Слайд 1Республиканская научно-практическая конференция «Современная концепция этнокультурного компонента в деятельности ОО
Чувашской Республики
Фокина Кристина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ « 48» г.
Чебоксары
Слайд 2Тема
Этнопедагогические принципы воспитания и образования детей во внеурочной деятельности
школы.
Слайд 3«Золотое правило»
этнопедагогики
Без памяти (исторической)-нет традиций, без традиций-нет
культуры, без культуры-нет воспитания, без воспитания-нет духовности, без духовности-нет личности,
без личности-нет народа.
Слайд 4Этнокультурное образование
Образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности
путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением
ценностей мировой культуры.
В настоящее время одной из актуальных проблем и становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим компонентом которого является этническая педагогика с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.
Одним из актуальных вопросов этнопедагогики является развитие национального образования в многонациональном обществе.
Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры.
Слайд 5 В этнопедагогике господствует живой опыт воспитания.
Это основа, на которой возникла и развивалась педагогическая
наука. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.
Слайд 6
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный
уклад, своя духовная культура.
У всех народов было
много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся.
Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Слайд 7В народной педагогике всех народов, создаваемой веками, раскрываются исторические и
природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей.
Педагогические ценности отмечены
в многочисленных произведениях народного искусства: обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении, что составляет существо этнопедагогической культуры.
Слайд 8Этнокультурная и этнопедагогическая учебно- воспитательная система:
методическая
работа в школе
работа с родителями
работа с обучающимися на уроке и
во внеурочное время
работа с общественностью
Слайд 9Работа с обучающимися на уроке и во внеурочное время
Использование
форм и методов народной педагогики на уроках можно рассмотреть с
позиций применения этнопедагогических материалов на разных уроках.
Слайд 10Работа с обучающимися должна вестись в следующей последовательности:
Слайд 11Работа с учащимися должна вестись в следующей последовательности:
традициях гостеприимства ;
об уважении к старшим и заботе о младших ;
об уважительном
отношении к природе ;
о труде, трудолюбии ;
о честности, совести ;
мужском достоинстве, девичьей чести и т.п.
Слайд 20Заключение
Если мы хотим, чтобы образование было своеобразным «цветущим и плодоносящим
деревом», то его надо посадить в хорошую почву.
Только тогда
его корни - национальная культура - будут питать его крону - образование, придадут ей жизненную силу.
Важно, чтобы учителя и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. .
Этнопедагогика должна исполнить свой долг, воспитывая молодое поколение на традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего .