Слайд 1
МБДОУ «Детский сад №34
«Русская сказка» г.Смоленск
«ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ В ПРИРОДЕ»
Слайд 2Методологический аппарат исследования
Объект исследования: процесс формирования
у старших дошкольников ценностного отношения к труду в природе.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного формирования у старших дошкольников ценностного отношения к труду в природе.
Цель исследования: определение педагогических условий эффективного формирования у старших дошкольников ценностного отношения к труду в природе.
Слайд 3Гипотеза исследования
повысить эффективность формирования у старших дошкольников ценностного отношения
к труду в природе можно, если выполнять следующие педагогические условия:
организация
предметно-развивающей среды;
внедрение различных форм организации трудовой деятельности детей;
использование инновационных технологий в педагогическом процессе
Слайд 4 Задачи исследования
изучить сущность процесса формирования ценностного
отношения к труду в природе в педагогической теории и практике;
изучить
современные подходы по проблеме формирования ценностного отношения к труду в природе;
разработать педагогические рекомендации для родителей эффективного формирования у старших дошкольников ценностного отношения к труду в природе.
экспериментально проверить эффективность выявленных условий в практике ДОУ
Слайд 5Методы исследования
анализ научной литературы по проблеме исследования;
анализ, обобщение данных по
проблеме исследования;
наблюдение за трудовой деятельностью детей;
эксперимент
Слайд 6
Психолого-педагогические основы проблемы исследования
Отношение - целостная система индивидуальных, избирательных,
сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение характеризует
тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди.
Ценности - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества.
словарь современных понятий и терминов
Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые им при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Слайд 7Психолого-педагогические основы проблемы исследования
«Природа есть один из могущественных агентов в
воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента
всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помяв на поле зеленой травы!? Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, на которую способна душа человеческая: развитие его всегда будет отзываться душной атмосферой запертых зданий» К. Д. Ушинский
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает великую радость преодоления трудностей. Открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека»
В. А. Сухомлинский
Слайд 8Критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе
понимание необходимости
бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом
и практическом значении для человека;
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе)
И. В. Зверев
Слайд 12Основные компоненты проявления ценностного отношения к труду в природе у
старших дошкольников
Умение ставить цель.
1 балл - ребенок принимает цель
2 балла
- ребенок никогда не ставит цели сам
3 балла - ребенок чаще принимает цель от взрослого
4 балла - ребенок чаще ставит цель сам
2. Умение планировать работу.
1 балл - действует хаотично, нерационально
2 балла - делает с помощью прямых указаний взрослого
3 балла - делает с косвенной помощью взрослого
4 балла - самостоятельно без вмешательства взрослого
Слайд 13 3.Умение оценивать работу.
1 балл - Нет оценки или она
неадекватна.
2 балла - Оценка неразвернутая, категорична
3 балла - Оценка
адекватна, развернута, но требуется косвенная помощь
4 балла - Оценка адекватна, развернута, самостоятельна.
4. Отношение ребенка к труду в природе.
1 балл - ребенок не испытывает удовольствия от процесса работы
2 балла - очень неустойчивые эмоциональные переживания, недостаточно ребенок целеустремлен и старателен
3 балла - вышеназванные проявления обнаруживаются при поддержке взрослого
4 балла - ярко выраженное, эмоциональное, положительное отношение к работе на протяжении всего процесса
Слайд 14Уровни проявления ценностного отношения
к труду в природе
От 3,5
до 4 балла – деятельность оптимальна
От 2,4 до 3,4 балла
– деятельность на высоком уровне
1,3 – 2,3 балла – деятельность на среднем уровне
Ниже 1, 2 балла – деятельность на низком уровне
Слайд 15Результаты констатирующего этапа эксперимента
Слайд 16Требования к созданию предметно – развивающей среды
содержание среды ориентировано на
безопасность и возраст детей.
среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную,
коммуникативную функции.
учет гибкого и вариативного использования пространства.
среда направлена на удовлетворение потребностей и интересов ребенка.
предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
при создании развивающего пространства в групповом помещении учитываю ведущую роль игровой деятельности.
эколого-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы
Слайд 17ФОРМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНИСТИ
ПОРУЧЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД
ДЕЖУРСТВА
Слайд 18Использование инновационных технологий
здоровьесберегающие технологии: обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья,
формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу
жизни;
личностно-ориентированные технологии: ориентированы на реализацию имеющихся природных потенциалов ребенка;
информационно - коммуникативные технологии: их использование обусловлено временем.
Подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, группы;
Подбор дополнительного познавательного материала к образовательной деятельности;
Оформление групповой документации: текстовый редактор Word MS, таблицы Excel;
Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний (использование интерактивной доски).
Слайд 19Результаты контрольного этапа эксперимента
Слайд 20Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента
Слайд 21РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
Закрепить
за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
Не
допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.