Слайд 1«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать
и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться».
Доктор психологических наук Л. А.Венгер
Слайд 2Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и
принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования
– важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Слайд 3Проблемы в обучении и воспитании детей
Замена дошкольных видов деятельности занятиями
учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места в жизни
дошкольников.
Приоритетом являлось интеллектуальное развитие ребёнка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.
Слайд 4Проблемы в обучении и воспитании детей
Категория одарённых и способных детей
снижается, увеличивается число школьников, не умеющих работать самостоятельно, пассивных, с
трудностями в обучении и просто проблемных детей.
Резко возросла информированность детей. Это становятся фактором формирования картины мира у ребёнка.
Современные дети мало читают.
Ограниченность общения затрудняет усвоение моральных норм и нравственных принципов.
Слайд 5Особенности Стандартов 2-го поколения
Главная воспитательная функция.
Целью образования должно
быть духовно-нравственное развитие личности ребёнка.
ФГОС – это совокупность требований
семьи, школы, общества и государства. Ориентация на результат образования.
Ценность обучения по ФГОС –введение УУД. Формирование УУД осуществляется в контексте разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования тех или иных УУД.
Слайд 6ФГОС – это равные стартовые возможности и индивидуальный подход к
каждому ребенку.
Самоценность детства – понимание детства как периода жизни, значимого
тем, что происходит с ребенком в данный момент.
Детский сад и начальная школа – это важнейшие институт социализации
Начальная школа в отличии от ДОУ ставит перед ребенком образовательные задачи
Слайд 7Универсальные Учебные Действия
Этот термин означает умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального
опыта. А также - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 8Функции УУД:
Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 9Виды УУД:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.
Слайд 10Универсальность учебных действий
Носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность
развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой
деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.
Слайд 11Метапредметные УУД
В состав которых входят регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные
действия. Их рассматривают в качестве результатов освоения основной образовательной программы
по ФГОС. Они обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Слайд 12Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
Общеучебные
Универсальные логические
Постановка и решение проблемы
Слайд 13Психологическая готовность включает в себя
Личностно-социальную готовность
Интеллектуальную готовность
Мотивационную готовность
Эмоционально - волевую
готовность.
Слайд 14Школа и детский сад – два смежных звена в системе
образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества
социализации, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, от развития способностей ребёнка.
Слайд 15Вывод:
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового
подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой
модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Сотрудничество семьи, детского сада и школы необходимо для полноценного развития личности.
Слайд 17Проблемы современной ситуации в обществе:
Ценностно-нормативная неопределенность взрослого мира (размываются
ценностные ориентиры);
Эмоциональная перспектива, в которой происходит ситуация взросления ребенка (какие
эмоции преобладают в обществе: оптимизм/пессимизм и пр.);
Доминирование западной культуры;
Влияние техноэволюционных процессов;
Социальное неравенство детства (рост слабых социальных групп);
Деформация традиционного уклада семьи;
Разрушение культуры детской жизни: возрастание агрессии и др.
Слайд 18Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься
только как подготовка детей к обучению
Учителя должны
Внимательно познакомиться с формами
и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям
Слайд 19Задачи преемственности детского сада и школы
Развитие любознательности
Развитие способности самостоятельно решать
творческие задачи
Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие
ребенка
Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками
Слайд 20Цель
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского
сада в школу.
- обеспечение системы непрерывного образования с учетом
возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Слайд 21Задачи
укрепление и сохранение здоровья детей, готовящихся к обучению в
школе.
- всестороннее развитие, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть
школьной программой.
- создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Слайд 22Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив.
Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к
школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Слайд 23Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:
· В
дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
·
Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованным и любопытным;
· Был тревожным и имел низкую самооценку;
· Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
· Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
Слайд 24Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования
играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.
Слайд 25Формы осуществления преемственности:
Слайд 26экскурсии в школу;
посещение школьных праздников;
знакомство и взаимодействие дошкольников
с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной
деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с детьми
Слайд 27совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы
педагогов ДОУ и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности
детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психолога ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Работа с педагогами
Слайд 28 совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами ДОУ
и школы; встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
визуальные средства общения;
заседания родительских клубов
Работа с родителями
Слайд 29Целевые ориентиры дошкольного образования
Инициативность и самостоятельность
Уверенность в своих силах
Положительное отношение
к себе и другим
Развитость воображения, фантазии, творчества
Умение подчиняться социальным нормам
Развитость
крупной и мелкой моторики
Проявление любознатель-ности
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
Способность к принятию собственных решений
Слайд 30Целевые ориентиры программы
выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Слайд 31Ожидаемые результаты:
портрет выпускника детского сада
Деятельный и активный
Креативный
Любознательный
Инициативный
Открытый внешнему миру,
доброжелательный и отзывчивый
Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
Чувство
собственного достоинства
Слайд 32Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского
сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради
детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Слайд 33Используемая литература:
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //
Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru
Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17