Слайд 1Инструктивно-методические рекомендации
о деятельности классных руководителей
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Голицынская СОШ
№2
2011г
Автор презентации: заместитель
директора по ВР А.А. Гаврилюк
Слайд 2 ПРЕДИСЛОВИЕ
В данный момент в системе образования нашей страны действует «Минимальный
социальный стандарт Российской Федерации», который был разработан с целью создания
нормативно-правовой базы воспитания и развития детей для обеспечения их прав, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Под воспитанием понимается целенаправленное, педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление.
Слайд 3 Целью воспитания является формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения
к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, потребности и умения выражать себя в различных видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
Слайд 4 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Внеучебная деятельность школьников
– понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Слайд 5 В проекте Базисного учебного плана
общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Три уровня результатов внеучебной деятельности школьников:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает
общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Слайд 72. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Взаимодействие с обучающимися: формирует мотивацию к учению
каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для
развития и стимулирования познавательных интересов, разностороннего творческого развития личности, духовному становлению.
Строит отношения между детьми: способствует формированию нравственных и духовных ориентиров, организует творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.
Взаимодействие с семьей: привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Взаимодействие с педагогическим коллективом (учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог и др).
Слайд 83. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный журнал.
Рабочая тетрадь классного
руководителя.
План работы классного руководителя на учебный год.
План воспитательной работы с
классным коллективом на учебный год.
Анализ воспитательного процесса в классе.
Личные дела учащихся.
Характеристика классного коллектива.
Характеристики учащихся.
Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.
Протоколы родительских собраний.
Дневники учащихся.
Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований.
Папки на каждого ученика (творческие работы, анкеты, тесты, сочинения, личные достижения).
Слайд 9 4. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
4.1 Международные документы:
Рекомендация о воспитании в духе уважения
прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.74г.).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.78г.).
Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.48г.).
Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.59г.).
Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.89г.).
Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.95г.).
Слайд 10
4.2 Федеральные законы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
(с изменениями от 20.04.2008г.).
Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному
закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 12.04.2000г. № 51-ФЗ).
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. № 120-ФЗ).
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. № 124-ФЗ).
Слайд 11
4.3 Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ:
Национальная доктрина
образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000г. №
751).
Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (распоряжение Правительства РФ от 28.12.20001г. « 258).
Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196).
Слайд 12
4.4 Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня
Минимальный объем
социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение
к письму Минобразования России от 15.12.2002г. № 30-51-914/16).
О концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).
О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010гг. (приказ Министерства образования РФ от 24.04.2001г. № 1818).
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).
Слайд 135. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Классный руководитель составляет план воспитательной работы,
который содержит следующие разделы:
Характеристика класса (общие сведения о коллективе и история его формирования, учебная деятельность, результаты диагностики уровня воспитанности учащихся, социальная направленность деятельности коллектива (социальное единство - СОЕ), организационное и волевое единство (ОРЕ), эмоциональное единство (ЭМЕ), традиции класса.
Воспитательные цели и задачи (исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса; должны быть конкретными, реально осуществимыми).
Формы и методы работы (план).
Индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных учеников).
Слайд 146. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Слайд 15АНАЛИЗ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА:
Достигнутый уровень решения задач, количественная и качественная
характеристика результатов и их динамики.
Выявление и оценка положительных сторон воспитывающей
деятельности школы и недостатков в работе (положительных и отрицательных факторов, условий).
Меры, способствующие достижению успехов (причинно-следственные связи).
Причины, вызвавшие появление недостатков.
Нерешенные проблемы (перечислить, выделить первоочередные на новый учебный год).
Результаты анализа являются основанием для планово-прогностической деятельности классного руководителя на будущий период.
Слайд 16СОДЕРЖАНИЕ:
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
3. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
4. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
4.1 Международные документы
4.2 Федеральные законы:
4.3 Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ
4.4Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
6. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ