Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ
«Метод областей»
Работу выполнили:
Сафина Алина и Харламова
Анастасия,
ученицы 10«а» класса МОУ «СОШ № 236 г.Знаменск»
Научный руководитель:
учитель математики Потапова Е.А.
Слайд 3«Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать
его занимательным»
«Крупное научное открытие даёт решение крупной проблемы , но
и в решении любой задачи присутствует крупица открытия»
Слайд 4Гипотеза:
можно ли, очень удобный метод интервалов для решения рациональных неравенств,
применить при решении неравенств с параметрами?
Слайд 5ХОД РАБОТЫ:
Постановка целей исследования;
Изучение материала по теме «Метод областей»;
Решение простейших
неравенств и их систем изучаемым методом;
Решение систем неравенств с параметром
из сборника тренировочных заданий ЕГЭ;
Создание презентации и оформление буклета;
Подведение итогов работы.
Слайд 6Для успешного исследования многих задач повышенной сложности полезно уметь строить
не только графики функций, но и множества точек плоскости, координаты
которых удовлетворяют заданным уравнениям, неравенствам или их системам. Эффективно строить на координатной плоскости такие множества позволяет метод областей. Это весьма полезный прием можно назвать обобщающим методом интервалов.
Слайд 7Метод областей особенно полезен при решении уравнений или неравенств с
параметром. Применение метода интервалов в таких случаях затруднено, так как
взаимное расположение точек, отмечаемых на числовой оси, может изменяться в зависимости от значений параметра. Это означает необходимость сравнивать их между собой и рассматривать различные случаи. В этой ситуации нам может помочь метод областей.
Слайд 8ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Познакомиться с новым методом решения неравенств и
их систем в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ.
Слайд 9ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Рассмотреть «метод областей» как общий прием решения неравенств на
плоскости;
Применить «метод областей» к решению задач с параметрами.
Показать типы задач,
которые могут быть решены с помощью данного метода.
Слайд 10УКАЗАТЬ МНОЖЕСТВО ТОЧЕК ПЛОСКОСТИ (Х; У), УДОВЛЕТВОРЯЮЩИХ НЕРАВЕНСТВУ:
Рассмотрим
f(х;у)=х(у-х)(у+х)
f(х;у)=0,
если
у-х=0
у+х=0
или
у=х
у=-х
х=0
или
1)
Слайд 11Заметим, что все прямые «порождены» сомножителями, входящими в функцию f(x)
нечетным образом, и при переходе через любую из указанных трех
прямых происходит смена знака этой функции. Поэтому в других областях знаки функции f(x) вычислять не требуется.
f(1;0)=1∙(0-1)∙(0+1)=-1<0
Слайд 122)
Рассмотрим
f(х;у)=
f(х;у)=0, если
или
у-х=0
или
у+х=0
у=х
у=-х
у=х
у=-х
х=0
Слайд 13у=х
у=-х
В отличии от примера 1 при переходе через прямую х=0
знак функции не меняется, так как соответствующий ей сомножитель входит
в выражение для у=f(x) четным образом. (Как в случае кратных корней при решении неравенств методом интервалов)
f(1;0)=12∙(0-1)∙(0+1)=-1<0
Слайд 14Преобразуем неравенство:
Рассмотрим f(х;у)=
f(х;у)=0, если у=0;
f(х;у) не существует,
если х-у=0, если
у=х;
f(0;1)=
3)
у=х
у=0
Слайд 15f(х;у)=
f(х;у)=0, если
х-у=0 или
у=х
f(1;0)=(1-0)∙(1-02 +1)=2>0
4)
Рассмотрим
у=х
Слайд 16Решение систем неравенств с параметром
«Методом областей»
Слайд 17НАЙТИ НАИМЕНЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРА А , ПРИ КОТОРОМ СИСТЕМА ИМЕЕТ
ХОТЯ БЫ ОДНО РЕШЕНИЕ:
На плоскости (х;а)
изобразим множество
точек, удовлетворяющих
системе.
а)
Рассмотрим
f(х;а)=
f(х;у)=0, если
f(1;0)=0-|1|=-1<0
1)
Слайд 18
б)
Рассмотрим f(х;а)=
f(х;у)=0, если
f(1;0)= 12 -2∙1-1=-2
парабола,
ветви вверх,
вершина (1;-1),
х=1 ось симметрии.
Наименьшее значение параметра а, при
котором система имеет хотя бы одно решение равно -1
Ответ: -1
Слайд 19НАЙТИ НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРА А , ПРИ КОТОРОМ СИСТЕМА ИМЕЕТ
ХОТЯ БЫ ОДНО РЕШЕНИЕ:
На плоскости (х;а) изобразим множество
точек, удовлетворяющих
системе.
а)
Рассмотрим
f(х;а)=
f(х;у)=0, если
f(1;2)=2-1=1>0
2)
Слайд 20б)
Рассмотрим
f(х;а)=
f(х;у)=0, если
f(0;0)=-2
котором система имеет хотя бы одно решение равно 2.
Ответ:
2
2)
Слайд 21 Найти наименьшее целое значение
параметра а , при котором
система
имеет единственное решение:
3)
Слайд 22Преобразуем систему:
1) Рассмотрим f(х;а)=
f(х;у)=0, если
Это квадратичная функция, график –
парабола,
ветви вверх, вершина (-2;-1), х=-2 ось симметрии.
Слайд 242)Рассмотрим f(х;а)=
f(х;у)=0, если
Это квадратичная функция, график – парабола,
ветви вниз,
вершина (1; ), х=1ось cимметрии.
система
имеет единственное решение равно -1.
Ответ: -1
Слайд 27НАЙДИТЕ ВСЕ ЗНАЧЕНИЯ А , ПРИ КАЖДОМ ИЗ КОТОРЫХ ОБЩИЕ
РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ
И ОБРАЗУЮТ НА ЧИСЛОВОЙ ОСИ ОТРЕЗОК ДЛИНЫ ЕДИНИЦА.
а)
Решение:
Найдем а, при которых система неравенств (1) имеет решения:
Преобразуем систему:
Слайд 28а)
Рассмотрим
f(х;а)=
f(х;у)=0, если
Это квадратичная функция,
график – парабола,
ветви вверх, вершина
(1; 0),
х=1 ось симметрии.
f(0;0)=1-0>0
Слайд 29б)
Рассмотрим
f(х;а)=
f(х;у)=0, если
Это квадратичная функция,
график – парабола,
ветви вниз, вершина
(2; ),
х=2 - ось cимметрии.
f(0;-1)=4-5-4=-5
Слайд 30
Система неравенств имеет решение,
если aϵ [0; ].
Решения неравенств
образуют на числовой оси отрезок длины единица,
при а=1 и а=
¼
а=1
а= ¼
Слайд 31
Действительно, точки (½;¼) и (³∕₂;¼) принадлежат графику а=(х-1)2 , расстояние
между ними равно
|³∕₂ - ½|=1.
Решения неравенств
образуют на числовой
оси отрезок длины единица,
при а=1 и а= ¼
Ответ: а=1 и а= ¼
Расстояние между точками (1;1) и (2;1) графиков
а= -1∕4 (х-2)2 +5∕4 и
а=(х-1)2 равно |2-1|=1.
Слайд 32Метод областей можно назвать
методом интервалов для плоскости.
Его можно использовать
для решения заданий ЕГЭ части С .
Таким образом:
Слайд 34Системы неравенств с параметрами
Слайд 35ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА «А» , СИСТЕМА ИМЕЕТ ЕДИНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ:
Найти
наименьшее значение параметра «а» ,при котором система имеет хотя бы
одно решение:
Слайд 36НАЙТИ НАИМЕНЬШЕЕ ЦЕЛОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРА «А» ,ПРИ КОТОРОМ СИСТЕМА ИМЕЕТ
ХОТЯ БЫ ОДНО РЕШЕНИЕ:
Найти наибольшее значение параметра «а» ,при котором
система имеет хотя бы одно решение:
Слайд 37Найти наибольшее целое значение параметра «а» ,при котором система
имеет хотя бы одно решение:
Слайд 38Замечание: метод областей как таковой – лишь иллюстрация. Решение может
считаться обоснованным, только если получены и выписаны уравнения всех линий,
изображенных на рисунке, и приведены доказательства правильности расстановки знаков. Рисунок, естественно, должен быть выполнен по возможности аккуратнее. В частности, желательно указать, какие линии входят в рассматриваемое множество, а какие нет.
Слайд 39СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Математика для поступающих в серьезные вузы.
О.Ю.Черкасов , А.Г.Якушев . – M.: Московский лицей, 2009.
ЕГЭ 2010
математика. Федеральный институт педагогических измерений. Официальный разработчик контрольных измерительных материалов для ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.
Общая редакция: А.Л.Семенов, И.В.Ященко.
УЧИТЕЛЬ
МАТЕМАТИКИ – ПОТАПОВА Е.А.
ХАРЛАМОВА АНАСТАСИЯ
Вас благодарят
за внимание: