Слайд 1Презентация по химии
на тему: «История Ленинградского Фарфорового Завода»
Выполнена ученицей 9-1
класса
Зайцевой Верой.
Слайд 2Названия
Первоначально именовался «Порцелиновой мануфактурой», с 1765 – Императорский фарфоровый завод,
с 1917 – Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма),
в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской Академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименонование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года.
Слайд 3История
В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору.
1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай
Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером, который обязался организовать в Санкт-Петербурге производства фарфора. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову.
1)Барон Н.Корф
2)Барон И.Черкасов.
Слайд 4Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был
настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. За всё
время пребывания в России (1744—1748) он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера за границей или доверить производство Дмитрию Виноградову, русскому химику, сподвижнику М. Ломоносова, зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы в ноябре 1744 года и с самого начала приставленного к Гунгеру для обучения. Выбор Черкасова оказался удачным: Виноградов смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора.
Слайд 5С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из
своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным
экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства.
Слайд 6Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений,
Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке
глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы.
Слайд 7В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность),
был создан самобытный русский фарфор. Создан независимо от заграницы, не
случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место. Изначально имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался в 10 верстах от Петербурга. В настоящее время находится в черте города (пр. Обуховской обороны, 151
Слайд 8В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все
заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах —
один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху.
Коллекция музея дважды эвакуировалась, первый раз — осенью 1917 г. ее вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.), второй — в 1941 г., когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).
Слайд 9В 1920-х на заводе творили известные художники-супрематисты — К. Малевич,
Чашник, Н. Суетин.
В течение более чем 60 лет на заводе
работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод — собственность московской семьи Цветковых. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».
1) К. Малевич
2) Н. Суетин
Слайд 10Продукция
С 2005 года ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений
класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор». Фарфор ИФЗ представлен в
Эрмитаже, московском Историческом музее, лондонском музее Виктории и Альберта, нью-йоркском Метрополитен-музее и др.