Слайд 1Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков.
Основные вопросы профилактической работы врачей детских и подростковых учреждений.
Слайд 2Гигиена детей и подростков – отрасль медицинской науки, изучающая влияние
окружающей среды и деятельности на растущий организм с целью разработки
профилактических мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие детей и подростков. (С.М. Громбах)
Слайд 3Основные научные направления:
Гигиена деятельности (учебная, познавательная, трудовая, профессиональная, спортивная).
Гигиена окружающей
материальной среды ( разработка гигиенических требований к планировке, благоустройству, оборудованию,
освещению, микроклимату образовательных учреждений, одежде, обуви, игрушкам, носителям информации (книги, учебники, компьютеры); влияние качества среды обитания на растущий организм).
Гигиена питания.
Состояние здоровья детских коллективов.
Слайд 4Гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые
обеспечивают сохранение здоровья, своевременное и гармоничное развитие ребенка.
Принципы гигиенического нормирования
в ГД и П:
Специфичность.
Непостоянство (сменяемость норм).
Развивающая, тренирующая направленность норм.
Дифференциация нормативов с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.
Слайд 5Закономерности роста и развития организма:
Неравномерность темпа роста и развития.
Неодновременность (гетерохронность)
развития функциональных систем.
Половой диморфизм.
Обеспечение биологической надежности систем и организма в
целом.
Детерминация роста и развития факторами наследственности и среды.
Изменение темпов роста и развития у последующих поколений (акцелерация, ретардация, децелерация).
Слайд 6Соотношение темпов роста различных тканей (по Скаммону)
Слайд 7Динамика среднего возраста появления менархе.
Слайд 8Биологическая возрастная периодизация.
Слайд 9Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма,
характеризующих процесс его роста и созревания.
Методы изучения физического развития:
Соматометрические (длина
и масса тела, окружность грудной клетки).
Соматоскопические (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, половое созревание).
Физиометрические (ЖЕЛ, динамометрия кистей рук, становая сила).
Слайд 10Методы оценки физического развития:
по сигмальным отклонениям;
по шкалам регрессии;
центильный метод;
метод оценки
численности сочетания признаков;
комплексная оценка развития на основе определения биологического возраста
и гармоничности физического развития.
Слайд 11Комплексная оценка состояния здоровья по группам проводится на основе 4-х
критериев:
Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
Наличие
или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
Уровень функционирования основных систем организма.
Степень резистентности организма неблагоприятным факторам.
Слайд 12Группы здоровья детей и подростков:
1 группа – здоровье без
отклонений;
2 группа – здоровье, с морфофункциональными отклонениями, сниженной сопротивляемостью;
3 группа
– больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации;
4 группа – больные в состоянии субкомпенсации;
5 группа – больные в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями.
Распределение детей по группам в 2005 году в Пермском крае составляет: 1 группа – 7,0%; 2 группа – 72,6%; 3 группа – 20,4%.
Слайд 13Здоровье ребенка определяет сочетание 3-х групп факторов:
1. Биологические, в том
числе генетические, течение беременности и родов.
2. Образ жизни.
3. Состояние окружающей
среды.
Слайд 14Влияние факторов риска на формирование здоровья школьников
Слайд 15Биологические маркеры техногенного загрязнения окружающей среды:
1. Аллергические болезни (в первую
очередь атопический дерматит).
2. Бронхолегочная патология.
3. Железодефицитные анемии.
4. Врожденные аномалии развития.
Слайд 16Особенности роста и развития, повышающие чувствительность организма ребенка к действию
факторов среды:
Высокая интенсивность синтеза нуклеиновых кислот;
Незрелость ферментных систем;
Низкая кислотность желудочного
сока;
Повышенная проницаемость кожи, слизистых, гематоэнцефалического барьера;
Интенсивный процесс миелинизации нервных волокон;
Ограниченные функции почек;
Становление эндокринной системы;
Увеличение массы тела, что ведет к кумуляции вредных веществ в биосредах.
Слайд 17Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей.
Слайд 18На медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях, возлагаются следующие
функциональные обязанности:
1. Организация медицинского обеспечения детей.
2. Первичная профилактика: контроль за
санитарно-гигиеническими условиями; оказание помощи в организации учебно-методического процесса, в составлении суточного режима.
3. Контроль за питанием детей.
4. Контроль за организацией физического воспитания.
5. Врачебно-профессиональная консультация.
6. Гигиеническое воспитание в детском коллективе.
7. Иммунопрофилактика.
8. Мероприятия, обеспечивающие адаптацию в образовательном учреждении.
9. Ведение документации.
10. Диспансеризация.
11. Анализ состояния здоровья детей, разработка медико-профилактических мероприятий по улучшению охраны их здоровья.
Слайд 19Гигиенические принципы построения суточного режима:
Строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность
перехода к новому режиму.
Все виды деятельности должны включаться в режим
с учетом возраста (содержание режима и суточный бюджет времени).
Рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование (структура режима).
Виды деятельности и отдых должны соответствовать возрасту.
Слайд 20Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями
включает следующие обязательные элементы:
режим питания (интервалы между приемами пищи и
кратность питания);
время пребывания на воздухе в течение дня;
продолжительность и кратность сна;
продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.
Слайд 21«Мы говорим уже о тех расстройствах здоровья, которым подвергаются учащиеся
через внешнюю обстановку учебных заведений; мы видели, что у ребенка
появляются неправильности кровообращения, что его питание страдает, что он делается кривым и близоруким. К сожалению, мы должны здесь прибавить, что в течение школьной жизни дитя нередко становится и умственным калекой…»
Ф.Ф. Эрисман
Слайд 22Для младших школьников характерно:
а) преобладанием возбуждения над торможением;
б) иррадиации
над концентрацией, в связи с чем возбуждение распространяется на большие
участки мозга;
в) легкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных внешних раздражителей;
г) слабость тормозных реакций, чем объясняется малая продолжительность активного внимания.
Слайд 23Учебные занятия сопровождаются
- статическим напряжением ряда мышечных
групп (шеи, затылка, спины, таза)
- тонкой координацией движений при письме;
-
большой нагрузкой на орган зрения.
Слайд 24Учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, то
есть:
- с учетом основных анатомоморфологических особенностей детского организма;
- в наиболее
благоприятных условиях окружающей среды.
Слайд 25О развитии утомления у школьника свидетельствуют признаки:
Снижение продуктивности труда.
Ослабление внутреннего
торможения (двигательное беспокойство, рассеянность внимания).
Ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный
ритм и координация движений)
Появление чувства усталости.
Слайд 26
Переутомление развивается, когда учебные нагрузки не соответствуют уровню морфофункционального
развития ребенка.
Признаками переутомления являются:
1. Резкое и сильное снижение умственной
и физической работоспособности.
2. Нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность).
3. Стойкие изменения в регуляции вегетативных функций (аритмия, ВСД).
4. Снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов, патогенных микроорганизмов.
Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна. Для восстановления работоспособности необходим более длительный отдых, а подчас и медикаментозная терапия.
Слайд 27Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
Соответствие учебных нагрузок возрастным
и индивидуальным потребностям ребенка и подростка.
Научная организация учебного процесса в
современной школе.
Обеспечение оптимальных условий обучения.
Слайд 28Гигиенические критерии здоровье-сберегающих технологий
Ранжирование содержания обучения.
Индивидуализация обучения в зависимости от
психофизиологических возможностей, состояния здоровья и темпа учебной деятельности.
Построение учебного процесса,
направленное на повышение двигательной активности учащихся.
Формирование отношений между учителями и учениками на педагогике сотрудничества и доброжелательности.
Слайд 29Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки)
называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую
потребность ребенка в движении (кинезофилия)
Слайд 30Параболическая зависимость иммунологических реакций от суточной двигательной активности (Сухарев А.Г.,
1991г.)
Слайд 31Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на человека физических
упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.
Слайд 32Основные задачи физического воспитания:
обеспечение созревания и функционального совершенствования ведущих систем
организма; повышение его биологической надежности;
своевременное формирование двигательного анализатора, стимулирование развития
основных двигательных качеств, работоспособности организма;
повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;
совершенствование терморегуляции;
нормализация нарушенной деятельности отдельных органов, коррекция врожденных и приобретенных дефектов физического развития;
формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Слайд 33Гигиенические принципы физического воспитания
Обеспечение оптимального двигательного режима, с учетом потребностей
растущего организма в движениях и его функциональных потребностей.
Дифференцированное применение средств
и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности.
Систематичность занятий.
Постепенное увеличение нагрузок.
Комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания.
Создание благоприятных условий внешней среды.
Обеспечение положительной эмоциональной настроенности.
Основные средства физического воспитания – физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.
Слайд 34Медицинский контроль за физическим воспитанием включает:
Распределение учащихся по медицинским группам
по результатам медосмотра.
Врачебное наблюдение за влиянием физических упражнений на организм.
Врачебный
контроль за содержанием и методами физического воспитания и занятий спортом, за соответствием физической нагрузки возможностям детей.
Санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения занятий и соревнований.
Профилактика спортивного травматизма.
Гигиеническое воспитание учащихся.