Слайд 1Приемы учебной деятельности при обучении решению уравнений
Кугушева Наталья Ивановна, преподаватель
математики
Слайд 2Учебная
деятельность
это деятельность учащихся, направленная на приобретение теоретических знаний о
предмете изучения и общих приёмов решения связанных с этим задач
и, следовательно, на развитие школьников и формирование их личности.
Слайд 3Учебная деятельность состоит из трёх звеньев.
I звено – постановка учебной
задачи (Мотивационно-ориентировочное звено)
II звеном (центральным) уч.д. является исполнительское т.е. учебные
действия для решения уч. задачи. Этими действиями является следующее:
1. Преобразование условий предметной задачи с целью выявления в ней основного отношения;
2. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
3. Преобразование моделей отношений для изучения его свойств;
4. Построение системы частных задач, решаемых общим способом;
III звено – контрольно - оценочное
Слайд 4Приёмы учебной деятельности
Приём учебной деятельности определяется как система действий,
выполняемых в определённом порядке и служащих для решения учебных задач.
Признаки
приёма деятельности:
наиболее рациональный способ работы, который состоит из отдельных действий (практических или умственных);
может быть выражен в виде правила, инструкции, предписания и т.п;
допускает обобщение, специализацию и конкретизацию;
обладает свойством переносимости на другую задачу;
можно перестроить и создать на его основе новый приём.
Приёмы деятельности допускают самостоятельный выбор учениками конкретных действий по решению учебных задач, что отличает его от алгоритма.
Слайд 5Подходы овладения способами решения задач
Обучение алгоритмам;
Формирование приёмов решения задач (учебной
деятельности).
Слайд 6Приёмы учебной деятельности
I. Характер учебной деятельности
II. Процесс усвоения знаний и
способов деятельности
Слайд 7Приёмы учебной деятельности
1. Общеучебные приёмы, независящие от специфики предмета математики
и используются в разных учебных предметах.
2. Общие приёмы учебной
деятельности по математике.
3. Специальные приёмы учебной деятельности по отдельным математическим дисциплинам (арифметике, алгебре, геометрии, началам анализа).
4. Частные приёмы учебной деятельности.
Слайд 8Приёмы учебной деятельности
Приёмы восприятия новых знаний и способов деятельности;
Приёмы переработки
и осмысления п.1.
Приёмы закрепления и применения п.1. и п.2.
Слайд 9 Этапы процесса обобщения приемов решения уравнений:
решение простейших уравнений данного
вида;
анализ действий, необходимых для их решения;
вывод алгоритма (формулы, правила) решения
и запоминание его;
решение несложных уравнений данного вида, не являющихся простейшими;
анализ действий, необходимых для их решения;
формулировка частного приема решения;
применение полученного частного приема по образцу, в сходных ситуациях, в легко осознаваемых вариациях образца;
работа по описанным этапам для следующих видов уравнений согласно программе;
сравнение получаемых частных приемов, выделение общих действий в их составе и формулировка обобщенного приема решения;
применение обобщенного приема в различных ситуациях, перенос и создание на его основе новых частных приемов для других видов уравнений.
Слайд 10Условия для реализации этой схемы:
Подбор упражнений
Подбор вопросов для диагностики и
контроля
Помощь учащимся в осознании состава приема решения уравнения;
Формулировка;
Отработка;
Применение.
Слайд 11Обобщенный приём решения уравнений первой степени
Определить, является ли уравнение линейным
(если да, то п. 4., если нет, то п.2.)
Установить, какие
из следующих тождественных и равносильных преобразований нужно выполнить, чтобы привести уравнение к линейному: раскрытие скобок; приведение к общему знаменателю; перенос членов из одной части в другую; приведение подобных слагаемых)
Привести с помощью п.2. к линейному уравнению
ах = в
Найти х = в/а, где в ≠ 0
Сделать проверку, исследование.
Записать ответ.
Слайд 12Обобщенный прием решения уравнения:
Рассмотреть данное уравнение, отметить его особенности;
Установить,
какие из следующих упрощений уравнения можно сделать: раскрыть скобки, перенести
слагаемые из одной части уравнения в другую, привести подобные слагаемые в каждой части уравнения, разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной;
Упростить уравнение;
Найти значение переменной;
Записать ответ.
Слайд 13Обобщенный прием решения квадратного уравнения:
определить, является ли уравнение простейшим (неполным
или полным) квадратным уравнением; если «да», то п.4, если «нет»,
то п.2;
установить, какие из следующих тождественных и равносильных преобразований нужно выполнить: раскрытие скобок, приведение к общему знаменателю, перенос членов из одной части уравнения в другую, приведение подобных;
привести с помощью выбранных преобразований уравнение к квадратному уравнению ах² + вх + с = 0, где а>0;
проверить равенство коэффициентов в и с нулю; если в = 0 или с = 0,то п.5, если в ≠ 0 и с ≠ 0, то п.6;
найти х по правилам: при в=с=0 х1=х2=0; при с=0, в≠0 х1=0, х2=-в/а, при в=0 и с<0 х1=√-с/а, х2=-√-с/а; при с>0 решения нет;
найти дискриминант уравнения Д=в²-4ас;
найти х по формуле: при Д>0 х =-b+-√D/2a ; при Д=0 х =-в/2а; при Д<0 решения нет;
если нужно, сделать проверку;
записать ответ.
Слайд 14Обобщенный прием решения уравнений алгебраическим способом
определить, является ли данное
уравнение простейшим уравнением какого-нибудь вида; если «да», выполнять п. 4,
если «нет», выполнять п.2;
установить, какие и в каком порядке нужно выполнить тождественные и равносильные преобразования, чтобы привести уравнение к простейшему данного вида: раскрытие скобок, приведение к общему знаменателю, приведение подобных, разложение левой части на множители, введение вспомогательной переменной, возведение обеих частей в степень, замена уравнения равносильной ему системой и неравенств;
с помощью выбранных преобразований привести уравнение к простейшему;
решить известным способом простейшее уравнение;
если нужно, сделать проверку, исследование;
записать ответ.