функционального совершенствования ведущих систем

организма; повышение его биологической надежности;
своевременное формирование двигательного анализатора, стимулирование развития

основных двигательных качеств, работоспособности организма;
повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;
совершенствование терморегуляции;
нормализация нарушенной деятельности отдельных органов, коррекция врожденных и приобретенных дефектов физического развития;
формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Основные задачи физического воспитания:обеспечение созревания и функционального совершенствования ведущих систем организма; повышение его биологической надежности;своевременное формирование двигательного

Слайд 33Гигиенические принципы физического воспитания
Обеспечение оптимального двигательного режима, с учетом потребностей

растущего организма в движениях и его функциональных потребностей.
Дифференцированное применение средств

и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности.
Систематичность занятий.
Постепенное увеличение нагрузок.
Комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания.
Создание благоприятных условий внешней среды.
Обеспечение положительной эмоциональной настроенности.
Основные средства физического воспитания – физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.
Гигиенические принципы физического воспитанияОбеспечение оптимального двигательного режима, с учетом потребностей растущего организма в движениях и его функциональных

Слайд 34Медицинский контроль за физическим воспитанием включает:
Распределение учащихся по медицинским группам

по результатам медосмотра.
Врачебное наблюдение за влиянием физических упражнений на организм.
Врачебный

контроль за содержанием и методами физического воспитания и занятий спортом, за соответствием физической нагрузки возможностям детей.
Санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения занятий и соревнований.
Профилактика спортивного травматизма.
Гигиеническое воспитание учащихся.
Медицинский контроль за физическим воспитанием включает:Распределение учащихся по медицинским группам по результатам медосмотра.Врачебное наблюдение за влиянием физических

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика