Слайд 1Родионова Т.В.
Преподаватель ГБПОУ АПК им. П.И. Пландина.
Этапы формирования коллектива
Слайд 2Понятие коллектива
Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами
людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.
Слайд 3Признаки коллектива
есть общая цель;
- совместная деятельность;
- взаимозависимые отношения ответственности;
- общее
руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов,
либо органы управления.
Слайд 4типы отношений в коллективе
- личные, основу которых составляют симпатия,
антипатия и привязанность;
- деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач.
Слайд 5Антон Семенович Макаренко
(1888–1939)
Центральная проблема педагогической практики и теории А. С.
Макаренко — организация и воспитание детского коллектива
Он разработал законченную теорию организации
и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив.
Важнейшее качество человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
Слайд 6Стадии развития коллектива
А. С. Макаренко
Первоначального сплочения. Организатор коллектива
– педагог от него исходят все требования. В конце стадии
должен выделиться актив.
Усиливается влияние актива. Складывается четкая структура деловых отношений.
Расцвет коллектива
Четвертая стадия - движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. .
Слайд 7Коллектив в трудах педагогов
Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах
А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др.
Слайд 8Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину
1. «Песчаная россыпь». Все
вместе, но – каждый сам по себе. Нет дела которое
объединяет, неинтересно быть вместе, не решаются пойти друг другу на встречу. Отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята.
2. «Мягкая глина». В группе нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, группе особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой. На этой стадии уже заметны усилия, направленные на сплочение сообщества
3. «Мерцающий маяк». . В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех.
4. «Алый парус» . В коллективе живут по принципу: «Один за всех и все за одного!». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальной требовательностью. Командный состав - надежные организаторы, верные товарищи.
5. «Горящий факел». Коллектив- не удовлетворен своим благополучием и спешит на помощь другим. Для них характерна дружба, взаимопонимание, ответственность каждого и за весь коллектив.
Слайд 9Формирование коллектива в настоящее время рассматривается с нескольких моделей развития,
каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении.
Слайд 11Сила коллектива - сплоченность
Высокая сплоченность -
люди тесно связаны друг с
другом;
совместно отвечают за достижение целей.
Низкая сплоченность –
отсутствует общая цель; каждый
действует сам по себе;
Каждый старается продемонстрировать индивидуальные результаты.
Слайд 131 стадия
Первый этап
характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным
приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением
требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
Деятельность педагога:
изучение каждого члена группы, его характера, особенностей личности, выявление действенного актива.
Слайд 142 стадия - выявлен действенный актив
Требования к коллективу выдвигают педагог
и актив коллектива.
Руководитель объективно изучает, анализирует межличностные взаимоотношения членов коллектива
методами социометрии, референтометрии, своевременно корректирует положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом.
На втором этапе наблюдается значительная неоднородность взглядов.
Важнейшая задача руководителя - воспитание актива группы, развитие его организаторских способностей, устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.
Слайд 15Референтометрия и социометрия
Методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена
группы для его товарищей по сообществу, выявить на чье мнение
в данной общности ориентировано большинство ее членов, а чья позиция безразлична всем.
Социометрия – применяется для диагностики межличностных отношений. Позволяет проводить измерение авторитета лидера и выполнять перегруппировку для снижения напряженности в коллективе.
Слайд 163 стадия
На третьем этапе достигается высокий уровнь сплоченности, сознательности, организованности,
ответственности членов коллектива.
Коллектив самостоятельно решает разнообразные задачи, переходит на уровень
самоуправления.
Для этой стадии характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
Слайд 17Индекс сплоченности
Частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной
и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной
деятельности
Слайд 184 стадия
Характеризуется появлением опыта успешного решения проблем.
Функции лидера в таком
коллективе переходят от одного его члена к другому.
Слайд 195 стадия
Внутри коллектива формируются прочные связи;
Людей принимают и оценивают
по достоинству;
Личные разногласия быстро устраняются;
Отношения складываются неформально, что позволяет
демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения.
Слайд 20Социально психологический климат – комплексный показатель взаимоотношений в коллективе
В качестве
показателей психологического климата психологи отмечают:
- удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией;
- преобладающее
настроение в коллективе;
- взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых;
- степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении;
- сплочённость как эмоциональное единство;
- сознательную дисциплину.
Слайд 21В.А. Сухомлинский
Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально
является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения
«Делайте так, чтобы людям,
которые вас окружают, было хорошо»