Слайд 1«Конфликт в семье »
Семинар -практикум
Слайд 2цель сегодняшней встречи
помочь Вам в формировании умений педагогически эффективного
разрешения конфликтов в воспитании детей и осмыслении своего опыта в
этом направлении.
Слайд 3Ответьте на вопросы:
- Кратко охарактеризуйте наиболее характерные индивидуальные черты вашего
ребенка, которые обычно проявляются в общении со сверстниками и старшими.
-
Вспомните, чем вас порадовал ребенок в последнее время?
- Можете ли вы назвать отрицательные черты, проявляющиеся в общении вашего ребенка, которые чаше всего приводят к семейным конфликтам?
Слайд 4Ваши представления о конфликте?
- Как вы относитесь к конфликту?
-Можно ли
в семейном воспитании вообще обойтись без конфликтов?
- Можно ли конфликт
использовать в воспитательных целях, даже специально для этого провоцировать его?
Слайд 5Определение
конфликт (в переводе с латинского - столкновение противоположных интересов)
конфликт
с психологической точки зрения - трудно разрешимое противоречие, связанное с
острыми эмоциональными переживаниями.
с педагогической точки зрения создание и разрешение конфликта - это и средство воспитания личности, средство коррекции межличностных отношений в группе.
Слайд 6виды конфликтов:
Внутриличностный конфликт - столкновение между примерно равными по силе,
но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями личности.
Межличностный конфликт возникает
в ситуации, когда несколько людей либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая быть достигнута лишь одной из сторон.
Межгрупповой конфликт - противоборствующими сторонами выступают группы людей, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.
Слайд 7приведите примеры конфликтов каждого вида из практики семейных отношений
ответьте
на вопрос: какие виды конфликтов имеют наибольшее значение в семейном
воспитании?
Слайд 8все виды конфликтов могут иметь:
Кратковременный или затяжной характер.
Межличностные конфликты по
содержанию могут быть пустыми и содержательными. Пустые конфликты происходят чаще
всего из-за психической неуравновешенности одного или обоих партнеров по общению, в них нет серьезной содержательной основы. Как правило, они разрешаются спонтанно, когда партнеры по общению на время расходятся.
В основе содержательного конфликта лежат более серьезные причины, и его разрешение требует специальной работы.
Слайд 9проиграйте в парах межличностный конфликт и определите, является он пустым
или содержательным
1. - Наташа! Ты почему не мыла посуду?
- Не буду! Сегодня не моя очередь.
2. - Который час?
- Отстань!
3. - Ты что надулся?
- Всегда все только сестре покупают, а мне ничего!
4. - Тебе плохо?
- Мне будет лучше, если ты отойдешь
Слайд 10По каким признакам Вы определяете конфликт в отношении с ребенком?
Межличностный
конфликт имеет несколько стадий развития, и на каждой стадии он
проявляется в изменении отношений по-разному.
1-я стадия конфликтная ситуация, когда конфликт только зарождается, зреет. Проявляется он обычно в недовольстве;
2-я стадия - скрыто-действенная, когда наступает какое-то действие, но сохраняется скрытая позиция участников (ребенок что-то демонстративно делает, но не объясняет свои поступки);
3-я стадия - открыто-действенная, когда недовольство проявляется открыто, отношения обостряются и принимают вид противостояния или противоборства.
Слайд 11Уровни развития конфликта
1. – недовольство
2. – разногласие
3. – противодействие
4.
– противостояние
5. - жесткое принуждение или разрыв
Слайд 12Фрагмент из рассказа В. Осеевой «Бабка»
«Пришел к Борьке товарищ. Товарищ
сказал:- Здравствуйте, бабушка! Борька весело подтолкнул его локтем:
- Идем, идем!
Можешь с ней не здороваться. Она уже старая старушенция. Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: - Обидеть - что ударить, приласкать - надо слово искать. А в соседней комнате товарищ говорил Борьке: - А с нашей бабушкой всегда здороваются, и свои и чужие. Она у нас главная. - Как это - главная? - заинтересовался Борька. - Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Отец, наверное, взгреет за это. - Не взгреет! - нахмурился Борька. - Он сам с не здоровается. Товарищ покачал головой:
Слайд 13- Чудно! Теперь старых все уважают... Вот у одних в
нашем дворе старику плохо жилось, так ему теперь платят. Суд
постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть! -Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька. -Она у нас сыта и здорова. Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у двери. - Бабка! - нетерпеливо крикнул он. - Иди сюда!
- Иду, иду! - заковыляла из кухни бабка. - Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой. После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: - Обижаем мы тебя? А родителям говорил: - Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не заботится!
- Кто это научил тебя родителей осуждать? Смотри у меня, мал еще! И, разволновавшись, набрасывались на бабку: -Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать. Бабка, мягко улыбаясь, качала головой: -Не я учу - жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете».
Слайд 14Определите:
какие виды конфликтов здесь описаны?
на каком уровне?
на какой стадии развития находится межличностный конфликт?
Слайд 15
- Каковы наиболее частые причины возникновения конфликтов в общении с
вашим ребенком?
- Вспомните себя в этом возрасте. Какие ситуации чаще
всего были причиной конфликтов в общении с вашими poдителями?
-Как на них реагировали ваши родители (мать и отец)?
- Как чаще всего в этих ситуациях реагируете вы?
- Видите ли вы какое-то сходство ваших действий с действиями ваших родителей?
Слайд 16Обратите внимание, что
в разрешении конфликтов мы нередко подвержены определенным, усвоенным
еще в своих родительских семьях, стереотипам, которые не всегда осознаются.
Слайд 17Как вы думаете, кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в
семье?
Слайд 18Проанализируйте следующую ситуацию и определите инициатора конфликта:
«Четырехлетний Вова послал бабушку
к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о
тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:
- Но ты ведь маме тоже так говорил! Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!» (Шуман С.Г. Родительские тревоги. - М., 1982).
Слайд 19
Кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в вашей семье? Если
можно, приведите пример.
Слайд 20Наиболее типичные ошибки родителей:
непонимание внутренних мотивов поступков ребенка,
незнание его возрастных
и индивидуально-психологических особенностей,
разногласия в педагогических позициях взрослых, которые не
скрываются от детей,
Слайд 21гиперопека, гиперпротекция (излишняя эмоциональная реакция, связанная с честолюбивыми ожиданиями от
своего ребенка),
авторитарная позиция родителей,
боязнь позиции сотрудничества и др.
отрицательная установка одного или обоих родителей на ребенка, их неспособность к эмпатии, грубость, оскорбления, жестокость в очень конфликтных и асоциальных семьях
Слайд 22Позиции взрослых в конфликтах с детьми
- авторитарная позиция - отрицание
права ребенка на какую-либо инициативу в общении, разрешение конфликта прежде
всего во имя своих интересов, в лучшем случае - интересов окружающих. В быту мы чаще всего разрешаем конфликт с этих позиций. Мы меньше всего думаем, как отразится конфликт на другом человеке, видим только ущемление своих интересов.
Слайд 23 гуманистическая позиция - случившееся событие в конфликте оценивается не
с точки зрения уязвленного самолюбия взрослого, а в аспекте перспективы
развития личности ребенка. Решить конфликт с гуманистических педагогических позиций - это значит так организовать и свою реакцию, и деятельность ребенка, чтобы она поднимала его на ступеньку выше в его нравственном развитии, чтобы у него возникало желание быть лучше.
Слайд 24Основные этапы оптимального разрешения конфликта.
1. Обнаружение конфликта.
основная задача взрослого -
вовремя обнаружить зарождающийся конфликт по изменению отношений как в вербальном,
так и невербальном проявлениях.
- По каким признакам вы определяете зарождающийся конфликт?
Слайд 252-й шаг и 3-й шаг
2-й шаг- выбор одного из
возможных решений с позиции нравственного развития ребенка.
3 шаг- реализация выбранного
решения.
Слайд 26- В каком случае можно считать конфликт разрешенным с педагогических
позиций?
- Предположите, какое решение наиболее оптимально для различных уровней
конфликта, и приведите соответствующий пример.
Для педагогического разрешения конфликта любого уровня необходимо убеждение в справедливости своей точки зрения, но наряду с этим его нужно сочетать с другими способами педагогического воздействия в зависимости от уровня развития конфликта
Слайд 27
1. Конфликт на уровне недовольства можно снять нежностью, лаской, переключением
на другую деятельность.
2. В разрешении конфликта на уровне разногласия поможет
юмор, шутка, способность посмотреть на ситуацию с комической стороны.
3. В конфликте на уровне противодействия наиболее оптимален разумный компромисс.
4. Если конфликт достиг уровня противостояния, лучше прибегнуть к помощи третьего, независимого, референтного для ребенка лица (родственника, друга, педагога) или общественного мнения семьи (так называемый «третейский суд»).
Слайд 285. Если конфликт не разрешается и с помощью «третейского суда»,
а достигает уровня противоборства, возможно временное расставание. В условиях семьи
- это охлаждение отношений, сведение общения до уровня бытовой необходимости или временное помещение ребенка в другую семью (прародителей, других родственников).
6. В случае обострения противостояния в критических ситуациях в интересах ребенка допустимо жесткое принуждение, но не доводящее до полного разрыва.
В качестве иллюстрации к различным способам разрешения конфликта могут служить примеры из спонтанных дискуссий родителей, которые педагог поощряет, провоцирует.
Слайд 29Педагогическое моделирование. Группа разбивается на микрогруппы. Каждая микрогруппа в соответствии
с заданием моделирует, «проигрывает» конфликт и предлагает его для анализа
зрителям.
Слайд 30Проиграйте и предложите для анализа конфликт, инициатором которого являются
а) взрослый
(не вы);
б) и взрослый, и ребенок;
в) вы сами.
Слайд 31С чем уходим? (настроение, впечатление, пожелания)