Слайд 1Знакомство с алгеброй
Числовые выражения
Учитель математики
МАОУ «Ангарский лицей №1»
Никифорова С.В.
г. Ангарск
Слайд 3Старинная задача о кроликах и фазанах
Некто подошел к
клетке, в которой сидели фазаны и кролики. Сначала он сосчитал
головы, их оказалось 15. Потом он подсчитал лапки, их было 42. Сколько кроликов и сколько фазанов было в клетке?
Слайд 415
42
15
12
головы
лапы
Схема решения
Слайд 5 · 2=30 (лап)
42-30=12 (лап лишних) – лапы кроликов
12:2=6 (кроликов)
15-6
= 9 (фазанов)
Решение задачи
Слайд 6Решение задачи с помощью уравнения
Кролики
Фазаны
кол-во х 15 - х
лапы 4х 2(15 – х)
4х+2(15-х)=42
4х+30-2х=42
4х-2х=42-30
2х=12
х=6 (кроликов)
Если х=6, то 15-х= 15-6=9 (фазанов)
Слайд 7Страницы истории
По-гречески «число» - арифмос.
Почти все науки зародились в Греции,
один из разделов математики получил греческое название «АРИФМЕТИКА»
Слайд 8Страницы истории
Другой раздел математики посвящен различным фигурам и их свойствам,
называется он ГЕОМЕТРИЕЙ
Гео – по-гречески
«Земля», а метрео - «меряю»
А вот слово «АЛГЕБРА» не греческое
Слайд 9Страницы истории
Абу Абдалах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми
Выдающийся средневековый ученый,
внесший большой вклад в развитие математики, астрономии, математической географии.
Слайд 10Страницы истории
Предполагают, что он родился в городе Хиве.
Научной работой
аль-Хорезми в основном занимался в Багдаде.
Абу Абдалах Мухаммед ибн
Муса ал-Хорезми
Слайд 11Страницы истории
Абу Абдалах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми
Его труды в
течение нескольких веков оказывали сильное влияние на ученых Востока и
Запада.
Слайд 12Аль-Хорезми первым написал книгу на арабском языке о решении уравнений
«Китаб мухтасар аль джебр ва-ал-мукабала»
Аль -
артикль
Китаб - книга
Мухтасар – краткая
Джебр - восстановление
Ва – союз «и»
Ал - мукабала - противопоставление
Слайд 13Ал-джабра (восстановление)
При решении уравнения
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член отрицательный,
Мы
к обеим частям,
С этим членом сличив,
Равный член придадим,
Только с
знаком другим, -
И найдем результат нам желательный
Слайд 14Ал-мукабала (противопоставление)
Дальше смотрим в уравненье,
Можно ль сделать приведенье,
Если члены в
нем подобны,
Сопоставить их удобно,
Вычтя равный член из них,
К одному приводим
их.
Слайд 156х
-13
2х
-5
=
13
-2х
4х
=
8
2
=
х
Ал-джабра
Ал-мукабала
Решить уравнение
6х - 13 = 2х - 5
6х - 13
= 2х - 5
Ответ: х = 2
Слайд 16Отец алгебры
Сам он слово «алгебра» не применял. И называл он
её «аналитическим искусством», то есть искусством исследования
Франсуа Виет
(1540-1603 гг.)
Слайд 17Отец алгебры
Виет четко разграничивал числа, величины и отношения, собрав их
в некую систему "видов".
Слайд 18Отец алгебры
В эту систему входили переменные, их корни, квадраты, кубы
и т. д.
Для этих видов Виет дал специальную символику,
обозначив их прописными буквами латинского алфавита.
Слайд 19 В процессе развития алгебра из науки об уравнениях
преобразовалась в науку об операциях, более или менее сходных с
действиями над числами.
Современная алгебра – один из разделов математики
Слайд 20В основе алгебраического языка лежит непривычный «алфавит»
1. Числа
2. Буквы латинского
и греческого алфавита
3. Знаки операций: + ,
-, ·, :
4. Скобки ( , )
5. Знак равенства =
6. Знаки неравенств: <, > , ,
Вот его буквы:
Слайд 21«Люди, незнакомые с алгеброй, не могут представить себе тех удивительных
вещей, которых можно достигнуть … при помощи названной науки»
Г.В. Лейбниц
Слайд 23Числовым выражением называют всякую запись, составленную из чисел и знаков
арифметических действий (составленную со смыслом)
Слайд 24Числовое выражение – запись, включающая:
1) числа;
2) знаки арифметических действий;
3)
составлена со смыслом
Слайд 25То число, которое получается в результате упрощений числового выражения, называют
значением числового выражения
Слайд 26Задание 1. Найдите значение числового выражения
Значение числового
выражения
Слайд 271. Порядок арифметических действий
2. Переместительный закон сложения: а + b
= b + a
3. Переместительный закон умножения: аb =
ba
4. Сочетательный закон сложения: а + b + с = (а + b) + с = а + (b + с)
5. Сочетательный закон умножения: аbс = (аb)с = а(bс)
Слайд 286. Понятие обыкновенной дроби
11. Понятие отрицательного числа
12. Правила действий с
положительными и отрицательными числами
7. Арифметические операции с обыкновенными дробями
9. Понятие
десятичной дроби
10. Арифметические операции с десятичными дробями
8. Основное свойство обыкновенной дроби
Слайд 29Дробь равна нулю, если числитель дроби равен нулю.
Слайд 30На ноль делить нельзя!
Дробь не имеет смысла, если знаменатель дроби
равен нулю.
Слайд 31Задание 2. Выясните, равна дробь нулю или она не имеет
смысла?
Слайд 32Решение задач
Устно:
№ 1.1
№ 1.2
Письменно:
№ 1.9 (а,б)
№ 1.14 (а,б)
№ 1.15 (а,б)
№
1.16 (а,б)
№ 1.18 (а)
№ 1.19 (а)
№ 1.51
Слайд 33Домашнее задание
Повторить правила действий с обыкновенными дробями, правила действий с
положительными и отрицательными числами
Слайд 34Домашнее задание
№ 1.3 (без вычислений)
№ 1.5
№ 1.10
№ 1.14 (в, г)
№
1.15 (в, г)
№ 1.16 (в, г)
№ 1.19 (б)
№ 1.20 (б)
Слайд 35Список литературы
Мордкович, А. Г. Алгебра. 7 класс : в 2
ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.
Г. Мордкович. - М. : Мнемозина, 2015.
Алгебра. 7 класс : в 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2015.
Слайд 36Активные ссылки на использование изображения (URL – адреса).
Рисунок кролика http://krolikoved.ru/sites/default/files/images/0_0.jpg
Рисунок
фазана http://www.zoopark-rostov.ru/userfiles/image/zolotoi%20fazan.jpg
Изображение Абу Абдалаха Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми http://www.asia-travel.uz/images/uzbekistan/outstanding-people/al-horezmi.jpg
Изображение Франсуа
Виета http://to-name.ru/images/biography/viet-fransua.jpg