Слайд 1Активные формы и методы
в воспитательной
работе куратора
Слайд 2
Первокурсники считают,
что помощь им нужна в первую очередь при решении
проблем:
преодоление стресса перед первой сессией;
вхождение в новый коллектив;
сплочение учебной группы;
решение
личностных проблем;
получение самой разнообразной информации.
Слайд 3
Основными формами и методами работы
кураторов на I курсе являются:
проведение
анализа результатов успеваемости;
организация собраний, классных часов;
проведение различных соревнований;
участие в обсуждении
социально-бытовых условий студентов;
организация культурных, познавательных, развивающих мероприятий
Слайд 4Основные понятия
Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя со студента
для достижения целей обучения, развития и воспитания.
Форма организации деятельности –
это система средств, с помощью которых педагог добивается включения студентов в активную деятельность на основе сочетания
разных видов работы.
Слайд 5Классификация активные методов обучения и воспитания
Слайд 6Активные формы воспитательной работы
Проблемный классный час - начинается с вопросов,
с проблемы, которую необходимо решить. Студента выполняют поисковую и исследовательскую
деятельность.
Классный час –визуализация - учит студента преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.
Слайд 7Классный час с заранее запланированными ошибками
Которые должны обнаружить студенты
Список ошибок студенты узнают в конце
Подбираются распространенные ошибки, которые
делают как студенты, так и преподаватели
Студенты во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист
В конце классного часа проводится
их обсуждение
Слайд 8Классный час -дискуссия
целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями,
суждениями, мнениями в группе
Виды дискуссий
Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой
урока
Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника
Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»
Слайд 9
Мозговой штурм
(мозговая атака)
свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить
в работу всех студентов группы.
Используется для решения конкретной проблемы
или поиска ответа на вопрос.
Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей
Слайд 10Правила проведения мозгового штурма
Запрещена критика выдвинутых идей
Не допускаются суждения
о неразрешимости проблемы
Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления
новой и ценной идеи
Наличие ролей
В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
Активное взаимодействие всех участников
Применение системы оценки, стимулирование
Слайд 11
Классный час – пресс-конференция
Преподаватель объявляет тему классного часа
Просит студентов письменно
задавать ему вопросы по данной теме.
Студенты формулируют вопросы в
течение 5 минут
Далее преподаватель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы
В процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы.
В конце преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы студентов
Слайд 12Активные формы воспитательной работы
Классный час с разбором конкретной ситуации, изложенной
устно или в виде видеозаписи и т.п.
студенты совместно анализируют
и обсуждают представленный материал.
классный час –консультация
50% на вопросы студентов;
50% времени отводится для ответов
в том числе с привлечением специальных консультантов в области изучаемой проблемы.
«Круглый стол» сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией, позволяет сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии
Слайд 13Методы группового решения
творческих задач
Метод Дельфи
Помогает выбрать из предлагаемоых вариантов
лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта в
определенной последовательности.
Метод 6–6
Не менее шести членов группы в течение шести минут формулируют варианты решения проблемы.
Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе.
После этого проводится обсуждение всех подготовленных списков, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам.
Задача – отобрать несколько наиболее важных
вариантов (их количество должно быть меньше
количества участников дискуссии).
Слайд 14Методы группового решения
творческих задач
Метод дневников - участники решения проблемы
записывают появившиеся в определенный период времени (неделя и т.п.) идеи
– с последующим коллективным их обсуждением.
Метод развивающейся кооперации - ставиться задача, которую трудно выполнить в индивидуальном порядке и нужна кооперация (объединение) студентов с распределением внутренних ролей в группе.
Создаются группы из 6–8 человек, а далее каждая группа предлагает свой вариант решения и начинается дискуссия, в ходе которой группы должны доказать истинность своего варианта решения.
Слайд 15
Формы групповой деятельности
Презентация мира
Приглашение к чаю
Сократовская беседа
Корзина грецких орехов
Волшебный стул
Открытая кафедра
Защита проекта
Диалог
с веком
Разброс мнений
Театр-экспромт
Пять минут с искусством
Проблемы и аргументы
Перечень мероприятий:
Слайд 16Деловые игры:
метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность
путем игры, по заданным правилам
Необходимо создание нескольких команд, которые соревнуются
друг с другом в решении той или иной задачи.
Требуется не только знаний и навыки, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций.
Слайд 17Классификация игр:
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация
По
характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые,
контролирующие, развивающие
По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые
По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные
Слайд 18Ролевая игра
Это маленькая сценка, разыгрываемая студентами
Её цель – наглядно представить,
увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые студентам
Слайд 19Деловая игра
Имитация в игре реального процесса с помощью модели
Различие интересов
участников игры
Наличие общей игровой цели
Реализация цепочки решений
Использование гибкого масштаба
времени
Слайд 20Ситуативные игры
Ситуации – иллюстрации
Ситуации – упражнения
Оценочные ситуации
Проблемные ситуации
Прогностические ситуации
Слайд 21Пары и группы
Этот метод даёт студентам больше возможностей для участия
и взаимодействия.
Группы могут формироваться произвольно или по желанию студентов
или
куратор заранее делит на группы, учитывая уровень студента или его характер межличностных отношений
Слайд 22« Золотые правила при игре»
относитесь к другим так, как вы
хотел чтобы бы, относились к тебе
каждый имеет право быть выслушанным;
пока один говорит, все его слушают;
каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике
плохих мнений не существует;
каждый имеет право во время игры выйти и вернуться;
если я говорю, то говорю только за себя;
Я избегаю слов типа «он думает, что», «я хотел бы сказать за него»;
не говорят о том, кто сейчас отсутствует.
Слайд 23
Личностная значимость и заинтересованность студента
К чему душа лежит,
к тому и руки приложатся
Критерии эффективности
представленных методов и форм
Слайд 24 Должен быть благоприятный климат
Стремления человечества,
можно привести
к простому общему
знаменателю:
«Чтоб всем было хорошо»
(Н. А. Добролюбов)
Слайд 25Должна быть возможность
для проявления индивидуальных
и творческих способностей студентов
Дети
– это цветы жизни.
Нельзя… требовать, чтобы
все цветы одинаково
пахли
(В. М. Дорошевич)
Слайд 26Духовно-нравственная ценность
Познай где свет
Поймёшь где
тьма
«В каждом человеке есть солнце,
только дайте ему светить».
Слайд 27Куратору
В озможно ли Другого изменить?
О ткрыть, сломать и
вновь свинтить,
С удьбу без колебаний предсказать,
П отом туда
дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Т олкать мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Т ого и я не знаю, правда
Е сть шаг: любить, не ждать мольбы:
Л ишь в чуде внутренней борьбы
Ю тится взлёт людской судьбы …
Слайд 28Задача куратора – увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность,
найти особый подход к каждому студенту
Настоящий учитель,
это не тот, кто знает больше всех,
а тот, кто вдохновляет других учиться!»