Слайд 1Состав, строение
и свойства
белков
Слайд 2Цели и задачи урока:
Цель: с помощью видео-эксперимента исследовать
состав, а так же некоторые физические и химические свойства белков
Задачи:
изучить состав, строение и свойства белков;
способствовать формированию исследовательских навыков учащихся;
развивать способности анализа и синтеза через обсуждение результатов эксперимента.
Слайд 3Виды деятельности на уроке:
Деятельность учителя:
Организация деятельности учащихся;
Демонстрация презентации с видеофрагментами;
Организация
беседы по результатам просмотра;
Осуществление контроля активности и грамотности работы учащихся
Деятельность
учеников:
Просмотр видеофрагментов;
Обсуждение и анализ увиденного;
Заполнение таблиц;
Формулировка выводов;
Усвоение нового материала
Слайд 4Что мы знаем о белках?
Это биополимеры;
Мономерами белков являются аминокислоты;
Остатки аминокислот
связаны множественными пептидными связями
Слайд 5Структурная организация белков
Слайд 6Первичная структура белка
Процесс расщепления (гидролиза) пептидных связей белков в организме
под действием ферментов составляет основу процесса пищеварения.
.
Характеризуется определенным порядком
соединения аминокислот и обусловлена пептидными связями. Она разрушается при гидролизе белков
Слайд 7Вторичная структура белка
Полипептидная цепь закручивается в виде α-спирали
Витки скреплены
между собой водородными связями
Водородные связи ориентированы вдоль оси спирали
Слайд 8Третичная структура белка
Это трехмерная пространственная структура, образующаяся за счет взаимодействия
радикалов аминокислот.
Радикалы по своей полярности делятся на гидрофобные (уходят
внутрь, отталкиваясь от воды) и гидрофильные (вступают во взаимодействие с водой, тянутся к ней).
Спиралевидная нить аминокислот из-за этих взаимодействий свёртывается и образует клубок или фибриллу, специфичную для каждого белка.
Слайд 9Четвертичная структура белка
Состоит из нескольких полипептидных цепей. Есть не у
всех белков, только самых сложных. Например, гемоглобин - это сложный
белок, состоящий из четырех полипептидных цепей, соединенных четырьмя гемами – то есть небелковыми образованиями.
Образована ионными, водородными, гидрофобными и другими видами связей.
Слайд 10
Состав молекул белков
Предположите, какие химические
элементы должны обязательно присутствовать в молекулах белков, состоящих из аминокислотных
остатков.
Рабочая гипотеза: в белках должны быть атомы углерода, водорода , азота, возможно присутствие серы и др. элементов.
Как экспериментально доказать наличие этих химических элементов в молекулах белков?
Слайд 11Анализ видео-эксперимента оформляем в таблицу
Слайд 16
Сверим результаты с научными данными
В составе белков содержится:
Углерод (51 -
53%)
Кислород (21,5 – 23,5%)
Азот (16 – 18%)
Водород (6 – 7%)
Сера
(0,3 – 2,5%)
Фосфор (в некоторых белках)
Рабочая гипотеза подтвердилась экспериментально!
Слайд 17Исследование физических свойств белков
Вспомните известные вам белки (белок
яйца, молочный белок, желатин и другие)
Опишите их состояние и
отношение к воде.
Все ли белки одинаково растворяются в воде? От каких факторов зависит растворимость белка? Разрушаются ли при этом молекулы белков?
Слайд 20Особое свойство белков
Белки, содержащиеся в пищевых продуктах (зерновых, мясе, яйцах
и др.), мы подвергаем тепловой обработке. Что происходит при этом
с белком?
Только ли нагревание может вызывать денатурацию белка? Какие еще факторы приводят к разрушению структур белка и потере биологических функций?
Слайд 23Заполните схему:
«Факторы денатурации»
Слайд 24Качественные реакции на белки
Вспомните понятие «качественной реакции»;
Для каких целей
используют качественные реакции?
Представителям каких профессий необходимы знания аналитической химии?
Слайд 28Качественные реакции
Биуретовая
реакция
Реагенты:
Видимые признаки:
Ксантопротеиновая реакция
Реагенты:
Видимые признаки:
Оформите результаты
наблюдения следующим образом
Слайд 29Подведение итогов исследования
С помощью эксперимента мы подтвердили качественный состав
молекул белков, обнаружив в них атомы углерода, азота и серы.
Мы исследовали отношение белка к воде на примере желатина, увидели образование коллоидного раствора и студня.
Слайд 30Подведение итогов исследования
В ходе эксперимента выявили факторы, вызывающие денатурацию
белковых молекул.
Познакомились с качественным реакциями, с помощью которых можно
обнаружить присутствие белковых молекул.
Слайд 31Домашнее задание
§ 27 изучить
Подготовить ответы на вопросы 3 – 8,
стр. 234
Слайд 32Информационные источники
О.С.Габриелян. Химия. 10 класс: учеб. Для общеобраз. Учреждений.
– М.: Дрофа, 2002
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова. Настольная книга учителя химии. 10
класс. – М.: «Блик и К0», 2001
CD диск «Электронные уроки и тесты. Химия в школе». ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2005
CD диск «Органическая химия. 10-11 класс». Лаборатория систем мультимедиа, 2002