Слайд 1Ключевые особенности ФГОС.
Основная образовательная программа как системообразующий элемент образовательного
процесса.
Колбас Светлана Валерьевна, старший преподаватель Центра аттестации педагогических и руководящих
работников, ТОИПКРО
Слайд 2Семья, школа, улица,
три наставника, у ребёнка, должна, учить,
ценностям
будущего, учит его, ценностям прошлого, ценностям настоящего
Слайд 3У ребёнка три наставника:
семья учит его ценностям прошлого,
улица-
ценностям настоящего,
школа должна научить ценностям будущего.
Слайд 4Факторы, характеризующие наиболее эффективные школы по результатам PISA
автономия школы и
эффективная система отчетности школы перед органами управления образованием, родителями и
представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников
автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценивания достижения планируемых результатов, которые утверждены на государственном уровне
уклад школьной жизни, доверительные отношения между учащимися и педагогами
Слайд 5Факторы, характеризующие наиболее эффективные школы по результатам PISA
обеспечение равных возможностей
получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания
индивидуальных траекторий обучения
посещение в предшкольном возрасте учреждений системы дошкольного образования
наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих реализацию требований образовательных стандартов
адекватное ресурсное обеспечение образовательного учреждения, независимо от его социально-экономического статуса
адекватная заработная плата учителей
Слайд 6Основы школьного стандарта
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности
гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Общественный
договор –
запрос
семьи,
общества и
государства
Слайд 7Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор
ОБЩЕСТВО
Безопасность и
здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное
единство
Безопасность
Развитие человеческого
потенциала
Конкурентоспособность
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
Слайд 8А.Г. Асмолов:
«Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний,
а в том,
чтобы научить учиться»
Слайд 9Главная цель учебной деятельности
компетентность
к обновлению компетенций
Слайд 10Что значит "деятельность"?
Это всегда система, нацеленная на результат.
Говоря
об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым
предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.
Слайд 11Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы
образования, которая находит отражение в переходе
к определению цели школьного обучения
как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Слайд 12ФГОС направлен на обеспечение
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного
пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового
наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
Слайд 13ФГОС направлен на обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования;
преемственности
основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного управления в образовании;
Слайд 14Изменение роли участников образовательного процесса
В традиционной системе
образовательного
процесса
Ученик
Получает
готовую информацию
Транслирует информацию
Учитель
Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде
Новое
качество образования
Осуществляет:
•поиск
•выбор
•анализ
•систематизацию и презентацию
«Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся
Новый образовательный результат
Слайд 16Портрет выпускника
Начальной школы
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно
познающий мир;
Основной школы
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
Слайд 17Портрет выпускника
Начальной школы
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
Основной школы
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
Слайд 18Портрет выпускника
Начальной школы
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для
себя и окружающих образа жизни.
Основной школы
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Слайд 19Портрет выпускника
Начальной школы
Основной школы
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Слайд 20З
А
П
Р
О
С
Ы
И
О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я
Требования к
структуре
ООП
Требования к
результатам
освоения ООП
Требования к
условиям
реализации ООП
Ожидаемые
достижения
системы образования
Организационные
и педагогические
условия
деятельности
системы образования
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
Стандарт как совокупность трех систем требований
Слайд 21Требования к результатам:
Личностным;
Предметным;
Метапредметным.
Слайд 22Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность
их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
системы значимых
социальных и межличностных отношений;
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
способность ставить цели и строить жизненные планы;
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Слайд 23Метапредметные результаты:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
способность их использования в учебной, познавательной и социальной
практике;
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
построение индивидуальной образовательной траектории.
Слайд 24Предметные результаты:
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические
для данной предметной области;
виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Слайд 25Требования к структуре ООП ООО
ООП ООО должна содержать три раздела:
Целевой;
Содержательный;
Организационный.
Слайд 26
ООП ООО содержит обязательную часть (70%) и часть, формируемую участниками
образовательного процесса (30%), представленные во всех трёх разделах ООП:
целевом,
содержательном;
организационном.
Слайд 27Требования к структуре ООП ООО
Целевой раздел:
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения обучающимися
ООП ООО;
Система оценки достижения планируемых результатов ООП ООО.
Слайд 28Требования к структуре ООП ООО
Содержательный раздел:
Программа развития УУД, включающая формирование
компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
Слайд 29Требования к структуре ООП ООО
Содержательный раздел:
программа воспитания и социализации обучающихся,
включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их
социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы.
Слайд 30Требования к структуре ООП ООО
Организационный раздел:
учебный план ООО как один
из основных механизмов реализации ООП;
систему условий реализации ООП в соответствии
с требованиями Стандарта.
Слайд 31Система условий
описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;
обоснование необходимых
изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами ООП ООО
образовательного учреждения;
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
контроль состояния системы условий.
Слайд 32Образовательная среда
обеспечивающая достижение целей ООО, его высокое качество, доступность и
открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества,
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующая охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
преемственная по отношению к НОО и учитывающая особенности организации ООО, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.
Слайд 33Требования к кадровым условиям
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными
работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
непрерывность профессионального развития
педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.
Слайд 34Требования к финансово-экономическим условиям
обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение
бесплатного общедоступного основного общего образования;
обеспечение образовательному учреждению возможности исполнения требований
Стандарта;
обеспечение реализации обязательной части ООП ООО и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность;
отражение структуры и объёма расходов, необходимых для реализации ООП ООО, а также механизм их формирования.
Слайд 35Требования к материально-техническим условиям:
Образовательное учреждение, реализующее ООП ООО, должно иметь
необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности:
учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории;
помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством;
Слайд 36Требования к материально-техническим условиям:
лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков;
информационно-библиотечные центры
с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность
книжного фонда, медиатекой;
актовые и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки;
помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
Слайд 37Требования к материально-техническим условиям:
помещения медицинского назначения;
административные и иные помещения, оснащенные
необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с
детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;
полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации);
мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.
Слайд 38Требования к психолого-педагогическим условиям
преемственность содержания и форм организации образовательного
процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
учет специфики возрастного
психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
Слайд 39Требования к психолого-педагогическим условиям
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников ОП
(сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и
безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
Слайд 40Требования к психолого-педагогическим условиям
диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой,
уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
(профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Слайд 41Требования к информационно-методическим условиям
информационно-методическая поддержку образовательного процесса;
планирование образовательного процесса
и его ресурсного обеспечения;
мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного
процесса;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
Слайд 42Требования к информационно-методическим условиям
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса
(обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в
сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.