Слайд 1Формирование вычислительных
навыков у учащихся начальной школы
Из опыта работы
учителя
высшей категории
МБОУ СОШ № 45 г. Челябинска
Варавва Елены
Васильевны
Слайд 2Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна
быть решена в ходе обучения детей в начальной школе
Слайд 3На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации
вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных
умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка
Слайд 4Что способствует успешной работе по формированию вычислительных навыков?
Формирование основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
Слайд 5учёт индивидуальных особенностей ребенка, его жизненного опыта, предметно-действенного и наглядно-образного
мышления;
использование на уроках системно-деятельностного подхода;
Слайд 6различные формы работы: индивидуальные, фронтальные, групповые, работа в парах;
применение
рациональных способов вычислений;
Слайд 7использование вычислительных заданий, характеризующихся вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных
закономерностей
и зависимостей;
Слайд 8задания, позволяющие развивать гибкость мышления, математическую речь ребенка,
не вызывающие эмоциональной усталости и монотонности в работе;
использование нестандартных
приемов в формировании вычислительных навыков
Слайд 9ребенок должен непосредственно включаться в поиск путей решения возникшей проблемы
(незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб и мыслительных
логических операций формулировать «свой» способ решения;
Слайд 10
использование системы диагностических самостоятельных работ для отработки скорости и правильности
вычислений
Слайд 11использование на уроках игровых ситуаций, элементов соревнований, различных головоломок, ребусов;
использование
моделей (графических, символических, предметных);
правильное соотношение в применении устных и письменных
приёмов вычислений (вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно);
совместная выработка алгоритмов
Слайд 20Типичные ошибки учителей при работе по формированию вычислительных навыков
новые способы
и приемы вычисления подаются в готовом виде;
многократное повторение однотипных примеров,
опора на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания;
Слайд 21зазубривание таблиц сложения и умножения и использование их
при выполнении однообразных
тренировочных упражнений;
запрет считать «на
пальцах» (следует понимать, что на первых порах это необходимо ребёнку,
он сам «организует» себе деятельностный подход к освоению вычислительных навыков!)
Слайд 22таблица умножения «на лето» (заучивание без понимания смысла умножения и
деления);
необоснованная замена устных вычислений письменными;
нерациональность вычислений;
Слайд 23чрезмерное увлечение использованием калькуляторов;
обучение счёту при помощи компьютерных игр,
не дающих теоретических аспектов вычислительных приёмов
Слайд 24Основная идея этой работы –
это учение без принуждения,
основанное
на достижении
успеха, на переживании радости в овладении тем или
иным “секретом” счета,
на подлинном интересе ученика к предмету