Слайд 1Подготовила: Голованова О.Н.
педагог-психолог
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 3»
Деятельность педагога-психолога
в рамках введения ФГОС
Слайд 2Роль психолога в ФГОС
С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного
психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и
измеримой.
Психолого-педагогическое сопровождение образования – это конкретная работа, напрямую связанная с эффективным введением стандарта и направленная на обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы
1
Слайд 3В связи с реализацией ФГОС перед психологом появляется ряд новых
задач:
Участие в разработке основной образовательной программы, планировании и реализации её
составляющих;
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса;
Разработка и реализация мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4Цель психологического сопровождения –
Содействие психологическому и личностному развитию участников
образовательного процесса в условиях введения ФГОС.
Слайд 5Задачи психологического сопровождения:
Повышение компетентности участников образовательного процесса;
Качественная реализация программ психологического
сопровождения личности в образовании;
Создание специальных социально-психологических условий для успешного развития
и формирования УУД учащихся;
Организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе и духовно-нравственного развития и воспитания.
Слайд 6Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
1. Профилактика – предупреждение
возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям
по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
Слайд 7Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
3. Консультирование (индивидуальное и
групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности,
способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Слайд 8Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
5. Составление индивидуального образовательного
маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по
составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики
Слайд 9Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
7. Психологическое просвещение и
образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях,
желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
8. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Слайд 10Администрация
Образовательная программа
Проектирование ОС учреждения
Адаптация учащихся в средней школе
ПМпк
Экспертиза урока и
внеурочный мероприятий
Работа по УУД( диагностика, коррекция, развитие )
Советы по профилактике
Девиантное
поведение
Просвещение и профилактика
Психологическая безопасность ОУ
Слайд 11Педагоги
Просвещение и профилактика
ПМПк
Экспертная деятельность
Формирование УУД
Формирование коллектива
Проектная деятельность
Профилактика ЗОЖ и ПБОС
Личностный
рост
Профилактика
Адаптация
Возрастные особенности
Индивидуальные различия
Одаренные и ОВЗ
Сопровождение учебного процесса
Развивающие занятия по
УУД
Классные часы
Адресная диагностика
Слайд 12Учителя и воспитатели
Собеседование
Совещание
ПМПк
Педсовет
Семинар
Групповое консультирование
Индивидуальное консультирование
Документация
Представление о возрастных особенностях
Характеристика психологических особенностей
и возможностей класса и каждого учащегося
Индивидуальный профиль развития каждого учащегося
Рекомендации
Слайд 13Учащиеся
Адаптация
УУД
Индивидуальные различия
Коммуникативные способности
Девиантное поведение
ЗОЖ И ПБОС
Формирование коллектива
Индивидуальная траектория
развития
Выбор профессии выбор жизненного пути
Социальная мобильность
Диагностика
Развивающие занятия по УУД
Классные часы
Тренинги
личностного роста
Программы профессионального выбора
Развитие коммуникативных навыков
Преподавание предмета психология
Школьное самоуправление
Индивидуальное консультирование
Проектная
деятельность
Слайд 14Родители
Адаптация
Возрастные особенности
Индивидуальные различия
Одаренные и ОВЗ
Формирование УУД
Коммуникативные компетенции
Девиантное поведение
Перспективы личностного развития
ребенка
Диагностика (индивидуальная, УУД, способностей и т.д.)
Просвещение
Родительские собрания ,круглые столы,
клубы, сайт
Консультирование
Развитие - тренинги, интерактивное взаимодействие, занятия
Слайд 15Родители
Родительские собрания
Родительский лекторий
Групповое и индивидуальное консультирование
Тренинг родительской компетентности
Развивающие индивидуальные занятия
Характеристика
психологического развития ребенка
Рекомендации
Особенности возраста
Психофизиологический статус
Особенности воспитательных воздействий
Программы коррекции
Упражнения и гимнастики
Слайд 16Результативность деятельности в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:
психолого-педагогическое
обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
Обеспечение дифференцированного и
индивидуализированного обучения, в том числе и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
Сформированность коммуникативных навыков обучающихся.