Слайд 1Знакомство детей с окружающим миром
4-5лет
Бугачева Оксана Владимирровна
ЗФ-209-072-6-1Мсс
Слайд 2«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари
и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и
пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознеся и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».
/В.А.Сухомлинский/
Слайд 3Актуальность проблемы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации. В условиях быстро меняющейся
жизни от человека требуется не только владениезнаниям, но в первую очередь умение добывать
эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование является наиболее
успешным путем ознакомления детей с миром
окружающей их живой и неживой природы. В
повседневной жизни ребенок неизбежно
сталкивается с новыми, незнакомыми ему
предметами и явлениями живой и неживой
природы и у него возникает желание узнать
это новое, понять непонятное.
Слайд 4Цель
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе
детского экспериментирования при знакомстве с окружающим миром.
Задачи
Учить детей воспринимать предметы целостно, выделять их разнообразные свойства и
отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Формирование умения обследовать
предметы разной формы, при обследовании включать движения рук по предмету, совершенствовать глазомер. Развивать умение самостоятельно определять материалы из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов, структуру и температуру поверхности, твёрдость, мягкость, хрупкость, прочность, блеск, звонкость. закрепить умение определять цвет, величину, форму, вес предметов. Сравнивать и классифицировать предметы по назначению, цвету, форме, материалу. Называть самые разные предметы, знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования. Дать представления о том, что растение живые существа (для роста и развития необходима земля, вода, тепло, свет), эти условия обеспечивает человек.
Слайд 5Работу по экспериментальной деятельности с детьми можно строить по трем взаимосвязанным
направлениям:
1.Живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как
приспособление к окружающей среде.
2.Неживая природа – воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.
3.Человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.
При выборе темы следует соблюдать следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребенка. Ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.
В условиях детского сада используют только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям.
Основное содержание опытов по освоению с детьми окружающего мира предполагает формирование у них следующих представлений:
выявление свойств воздуха; воды; снега и льда; песка и глины;
знакомство детей с условиями, необходимой для жизни растений.
Знакомство с дикими и домашними животными.
Слайд 6Материалы и оборудование
Компонент дидактический
книги познавательного характера для среднего возраста;
тематические альбомы;
коллекции:
семена разных растений, шишки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени),
Ткани, Бумага, Пуговицы, Камни , стекла.
Картинки с изображением диких и домашних животных.
Компонент оборудования
Песок,
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
семена бобов, фасоли, гороха
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Лупы, сосуды для воды, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"бросовый материал":, катушки деревянные, прищепки, пробки и др.
Компонент стимулирующий
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям.
персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которых моделируется проблемная ситуация.
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Слайд 7Опыты
1. Подвести детей к пониманию, что температура воды бывает разной (холодной,
тёплой, горячей).
Во время мытья рук изменить температуру воды.
Взять три чайника
с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в каждом чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить. (Температура горячей воды не должна превышать 50 С).
Температура бывает разной.
2. К пониманию, что вода прозрачная.
Взять два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустиь камушек.
В стакане с водой камушек виден –вода прозрачная. В стакане с молоком камушек не виден – молоко непрозрачное.
3. Что в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.
Взять два стакана с водой. В один положить песок, в другой сахар. Размешать.
Сахара не видно – растворился в воде;
песок опустился на дно стакана и не растворился.
4. Что вода не имеет формы.
Налить воду в сосуды разной формы.
Вода принимает форму того предмета, в котором находится.
Слайд 8Рассматривание картинок с животными, иллюстраций
(дикие животные в лесу, домашние
животные в деревне, животные с детёнышами, собака в конуре, белка
в дупле, медведь в берлоге и т. д.), Чтение рассказов: (Б. Жидков «Вечер», «Храбрый утёнок», «Беспризорная кошка», В. Бианки «Мышонок Пик»), сказок (русских народных «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди», «Журавль и цапля», «Лиса и заяц» и т. д., «Три поросёнка» С.В. Михалкова, «Гадкий утёнок» Г.Х. Андерсена), Загадывание загадок: Не зверь, не птица, а всех боится, наловит мух- и в воду плюх. (лягушка) и т. д.), рассматривание фигурок животных. Дидактические игры: «Дикие и домашние животные». «Четвёртый лишний». Хороводные игры: «У медведя во бору». «Мы по лесу идём».
Слайд 9ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
К концу года дети могут: пользоваться обобщающими словами;
определять качество и свойства предметов (бумага, ткань, дерево, металл, резина,
пластмасса); различать и называть предметы природного и рукотворного мира; определять состояние погоды; различать и называть основные цвета и их оттенки; различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части, детали, назначение предметов и действия с ними; различать и называть по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты; использовать органы чувств для определения свойств предметов: глаза (зрение), руки (осязание), нос (обоняние), язык + рот(вкус), знать название органов чувств; овладеть простейшими символами; различать воду, снег, лёд, знать их свойства и связывать воедино как состояния воды; просматривая демонстрационные опыты, участвовать в их реализации, описывать происходящее и выдвигать предположение о результате.
Знать названия животных и их детёнышей.
Слайд 10Заключение
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
видеть и выделять проблему; принимать
и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять
существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, выбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; высказывать суждения, делать выводы и умозаключения; фиксировать этапы действий и результаты графически.
У детей развиваются нравственные качества такие как желание заниматся сообща целеустремлённость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, умение общаться друг с другом. «Экспериментальная деятельность дает толчок не только к общему развитию, а также к развитию творческих способностей».
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.