Разделы презентаций


Этапы и кризисы развития и социализации личности 10-11 класс

Содержание

Как организовать воспитательный процесс, чтобы педагог смог помочь каждому учащемуся пройти стадии социализации, стать социально-активной личностью? ?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Этапы и кризисы развития и социализации личности

Этапы и кризисы развития и социализации личности

Слайд 2
Как организовать воспитательный процесс, чтобы педагог смог помочь каждому учащемуся

пройти стадии социализации, стать социально-активной личностью?
?

Как организовать воспитательный процесс, чтобы педагог смог помочь каждому учащемуся пройти стадии социализации, стать социально-активной личностью?

Слайд 3В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего

лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического

и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

Что такое личность?

биологические, генетические заданные предпосылки

наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель

Слайд 4Формирование личности происходит в процессе социализация индивида
Социализация представляет

собой процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек

преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Социализация личности

Формирование личности  происходит в процессе социализация индивида Социализация представляет собой процесс усвоения человеком социального опыта, в

Слайд 5Восемь стадий психосоциального развития личности

Восемь стадий психосоциального развития личности

Слайд 6
Дотрудовые стадии социализации
Детство
Индивид овладевает нормами социальной адаптации в обществе
Отрочество
Происходит индивидуализация

личности, персонализация
Юность
Происходит процесс интеграции

Дотрудовые стадии социализацииДетствоИндивид овладевает нормами социальной адаптации в обществеОтрочествоПроисходит индивидуализация личности, персонализацияЮностьПроисходит процесс интеграции

Слайд 7
Каждый возраст имеет свои отличительные признаки, которые определяются анатомо-физиологической зрелостью

организма (внутренний фактор) и особенностями социальной ситуации (внешний фактор).

Каждый возраст имеет свои отличительные признаки, которые определяются анатомо-физиологической зрелостью организма (внутренний фактор) и особенностями социальной ситуации

Слайд 8
Особенности младшего школьного возраста

Особенности младшего школьного возраста

Слайд 9В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач.

В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов

воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Уверенность-благоприятное разрешение этого конфликта.

Творчество и комплекс неполноценности –первый кризис школьного возраста (6-11 лет)

В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы

Слайд 10наглядно-образное мышление (опора на зрительные образы)
высокая утомляемость, низкий объем, концентрация

и переключение внимания
преобладание непроизвольной памяти (запоминается яркое и интересное)
недостаточный уровень

развития мелкой моторики
недостаточная регуляция собственного поведения (неорганизованность, суетливость, подвижность)
эмоциональная неустойчивость (импульсивность, смена настроения)

Возрастные особенности первоклассника

наглядно-образное мышление (опора на зрительные образы)высокая утомляемость, низкий объем, концентрация и переключение вниманияпреобладание непроизвольной памяти (запоминается яркое

Слайд 11формируйте самостоятельность и ответственность (определите обязанности)
объясните важность и целесообразность школьных

правил
сделайте выполнение домашнего задания привлекательным для учащегося
поддержите его при неудачах
отмечайте

даже самые незначительные успехи
уделяйте внимание любым трудностям и проблемам


Роль педагога в адаптации первоклассников

формируйте самостоятельность и ответственность (определите обязанности)объясните важность и целесообразность школьных правилсделайте выполнение домашнего задания привлекательным для учащегосяподдержите

Слайд 12более развитая самооценка
повышение критичности к себе
развитие мыслительных операций
способность быстро связать

новый материал с уже имеющимися знаниями
конкретное мышление


Психологические особенности второклассника

более развитая самооценкаповышение критичности к себеразвитие мыслительных операцийспособность быстро связать новый материал с уже имеющимися знаниямиконкретное мышлениеПсихологические

Слайд 13Осознанное отношение к учению
Проявление интереса к познанию
Происходят качественные преобразования в

мыслительных процессах
Активно развивается произвольность
Память претерпевает изменения ( становятся доступны некоторые

способы смыслового запоминания)

Психологические особенности третьеклассника

Осознанное отношение к учениюПроявление интереса к познаниюПроисходят качественные преобразования в мыслительных процессахАктивно развивается произвольностьПамять претерпевает изменения (

Слайд 14У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение

к предметам
Появляется индивидуальный стиль учебной работы
Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе

требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними
Окончательно закрепляется мотивация
на ближайшие несколько лет
Зависимость от оценки взрослых


Психологические особенности четвероклассника

У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к предметамПоявляется индивидуальный стиль учебной работыЧетвероклассник продолжает

Слайд 15Кризис «трудолюбие (творчество) – неполноценность»
Это годы начальной школы. Ребенок

проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к

тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго - идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».

Кризис «трудолюбие (творчество) – неполноценность»  Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм,

Слайд 16 Опасность этого периода

состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности.

Причины появления чувства неполноценности:
Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”;
Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение определяют их личностную
значимость и достоинство.
Результат: дети могут утратить уверенность в своей
способности эффективно функционировать в
существующем мире.


Опасности

Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности.

Слайд 17
Безусловное принятие – это принятие ребенка не за что-то, а

просто за то, что он есть.
Активно слушать ребенка –

это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами.
Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки.
Поддерживайте успехи ребенка.
Используйте в повседневном общении приветливые фразы.

Приемы взаимодействия с младшим школьником

Безусловное принятие – это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть. Активно

Слайд 18Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью (от

11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с

половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь

Психологические особенности учащихся средней школы

Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными

Слайд 19Высокая потребность в общении
Социально-ориентированное общение
Эмоциональная неустойчивость
Чувствительность к оценке посторонних
Чувство взрослости
Осознание

временной перспективы


Особенности возраста

Высокая потребность в общенииСоциально-ориентированное общениеЭмоциональная неустойчивостьЧувствительность к оценке постороннихЧувство взрослостиОсознание временной перспективыОсобенности возраста

Слайд 20Идентификация личности и путаница ролей
Этот кризис переживают подростки в поисках

идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Неспособность

подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональной сферах.

Кризис подросткового возраста

Идентификация личности и путаница ролейЭтот кризис переживают подростки в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка

Слайд 21Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный

характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к

своим чувствам, интересам, увлечениям.

Общение

Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему

Слайд 22 В тоже время опыт общения в этом

возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести

себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна агрессия и замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций.

Недостаточный опыт общения

В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не

Слайд 23Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье,

участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь

тем, кто в ней нуждается)
Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика

В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости

Чувство взрослости

Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье, участие в решении как сложных, так и

Слайд 24

Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения

к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей.

Самооценка

Самооценка складывается из знания своих

Слайд 25Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес

к мыслям других людей.
Влияние родителей становится на этом этапе развития

косвенным.

Значимые взрослые

Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей.Влияние родителей становится на

Слайд 26Помощь педагога
Выделять позитивные качества, а не только негативные
Снижать планку достижений,

а точнее давать право на ошибку, признавать ее обучающее воздействие,

показывать, что «эталоны» (взрослые) тоже ошибаются
Оказывать эмоциональную поддержку

Самооценка

Помощь педагогаВыделять позитивные качества, а не только негативныеСнижать планку достижений, а точнее давать право на ошибку, признавать

Слайд 27Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту приходится примерно

на 15—16 лет, то есть на 9—10 класс.
В этом возрасте

основной задачей является готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному).
Завершается физическое развитие и половое созревание. Старшеклассники уже становятся в позицию наблюдателя по отношению к себе. Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности.
Старшеклассник не может создать цельное представление о себе, отсюда переживания, беспокойство, неадекватные поступки.

Возрастные особенности старшеклассника

«Кто Я?»

«Каково мое место?»

Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту приходится примерно на 15—16 лет, то есть на 9—10

Слайд 28Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней

юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена

общества, принятие своего места в нем.
Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

Возрастные особенности старшеклассников

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание

Слайд 29Приходит понимание себя, рефлексия собственных мыслей и поступков.
Возникает самостоятельность

в решениях, приходит умение справляться с препятствиями и добиваться своего.
Укрепляется

воля.
Утверждаются жизненные ценности.
Окончательно формируются идеалы дружбы, любви, семьи, общества.

Идентичность

Приходит понимание себя, рефлексия собственных мыслей и поступков. Возникает самостоятельность в решениях, приходит умение справляться с препятствиями

Слайд 30просьба;
поощрение (поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для

данного учащегося или в данных условиях);
если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно

и твердо;
всегда учитывайте состояние ребенка; 
не унижайте ребенка; 
соблюдайте закон неприкосновенности личности (определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил»);
«авансирование личности» – высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого еще не заслуживает; 
умение прощать — необходимейшее качество для педагога.

Созидательные приемы работы педагога с учащимися

просьба;поощрение (поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях);если обстоятельства

Слайд 31Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика