Слайд 1Агрессия детей:
её причины и предупреждение
Родительское собрание
Слайд 2Что такое агрессивность? Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В
психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».
Слайд 3Портрет агрессивного ребёнка.
«Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму,
учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые
не взорвутся, а дети не вступят в драку». (Н.Л. Кряжева)
Слайд 4Критерии агрессивности.
Ребёнок:
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается с взрослыми.
Часто
отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих
ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые не редко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Слайд 5Критерии агрессивности у ребёнка (анкета для родителей).
Временами кажется, что в
него вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Когда
кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Слайд 6В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.
Часто не
по возрасту ворчлив.
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Любит быть первым,
командовать, подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Легко ссорится, вступает в драку.
Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
У него не редки приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Слайд 7Как помочь агрессивному ребёнку?
Работа с данной категорией детей
должна проводиться в 3-х направлениях:
Работа с гневом. Обучение агрессивных детей
приемлемым способам выражения гнева.
Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Слайд 8Физическая агрессия.
Терпение. Нужна выдержка, выдержка и ещё раз выдержка.
Объяснение. Ребёнку
объясняют, почему его поведение не правильно, делать это надо максимально
кратко.
Отвлечение. Надо предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
Неторопливость. Не надо спешить наказывать ребёнка. Вдруг поступок повторится.
Награды. Лучше похвалить ребёнка за хорошее поведение. Это пробудит в нём желание ещё раз услышать похвалу.
Шутки. Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребёнок тоже имел повод наказать «нерадивого» родителя. Очень важно дать ребёнку возможность почувствовать, что и родители подчиняются тем же правилам поведения. В этом случае ребёнок будет меньше сердиться, когда подвергнется наказанию за нарушение правил.
Слайд 9Словесная (вербальная) агрессия.
Не ругайте ребёнка и не угрожайте, что станете
ругать его, если он будет говорить бранные слова.
Постарайтесь сделать так,
чтобы он был как можно более откровенен с вами. Это позволит непосредственнее высказываться в вашем присутствии, и тогда то, чему он научится, он скажет вам, а не произнесёт при посторонних.
Обескуражьте ребёнка – это наилучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, добродушно. Ласковое обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать угрожающим.
Объясните ребёнку, что говорить бранные слова так же неприлично, как отрыгивать за столом или не извиниться в нужный момент. Но объясните это кратко и не наказывая его.
Если случится, что он обронит какое-нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.
Слайд 10Косвенная агрессия.
1. Как можно мягче проявлять своё недовольство и раздражение.
Если ребёнок захочет что-нибудь сломать или даже сломает в чужом
доме, куда взрослые и дети пришли в гости, следует принести извинения при ребёнке, объяснить ему, почему и родители, и все остальные не одобряют его поступок, предложить ему какое-нибудь другое занятие, а если необходимо, увести его домой.
2. Было бы ошибкой силой принуждать ребёнка к повиновению по той простой причине, что подобная тактика может вызвать у него стремление ещё больше ломать. Занять правильную позицию взрослому поможет сознание, что даже самые уравновешенные взрослые люди, когда были детьми, не всегда являли собой чудо добродетели.
3. Помощь ребёнку в адаптации к окружающей обстановке и к взрослым уменьшит его желание ломать и разрушать.
4. Большое участие в жизни ребёнка – с его точки зрения, а не с родительской, - позволит ему чувствовать себя любимым и желанным. Чем более уверенным в себе станет ребёнок, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется эгоизма.
5. Очень полезно каждый раз предлагать ребёнку устранить учинённый им разгром. Чаще всего следует отказ, но когда-нибудь ребёнок может и откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому я уверена, что ты поможешь мне убраться». Если уборка назначается как наказание или ребёнка принуждают помогать, это вряд ли изменит разрушительное поведение; в словах должна быть уверенность взрослого, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребёнок всё же поможет убраться, он, конечно, должен услышать искреннее «спасибо» и никаких напоминаний о проступке – для него инцидент исчерпан.
6. Если взрослый понизит тон нагоняев, когда ребёнок рассердит его, то он покажет ему хороший пример.
Слайд 11Стили родительского воспитания
(в ответ на агрессивные действия ребёнка).