Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Мурманский государственный гуманитарный
университет»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
На тему: «Дж. Локк о воспитании и обучении»
Подготовила:
студентка 2БПО-НО
Казак
Анастасия Андреевна
Руководитель:
Панченко Татьяна Владимировна
Мурманск
2015
Слайд 2Краткая биография
Джон Локк – английский философ – материалист, педагог.
Родился 29
августа 1632 г. в г. Рингтон, на западе Англии. В
1646 г. был зачислен в Венстминтерскую школу; в 1652 г. поступил в Оксфордский университет. В условиях революции выражал интересы новой буржуазии. Увлекался наукой, философией. Более тридцати лет жизни были связаны с Оксфордским университетом, где преподавал греческий язык, риторику, этику. С 1667 г. становится домашним врачом и воспитателем в семье лидера партии вигов графа Шефтсбери.
Большой заслугой была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания, обоснованная в работах «Опыт о человеческом разумении», «Воспитание разума» (1690).
Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную авторскую педагогическую систему.
Слайд 3Ведущие методологические идеи педагогического учения Локка
1) Познаваемость мира через ощущения,
т.е. приоритетность сенсуалистического познания.
2) Существование наряду с внешним опытом, на
познание которого ориентирована чувственная сфера, опыта внутреннего, являющегося продуктом деятельности рассудка.
3) Душа ребенка – это «чистая доска», т.е. ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков.
4) Результаты сенсорного чувственного восприятия формируют опыт и привычки и поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека .
5) Естественное равенство от рождения не есть равенство индивидуальных способностей.
Слайд 4Основные теоретические положения педагогической концепции Локка о воспитании нового человека
- джентльмена
1) Цель воспитания – подготовка человека к добродетельной жизни
и практической деятельности.
2) Джентльмен должен получить всестороннее домашнее воспитание под руководством воспитателя: физическое, нравственное, умственное, трудовое.
3) Физическое воспитание подразумевает организацию жизни ребенка, при которой соблюдается умеренность в пище, одежде, развлечениях. «В здоровом теле – здоровый дух».
4) Нравственное воспитание – это воспитание твердого характера, воли, дисциплинированности. Сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность – основные качества будущего джентльмена.
Слайд 55) Основные средства воспитания – пример, среда, окружение ребенка: «ничто
не проникает так незаметно и так глубоко в душу человека,
как пример»; «положительные или отрицательные стороны многих вещей (при хорошем воспитании или дурном) будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений, которые им могут даваться по этому поводу».
6) Умственное воспитание должно быть практическим, полезным. Следует опираться на желание, любознательность, интерес ребенка: «где нет желания, не может быть никакого усердия». Главное в обучении – самостоятельность мышления в сочетании с опытным характером знания. При обучении не должны применяться наказания. Активность необходимо поощрять вопросами, игрой.
7) Трудовое воспитание – основа подготовки к жизни, т.к. ремесло делает человека независимым; предупреждает праздность; является средством закалки.
Слайд 6Локк внес в педагогику следующие новые принципы
· Опытность в воспитании;
·
Практицизм в обучении и воспитании;
· Рационализм.
Слайд 7Локк развил новые педагогические идеи, которые могут быть кратко представлены
следующим образом
ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных
идей и пороков;
все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;
воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;
основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель;
здоровье ребенка — первая задача воспитания;
пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;
следует отказаться от принуждения в воспитании;
польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.
Слайд 8ИСТОЧНИКИ
http://www.wisdoms.ru/avt/b132.html
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/LOKK_DZHON.html