Слайд 2Рабочая программа учебного предмета
индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий оптимальные и наиболее
эффективные для определенного класса, учащихся содержание, формы, методы и приемы
организации учебного процесса и собственно педагогический процесс с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС к качеству образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана.
в совокупности рабочие программы определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы.
один из инструментов управления качеством образования на уровне учителя.
Слайд 3Функции рабочей программы
Нормативная (нормирование образовательного процесса по дисциплине)
Целеполагающая (определяет
ценности и цели, ради достижения которых дисциплина введена в ту
или иную образовательную область ОП)
Прогностическая (задает и описывает предполагаемый конечный результат обучения)
Процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения)
Слайд 4Функции рабочей программы
Оценочная (определяет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля
и критерии оценки уровня обученности учащихся)
Корректирующая (оперативная корректировка)
Информационная (сжатая информация
об учебном предмете/ курсе)
Организационно-методическая ( информирует о методике и формах учебной работы)
Контрольно-диагностическая (описывает средства проверки достижения целей курса)
Слайд 5Признаки нормативности РП
1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований
социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса,
особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных (рабочих) программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
Слайд 6Признаки нормативности РП
4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания
курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает
единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.
Слайд 7Внешние требования к РП
к характеру задач, которые в будущем
сможет
решать обучаемый, освоив материал курса;
к результату образования и изучения курса;
к
методам, которыми должен владеть обучающийся;
владению современными информационными технологиями как инструментами для решения конкретных задач;
к обязательной (максимальной и минимальной) нагрузке обучающегося.
Слайд 8Обоснование
В соответствии с пп.7 п.2 ст. 32 Закона РФ «Об
образовании» образовательное учреждение обязано разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин
Слайд 9Документы, регламентирующие написание и реализацию Рабочей программы учебного курса
Нормативные федеральные документы:
1) Закон РФ
«Об образовании» ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007№ 309-ФЗ);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, п.19.5;
3) Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане;
4) Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию, утвержденный приказом Минобрнауки РФ;
5) Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».
Слайд 10Документы, регламентирующие написание и реализацию Рабочей программы учебного курса
Локальные акты образовательного учреждения:
Образовательная программа
ОУ
Положение о рабочей программе учебного курса;
Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса.
Слайд 11Положение о рабочей программе
Разрабатывается в образовательном учреждении
Слайд 12Цели и задачи разработки рабочей программы педагога
повышение качества образования
повышение профессионального
мастерства педагогов
обеспечение достижения обучающимися результатов освоения обязательного минимума содержания образования
обеспечение
конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования
Слайд 13Что учитывает педагог при составлении учебной программы?
Требования Стандарта;
Концепцию образовательного учреждения,
его целевые ориентиры;
Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир - основная образовательная программа
основного образования учреждения);
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса («ученик научится», «ученик получит возможность»);
Слайд 14Что учитывает педагог при составлении учебной программы?
Объем часов учебной нагрузки
выпускников первой ступени, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации
учебных предметов;
Уровень профессиональной компетентности;
Особенности учащихся класса;
Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
Слайд 15Учебные программы
Примерная (типовая) учебная программа программы
Авторская программа
Рабочая программа
документ, раскрывающий обязательные
компоненты содержания (инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного
предмета базисного учебного плана
документ, созданный на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса
документ образовательного учреждения, который:
регламентирует деятельность педагога;
учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса;
обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 16Отличия типовой (примерной) и
рабочей программ
Типовая (Примерная)
Описываются способы развёртывания учебного
материала.
Это документ для
учителя
контролирующих органов образования
Рабочая
Дополнительно описываются учебные
действия и их результаты в системе определенных показателей усвоения учебной информации и освоения определенных видов учебной и социальной деятельности.
Это документ для:
учеников;
учителей – предметников ;
родителей;
администраторов .
Слайд 17Кто составляет рабочую программу
составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному
учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования)
разрабатывается каждым
педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели)
Слайд 18На какой срок составляется рабочая программа
Основой для составления рабочих программ
учебных предметов являются требования Стандарта к результатам обучения
Рабочая программа по
учебному предмету составляется, как правило, на ступень образования, но может также составляться учителем-предметником на каждый класс (параллель) в отдельности.
Слайд 19Структура рабочей программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Календарно-тематическое планирование
4. Поурочное планирование
5. Требования к уровню подготовки
обучающихся
6. Контрольно-измерительные материалы
7. Список литературы
Слайд 20
Титульный лист
Полное наименование образовательного учреждения.
Гриф утверждения программы (педагогическим советом
или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты).
Название учебного курса, для изучения которого написана программа.
Указание параллели, на которой изучается программа.
Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)
Название города, в котором подготовлена программа.
Год составления программы
Слайд 212. Пояснительная записка
цели и задачи изучения предмета (курса)
концепция, заложенная в
содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента
учащихся
отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой
сроки реализации рабочей учебной программы
формы и методы, технологии обучения
используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе
обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы.
Слайд 223. Учебно-тематический план
Содержит распределение часов на основные разделы курса, а
также контрольные работы, тесты, лабораторные и т.п.
Слайд 234. Учебно-методический комплекс
Программа, автор
Класс
Учебник, издательство, год издания
Пособие
для учителя, издательство, год издания (не старше 2010 года)
Пособие
для учащихся, издательство, год издания (не старше 2010 года)
Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания
Слайд 245. Электронные образовательные ресурсы
Название электронного образовательного ресурса
Вид электронного образовательного
ресурса
Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях)
Ресурсы
сети Интернет (с использованием активной гиперссылки)
Слайд 256. Критерии оценок по учебному предмету
http://www.uchmet.ru/
Слайд 267. Календарно-тематическое планирование
Номер урока
Дата(план, факт)
Тема урока
Содержание урока
(УУД)
Формы контроля
Электронные ресурсы
Слайд 27Учебно-методические материалы
Список литературы для учащихся, развивающей познавательный интерес.
Список методической литературы
для учителя
База заданий (КИМов)
База творческих заданий (темы проектов, исследований, сочинений
и наблюдений, ролевых игр).
Перечень иллюстрационных таблиц, карт, макетов, муляжей и т.д.
Слайд 281) Выбрать действующую государственную программу, по которой собираетесь работать.
2) Сопоставить
содержание программы с федеральным компонентом стандарта по данному предмету.
3) Дополнить
программу темами, вопросами, содержащимися в стандарте, но не включенными в выбранную программу.
4) При разработке программ по профильным общеобразовательным предметам ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта, представленного в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
5) Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного компонента.
6) Провести организацию и структурирование содержания учебного материала курса.
Алгоритм создания РП
Слайд 29Алгоритм создания РП
7) требования к уровню подготовки учащихся взять из
программ или государственного стандарта (раздел «Требования…»), распределить их по классам
согласно авторской структуре курса.
8) Рабочие программы согласовать с наличием учебников и других компонентов УМК.
9) Выбрать или разработать измерители (уровень обязательной подготовки, уровень возможностей или профильный уровень).
10) С учетом вышеизложенного разработать тематическое планирование, рассматривая его как средство адаптации содержания программ к особенностям данного ОУ, класса, учителя.
Слайд 30Критерии качества РП
Смысловая глубина. Анализируется, на каком уровне проработана
программа, есть ли в ней четкое и конкретное обозначение смысла
данного курса, продолжают и раскрывают ли обозначенный смысл цели, задачи и другие компоненты программы.
Проверяемость целей и задач. Выясняется форма задания образовательных целей и задач, возможность их однозначной проверки в конце планируемого периода. Выясняется наличие инструментария для контроля и оценки уровня достижения целей.
Соответствие образовательным стандартам и нормативам. Программа должна соответствовать образовательному минимуму, учебному плану школы, профилю классов, в которых будет применяться, учитывать индивидуальные программы учеников.
Наличие дидактической основы. В программе указывается дидактическая система, на основе которой предполагается обучение. Данная система должна быть сбалансирована с общешкольной образовательной концепцией и системами учителей, работающих с теми же учениками, для которых предназначена программа.
Слайд 31Критерии качества РП
Продуктивная и личностная ориентация программы. Выявляются заложенные в
программе возможности обеспечения индивидуальной траектории и творческой самореализации учеников. Выясняются
пропорции между ученическим компонентом содержания образования и другими компонентами.
Целостность программы. Полнота, логичность, взаимосвязанность отдельных компонентов программы между собой – условие эффективной ее реализации.
Практическая ориентация и гибкость программы. Наличие связи программы с образовательной реальностью, учет конкретных условий обучения, степень детализации программы, проработка программных установок на технологическом и техническом уровнях характеризуют ее реалистичность.
Слайд 32Типичные недочёты при разработке РП
не учитываются цели и задачи образовательной
программы школы;
несоответствие целей, задач содержания , КИМ и других элементов
друг другу (планируем одно, происходит другое, а проверяется третье);
недостаточно и нечётко обосновывается необходимость разработки рабочей программы;
отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам (формирование УУД); обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной (предметной) области.
Слайд 33Долгорукова Светлана Владимировна
Для контакта:
dolg_i_svet@mail.ru
Skype – dolgisvet
89089075358
Слайд 34Использованные ресурсы
Материалы выступления Чураковой Н.И. Рабочая программа учебная программа учителя
и
ФГОС (второе поколение) и материала из сети Интернет
http://www.bookin.org.ru/book/2688012.jpg - программа
по биологии
http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005524586.jpg - программа по географии
http://institutperevoda.ru/upfiles/phpWcHSUW.jpg - книга
http://www.lpk31.ru/picture/2012_2/oktober/24/image003.jpg - книги
http://ih2.tr200.biz/img7b/0056/39/00563969-001.jpg - Закон об образовании
http://podruzhki.ru/data/group/photo/f_50f00ca831fad_image.jpg - книги