Слайд 1Формирование мотивации к обучению и активизация познавательной деятельности учащихся.
Презентацию
подготовила: Смирнова Е.Н.
Слайд 2«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ,
ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В
ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
Слайд 4Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить
его напиться нельзя.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из
источника знаний?
Как повысить интерес к обучению?
Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Слайд 5Содержание
учебного
материала
Организация
учебной
деятельности:
формы, методы,
приемы
Слайд 6В содержании учебного предмета заключены объективные возможности побуждения познавательной и
других потребностей и мотивов учения.
Само по себе содержание обучения,
учебная информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, не побуждает к учебной деятельности.
Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
Приёмы:
- показ новизны содержания;
обновление уже усвоенных знаний;
раскрытие практической, научной значимости знаний;
межпредметные связи;
занимательность изучаемого материала;
историзм;
показ достижений современной науки
Слайд 8а) вызывание, побуждение исходной мотивации
(цель: привлечение внимания к учебному материалу)
1.
создание проблемных ситуаций в начале урока;
2. привлечение занимательного материала;
3. применение наглядных и технических средств;
4. использование неожиданной, неизвестной и противоречивой информации;
5. эмоциональная насыщенность;
6. соревновательные и игровые моменты.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности --- возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций.
Слайд 9разъяснение учащимся целей предстоящей деятельности;
определение целей разрешения проблемных ситуаций;
постановка
целей на отдельных этапах урока.
в) самоконтроль и самооценка возможности предстоящей
деятельности.
(цель: выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности)
б) формулировка и принятие учебной задачи
(цель: стимулирование учащихся на постановку определенных целей)
Слайд 10Динамично помогает начать урок такой приём, как «Улыбнемся друг другу»,
что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.
Слайд 11
Подкрепление, усиление возникшей мотивации
(цель: сообщение о предмете занятия)
На этом этапе
важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимы ситуации
различного характера:
Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора);
Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.);
Эмоционального (успеха, увлечённости темой…).
-показ новизны фактов;
- эффект удивления школьников занимательными фактами;
- познавательные игры;
- самостоятельная работа по плану.
Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
Слайд 12Рефлексивно-оценочный этап
Создание положительной мотивационной перспективы.
А) стимулирование положительной самооценки продвижений в
учебной деятельности.
Б) создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности.
1. создание ситуации
успеха;
2. указание на удачные, рациональные моменты их деятельности;
3. организация ситуаций коллективной мыслительной деятельности;
4. оценочные подбадривающие обращения учителя;
5. самооценка;
6. рефлексия.
Слайд 13На заключительном этапе урока используем метод самооценки, через который устанавливается
отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого
действия.
Слайд 14Система развития мотивации учения
Если раньше на уроках пробуждали интерес
к учению, то теперь надо его развивать, а это значит
надо разрабатывать для занятий целую систему заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:
причинно-следственные связи,
комбинирование информации,
планирование и выполнение практической деятельности.
Слайд 15 Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Слайд 16 Важную роль в стимулировании познавательного интереса
имеет позитивная психологическая атмосфера урока. Обеспечение гуманных отношений между учителем
и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Способствовать развитию как «сильных», так и «слабых» учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Слайд 17Формы стимулирования познавательной активности учащихся
дидактические игры и упражнения;
внеклассные мероприятия
по предметам;
творческие работы учащихся;
проведение предметных олимпиад;
применение современных
педагогических технологий.
Слайд 18Использование игровых технологий при организации работы на уроке является необходимым.
У учащихся возрастает активность, и они с удовольствием выполняют
задания.
Слайд 19
Творческий подход к уроку и внеклассные мероприятия способствуют развитию мотивации
детей к учебному процессу.
Слайд 20 Проведение предметных недель. Подведение итогов.
Слайд 21Использование компьютерных технологий – один из эффективных методов повышения мотивации,
развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Большой восторг
у учащихся вызывает наглядный материал презентаций..
Слайд 22«Физминутка» - позволяет весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Слайд 23Приемы работы, повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности
Индивидуальные задания
Работа в
парах и группах
Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками
Стимуляция вопросов со стороны учащихся
Деление заданий на части
Рациональная система упражнений
Проговаривание, комментирование, систематическое повторение
Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.
Слайд 24Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт
к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение,
обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.
Слайд 25Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он
перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится
активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.