Разделы презентаций


Модернизация основной школы как неклассическая проблема презентация, доклад

Содержание

Основная школаЭто – самая продолжительная ступень. Это – самая проблемная ступень. это – ступень, которая за последние 20 лет по существу практически не изменилась.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Модернизация основной школы как неклассическая проблема

Модернизация основной школы  как неклассическая проблема

Слайд 2Основная школа
Это – самая продолжительная ступень.
Это – самая проблемная

ступень.
это – ступень, которая за последние 20 лет

по существу практически не изменилась.
Основная школаЭто – самая продолжительная ступень. Это – самая проблемная ступень. это – ступень, которая за последние

Слайд 3актуальный результат основной школы в проекте стандартов второго поколения:
«В основной

школе главным результатом образования является … подготовка к осознанному и

основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории» (из концепции профильного обучения)
актуальный результат основной школы в проекте стандартов второго поколения:«В основной школе главным результатом образования является … подготовка

Слайд 4противоречие
цель «подготовки к осознанному выбору», «формирования способности к ответственному выбору»

как интегральная цель основной школы является «неклассической» образовательной целью.
Крайне

сложно, если не невозможно, основываясь лишь на «предметных знаниях», сделать осознанный выбор образовательной траектории.
противоречиецель «подготовки к осознанному выбору», «формирования способности к ответственному выбору» как интегральная цель основной школы является «неклассической»

Слайд 5ВЫБОР
Выбирая «траекторию», я (Ученик, или Ученик и его Семья) выбираю

не только и не столько предметы для изучения на профильном

и базовом уровне – я выбираю определенные приоритеты в собственной жизни
ВЫБОРВыбирая «траекторию», я (Ученик, или Ученик и его Семья) выбираю не только и не столько предметы для

Слайд 6Проблема моего выбора
не в знании или незнании предмета и

даже не в интересе к тому или иному предмету
Этот выбор

– одно из первых ответственных решений в моей жизни.
Это – жизненный выбор
Проблема моего выбора не в знании или незнании предмета и даже не в интересе к тому или

Слайд 7существенные проблемы нынешней основной ступени школы (ФРУМИН):
«несоответствие содержания и организации

образования возрастным потребностям и интересам подростков, их растущему стремлению к

самопознанию и к самореализации;
многопредметность и перегруженность содержания образования учебным материалом (его чрезмерная онаученность, малодоступность и прочее);
низкая функциональность сложившегося образования (основная школа не дает того, что современная жизнь требует от каждого человека);
слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

существенные проблемы нынешней основной ступени школы (ФРУМИН): «несоответствие содержания и организации образования возрастным потребностям и интересам подростков,

Слайд 8Ещё…
недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления,

отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в

школе;
отсутствие для ребенка значительного личностного смысла в образовании;
отсутствие связи между школой и многообразными возможностями образования и развития личности во внешкольной среде;
доминирование вербально-репродуктивной формы обучения»
Ещё… недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального

Слайд 9предметное образование в основной школе
было (и, заметим, остается) перегружено,

оно низкофункционально, не соответствует процессам самопознания и самореализации, недостаточно для

решения индивидуальных задач взросления.
Основываясь на таком образовании, крайне затруднительно сделать осознанный выбор образовательной траектории.

предметное образование в основной школе было (и, заметим, остается) перегружено, оно низкофункционально, не соответствует процессам самопознания и

Слайд 10Спустя почти 10 лет
Мы вынуждены констатировать, что проблемы остаются

актуальными и по сей день.
Между тем академические результаты основной

школы постоянно снижаются, «классические» итоговые остаточные знания, умения и навыки выпускников 9-х классов неуклонно сокращаются.
Спустя почти 10 лет Мы вынуждены констатировать, что проблемы остаются актуальными и по сей день. Между тем

Слайд 11«потеря мотивации» к изучению предметов
Смысл образования для большинства детей начинает

теряться и исчезать подобно «улыбке чеширского кота».
В ОШ ничего не

меняется по существу – осуществляются те же формы, то же содержание, та же многопредметность и перегруженность содержания образования ученым материалом, та же низкая функциональность содержания образования…

«потеря мотивации» к изучению предметовСмысл образования для большинства детей начинает теряться и исчезать подобно «улыбке чеширского кота».В

Слайд 12кризисное состояние основной школы следует переинтерпретировать
как усиливающийся разрыв между реальностью

повседневной жизни учащихся и родителей, с одной стороны, и образовательной

реальностью школы – с другой.
Знания, которые учителя передают, транслируют детям («фундаментальное ядро» стандартов) становятся все более отчужденными от практической повседневной жизни самих учащихся.
Операциональная, практическая, смысловая нагруженность этих знаний, знаний как таковых, стремительно сокращается.
кризисное состояние основной школы следует переинтерпретироватькак усиливающийся разрыв между реальностью повседневной жизни учащихся и родителей, с одной

Слайд 13
Каждый из предметов содержит знания, все более далекие от реальности

повседневной жизни, количество предметов увеличивается с каждым новым учебным годом.


Изучение электрического тока ни на йоту не приближает ученика к пониманию того, «как работает» компьютер или сотовый телефон.
Изучение обществознания не помогает ему разобраться в особенностях современной общественной жизни.
Изучение литературы (за редким исключением) напрямую не связано с теми этическими, нравственными проблемами, которые актуальны для современного подростка.
Каждый из предметов содержит знания, все более далекие от реальности повседневной жизни, количество предметов увеличивается с каждым

Слайд 14«Сейчас ты учишься для того, чтобы потом жить хорошо»
в школе

происходит «подготовка к жизни», а настоящая жизнь, полная свершений и

достижений, начинается потом, за порогом школы.
Степень легитимности данной установки в современном социальном мире крайне невысока.
«Сейчас ты учишься для того, чтобы потом жить хорошо»в школе происходит «подготовка к жизни», а настоящая жизнь,

Слайд 15Здесь и сейчас
Большинство современных технологий актуализируют возможность жизни, дела «здесь

и сейчас».
Все, начиная от управления телевизором с помощью пульта,

заканчивая современными средствами коммуникации, направлено на то, чтобы принятое решение не откладывалось, а реализовывалось бы «в реальном времени».
Здесь и сейчасБольшинство современных технологий актуализируют возможность жизни, дела «здесь и сейчас». Все, начиная от управления телевизором

Слайд 16На какое характерное время планирует собственную жизнь современный подросток?
Неделя,

месяц, тем более год – для современных детей это очень

большие временные интервалы, крайне сложные для осознания, понимания и проектирования.
В этой ситуации убеждать ученика 7-го класса «хорошо изучать физику, чтобы потом стать хорошим инженером» – не самый лучший подход к решению педагогической головоломки «восстановления» и даже «созидания» смысла изучения физики.
На какое характерное время планирует собственную жизнь современный подросток? Неделя, месяц, тем более год – для современных

Слайд 17возникает сложнейшая задача
как сделать осмысленным, интересным, актуальным «учебное дело», школьную

жизнь подростков «здесь и сейчас»?

возникает сложнейшая задачакак сделать осмысленным, интересным, актуальным «учебное дело», школьную жизнь подростков «здесь и сейчас»?

Слайд 18Э. Тоффлер еще в 1970 году писал
циклически, по звонку организованная

школа продолжает готовить человека к миру напряженного однообразного труда, коллективной

дисциплины, миру, где время регламентируется не лунным или солнечным циклом, а фабричным гудком и часами.
Э. Тоффлер еще в 1970 году писалциклически, по звонку организованная школа продолжает готовить человека к миру напряженного

Слайд 19индустриальная темпоральная структура:
По структуре времени для ученика день повторяет день,

неделя повторяет неделю, четверть похожа на четверть, год – на

год.
Эта повторяемость во многом касается и временной структуры урока. Большинство уроков похожи друг на друга как две капли воды: сначала проверка домашнего задания, потом изучение нового материала, его закрепление и «выдача» нового домашнего задания.
индустриальная темпоральная структура:По структуре времени для ученика день повторяет день, неделя повторяет неделю, четверть похожа на четверть,

Слайд 20образовательные хабитусы
привычки, которые, в силу своей многократной воспроизводимости начинают

восприниматься как непреложные «законы» образовательной реальности.

образовательные хабитусы привычки, которые, в силу своей многократной воспроизводимости начинают восприниматься как непреложные «законы» образовательной реальности.

Слайд 21формирование естественной установки ученика
от меня в моей жизни в школе

«ничего не зависит». Воля ученика, его стремления, его мотивы –

все это «растворяется» в хабитусах школьной жизни.
Когда изо дня в день ритм школьной жизни воспроизводится, в жизни пропадают события – переломные моменты, требующие концентрации, подготовки, свершения, испытания радости победы или горечи поражения.

формирование естественной установки ученикаот меня в моей жизни в школе «ничего не зависит». Воля ученика, его стремления,

Слайд 22в современном социальном мире
смысловую нагрузку несет не хабитуализированный и

потому объективированный процесс, а со-бытие.
Именно событие и заставляет становление

поддерживать самого себя, предписывает динамичную стабильность становящейся социальности.
Именно событие придает становлению исторический смысл, связывая временные поля, объективированные структуры и индивидуальные переживания в субъективно ощущаемую целостность.
Событие для современного человека является своеобразным моментом истины, точкой сборки разнородных процессов и ценностей, интегральной рефлексией.
в современном социальном мире смысловую нагрузку несет не хабитуализированный и потому объективированный процесс, а со-бытие. Именно событие

Слайд 23«образовательное иждивенчество»
позиция ученика, согласно которой учеба, получение образования есть задача

школы, учителей, но отнюдь не его собственная.

«образовательное иждивенчество»позиция ученика, согласно которой учеба, получение образования есть задача школы, учителей, но отнюдь не его собственная.

Слайд 24точки «обретения смысла»
события, которые требуют напряжения воли, сил, концентрации,

продолжительной подготовки, свершения, публичной оценки и тем самым приводят его

к рефлексии, способной актуализировать смысловую доминанту.
точки «обретения смысла»  события, которые требуют напряжения воли, сил, концентрации, продолжительной подготовки, свершения, публичной оценки и

Слайд 25учебная деятельность в основной школе поразительно бессобытийна
Воления, переживания, длительная подготовка,

свершения, достижения, радость побед и горечь поражений – все это

если и происходит в жизни подростка, то остается за пределами учебы.
Подойдите в любой школе к школьной газете и изучите раздел «События школьной жизни». Вы узнаете о последнем празднике (например, «Дне Св. Валентина»), о прошедшей эстафете, о победе школьной команды КВН.
Событиями насыщено все, кроме основного процесса в школе, – собственно учебы.

учебная деятельность в основной школе поразительно бессобытийнаВоления, переживания, длительная подготовка, свершения, достижения, радость побед и горечь поражений

Слайд 26Нужно сделать вывод
важнейшая задача основной школы – формирование способности к

осознанному выбору образовательной траектории – не может быть решена в

рамках традиционной, цикличной, предельно хабитуализированной модели образовательного процесса, господствующей в настоящее время и называемой классно-урочной системой.
Нужно сделать выводважнейшая задача основной школы – формирование способности к осознанному выбору образовательной траектории – не может

Слайд 27Новая модель
Способность к выбору, к принятию образовательного решения, осмысление собственного

образования как образовательного капитала, – эти важнейшие качества современного молодого

человека формируются новой организационной моделью, новой структурой образовательного процесса, в которой заложена возможность выбирать, в которой присутствуют переломные моменты, события, точки принятия решений, в которой есть возможность ошибаться, возвращаться назад, но – двигаться самому.
Новая модельСпособность к выбору, к принятию образовательного решения, осмысление собственного образования как образовательного капитала, – эти важнейшие

Слайд 28Если мы хотим, чтобы подростки научились выбирать собственное образование
нам недостаточно

изменить содержание уроков или «внеурочной деятельности», нам недостаточно изменить педагогические

технологии.
Управленческая команда школы должна обладать собственным образовательным замыслом, который позволит ей задать иную модель организации образовательного процесса.
Если мы хотим, чтобы подростки научились выбирать собственное образованиенам недостаточно изменить содержание уроков или «внеурочной деятельности», нам

Слайд 29Таким образом,
модернизация основной школы должна основываться на проектировании новой организационно-содержательной

модели школы, ее пространственно-временной структуры, тех взаимоотношений, в которые должны

вступать учащийся, родители, педагоги, администрация при принятии решений об образовательной траектории.
Таким образом,модернизация основной школы должна основываться на проектировании новой организационно-содержательной модели школы, ее пространственно-временной структуры, тех взаимоотношений,

Слайд 30принципиальные особенности неклассических организационно-образовательных моделей.
Прежде всего, модель должна быть в

определенной мере непривычной для всех субъектов образовательного процесса – для

учащихся, для родителей, для педагогов, для административной команды. Если новая модель реализована и «никто ничего не заметил» – значит, в школе по-прежнему преобладает традиционная опривыченная структура отношений.
Модель должна позволять учащимся и родителям делать «неправильные» выборы, рефлексировать собственные ошибки, возвращаться назад, начинать сначала. Неправильные выборы должны приводить к негативным последствиям, которые способны осознать как дети, так и их родители.

принципиальные особенности неклассических организационно-образовательных моделей.Прежде всего, модель должна быть в определенной мере непривычной для всех субъектов образовательного

Слайд 31
Модель должна предусматривать постепенное расширение масштаба проектного времени ученика. Если

в 5-м классе проектирование собственного образования на час или на

несколько часов – посильная задача для учащихся, то к концу основной школы масштаб проектного времени должен быть увеличен до четверти-полугодия.
Модель должна насыщать образовательную жизнь ученика (заметим, именно ученика, а не школы!) событиями-свершениями, требующими от подростка (и, возможно, его семьи) подготовки, эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения, достижения конкретного результата и публичной фиксации успехов и поражений.

Модель должна предусматривать постепенное расширение масштаба проектного времени ученика. Если в 5-м классе проектирование собственного образования на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика