Слайд 1Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС
Духовно-нравственное развитие – важнейший
компонент социального заказа для образования
Слайд 2Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России
Определяет:
*Систему базовых национальных
ценностей
*Современный национальный воспитательный идеал.
*Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Слайд 3Современный национальный
воспитательный идеал личности
гражданина России
высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Слайд 4Базовые национальные ценности
*патриотизм
*гражданственность
*социальная солидарность
*человечество
*наука
*семья
*труд и творчество
*традиционные российские религии
*искусство и литература
*природа
Слайд 5Уклад школьной жизни
*Урочная деятельность
*Внеурочная деятельность
*Внешкольная деятельность
Слайд 6Стандарт второго поколения
*любящий свой край и свою Родину, уважающий свой
народ, его культуру и духовные традиции;
*осознающий и принимающий традиционные
ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
*креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
*владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
*готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;
*осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;
*уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
*осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
*подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы).
Слайд 7Первый уровень результатов
*Приобретение знаний о национальных ценностях и приоритетах.
*Первичное
осознание себя в социуме(семья, школа, государство).
*Формирование в себе модели идеала.
*Разграничение
положительной и отрицательной модели поведения.
*Опыт взаимодействия с учителем и
одноклассниками на основе полученных навыков общения.
Слайд 8Второй уровень результатов
*Применение полученных знаний в общении с учителем
и одноклассниками.
*Общение на уровне образовательного учреждения и семьи.
*Практическое подтверждение или
отрицание полученных знаний.
*Навык оценивания знаний в практике общения.
*Опыт личного переживания полученной информации.
*Опыт самостоятельного действия.
*Опыт сосуществования с адекватным, соответствующим себе социумом.
Слайд 9Третий уровень результатов
*Закрепление опыта самостоятельного действия.
*Формирование общественного и индивидуального
самосознания.
*Осознание понятия «свободы».
*Опыт взаимодействия с социальной средой за пределами образовательного
учреждения и
семьи.
*Расширение зоны самостоятельного
общения.
*Опыт осознания базовых национальных
ценностей как собственных.
*Развитие нравственного самосознания.
Слайд 10
Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью
формирование устойчивых нравственных норм поведения на основе усвоения идеалов, норм
и принципов морали и практической деятельности.
Нравственные нормы – это правила, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
(учебник «Педагогика»)
Слайд 11Скажи мне – я забуду.
Покажи мне – я запомню.
Дай сделать
– я пойму.
Кун-цзы (Конфуций)
Слайд 12ФГОС
Учитель – помощник. Он создает условия для самостоятельного формирования
ребенком нравственного поведения.
Деятельностный подход
Слайд 13Как помочь детям самим захотеть стать нравственным существом?
Ребенок должен на
себе прочувствовать, что быть нравственным существом – это хорошо, что
нравственное поведение приносит определенные «бонусы», что окружающие люди подобны ему.
Слайд 14
Лучшее условие для формирования нравственного поведения – следование примеру взрослых
(учителей и родителей прежде всего)
Слайд 16Автор: Иванникова М.В., учитель русского языка и литературы МОУ СШ
№ 12 ТЗР Волгограда