Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
САМОПОДГОТОВКИ
Слайд 2 Организация самоподготовки – важный элемент педагогического процесса,
направленной деятельности обучающихся. От правильной организации выполнения учебных заданий зависит
качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности обучающихся.
Слайд 3ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:
Гигиеническая. Усвоение навыков гигиены умственного труда.
Мотивационная. Формирование потребности
в учебной деятельности, стремления применять полученные знания на практике, интереса
к самообразованию, положительного отношения к учению.
Формирующая. Формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности ( трудолюбие, воля, целеустремленность, активность и др.).
Организационная. Создание обстановки, необходимой для рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.
Слайд 4ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:
Информационная. Организация качественного закрепления и повторения знаний, полученных
на уроке.
Развивающая. Развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, речи обучающихся,
совершенствование психических процессов.
Конструктивная. Формирование навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
Коммуникативная. Формирование правильного отношения к знаниям, как опыту предыдущих поколений.
Творческая. Пробуждение потребности в творческом самовыражении.
Слайд 5 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:
Равномерная и достаточная освещенность всего
помещения.
Чистота оконных стекол. Недопустимость затемнения окон цветами, близко растущими деревьями.
Использование
штор для защиты от прямых солнечных лучей.
Поддержание нормального температурного режима.
Регулярное проветривание помещения.
Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
Поддержание чистоты и порядка в классе.
Соблюдение школьниками личной гигиены.
Сохранение у детей правильной позы во время работы.
Сохранение расстояния от глаз до рабочей поверхности и индивидуального режима зрительной нагрузки.
Проведение физкультминуток и упражнений для глаз.
Устранение шумовых раздражителей.
Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Слайд 6ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:
Отказ от применения мер наказания.
Использование разнообразных
форм одобрения, стимулирования при проявлении самостоятельности выполнения домашних заданий.
Содействие прилежному
отношению учащихся к самостоятельной работе.
Недопустимость назидательных бесед, замечаний, принуждения во время самоподготовки.
Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
Привлечение учащихся к посильной помощи при условии выполнения ими своих уроков. Организация работы консультантов.
Слайд 7ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:
Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в
одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
Задания ученики выполняют
самостоятельно.
Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем.
Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
Объем и характер индивидуальных заданий регулируются учителем.
Слайд 8ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ.
Самоподготовка является важнейшей формой учебно-воспитательной работы,
предусматривающей закрепление, углубление и расширение полученных знаний методом самостоятельной работы
учащихся, средством воспитания культуры учебного труда, настойчивости в преодолении трудностей, аккуратности, честности, средством формирования необходимых качеств характера и нравственных убеждений.
Самоподготовка проводится во всех воспитательных группах в одно и то же время, с переменами; ее продолжительность (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
Слайд 9Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В
её организации и проведении есть немало трудностей:
организация рационального порядка выполнения
домашних заданий;
роль и место воспитателя при проведении самоподготовки;
организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей;
работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.
Слайд 10ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
Инструктирование обучающихся о целях и содержании домашнего задания.
Наблюдение воспитателя
за ходом самостоятельной работы обучающихся, частичный анализ их работы во
время самоподготовки.
Индивидуальная помощь нуждающимся в ней.
Контроль за соблюдением рабочего порядка, организованностью и дисциплиной обучающихся во время самоподготовки.
Проверка и учет выполнения домашнего задания.
Слайд 11
Основным условием эффективности проведения самоподготовки является уровень педагогических контактов между
учителем и воспитателем.
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения,
осуществляемого учителем. Навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников в школе-интернате.
Слайд 12Успех самоподготовки определяется следующим:
к выполнению домашнего задания дети приступают
в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в
ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);
регламентацией времени;
строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.
Слайд 13Структурные элементы самоподготовки.
Организационный момент:
Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой:
Постановка цели и мотивация
деятельности воспитанников.
Самостоятельная работа воспитанников над выполнением домашних заданий.
Индивидуальная работа со
слабоуспевающими воспитанниками.
Работа с детьми, раньше других выполнившими домашнее задание.
Контроль выполнения заданий (частичный, индивидуальный, фронтальный).
Подведение итогов.
Слайд 14По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных
категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной
активности школьников в выполнении домашних заданий:
Активно-самостоятельное: не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние.
Зависимо-самостоятельное: возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.
Принудительно-исполнительское: появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.
Бесконтрольно-исполнительское: наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.
Самопроизвольное: проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу — учу, не хочу— не учу»; «нравится— работаю, не нравится— не работаю»; «легко — сделаю, трудно— не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.
Слайд 15Виды контроля:
При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются
допущенные ошибки, их причины и пути устранения. Применяется эта форма
при начальном обучении самоконтролю младших школьников.
При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи использования фронтальных проверок и других способов контроля.
Взаимные проверки учащимися работ друг друга. Каждый учащийся выступает в роли проверяющего. Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля.