Слайд 1Компетентностно-ориентированный подход
в управлении качеством
географического образования школьников
Слайд 2 В концепции модернизации образования в России
под качественным образованием понимается такое образование, которое формирует у школьников
ключевые компетентности, связывающие воедино личностный и социальный смысл образования.
Компетентностный подход предполагает обновление образования, направленное на формирование личностных качеств школьника, его практическую подготовленность к решению в повседневной жизни реальных проблем и в совокупности отражают функциональную грамотность ученика.
Слайд 3Основные идеи Федерального компонента общего образования в контексте компетентностного подхода:
введение
профильного обучения на старшей ступени;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования,
направленность на формирование ОУУН, обобщенных способов учебной, познавателной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
формировние ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умений и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
Слайд 4Компетентности, заложенные в Стандарт общего образования.
Предметная – способность действовать
в жизни с позиции содержания учебного предмета;
Коммуникативная – способность вступать
в общение с целью быть понятым;
Информационная – способность получать информацию из любых, доступных источников;
Культурологическая – способность к толерантному мышлению;
Валеологическая – способность и потребность ведения здорового образа жизни;
Учебно – исследовательская и проектная – способность креативно мыслить и действовать.
Слайд 5«Концепция реализации на территории
Кировской области
компетентностно-ориентированного образования»
Конкретный набор ключевых компетенций является предметом запроса работодателей к
системе образования, он может варьироваться в связи с актуальной социально-экономической ситуацией в том или ином регионе. В Кировской области названы следующие виды ключевых компетентностей:
* рефлексивная
* технологическая
* проектная
* коммуникативная
* информационная
* социальная
Слайд 6Сущность формирования компетентностей школьников
Рефлексивная- готовность организовывать свою деятельность в соответствии
с позициями:
Что я делаю (делал, буду делать?)
Зачем я это делаю
(делал,
буду делать?)
Как я это делаю (делал, буду делать)?
Что получу
(получил )
в результате ?
Слайд 7 Т.И. Шамова предлагает следующий
алгоритм
рефлексии:
«Я»
«Мы»
«Дело»
Как чувствовал себя в процессе учения,
было ли комфортно. С каким настроением
работал, доволен ли собой.
Насколько комфортно работалось в
группе, была ли оказана помощь в группе,
авторитетен ли я в вопросах изучения
нового материала, были затруднения?...
Я достиг цели учения, мне этот материал
нужен для дальнейшей учебы (практики,
просто интересен),в чем я затруднялся,
почему; как мне преодолеть свои проблемы.
Слайд 8Задания: 1. Сегодня на уроке я узнал…
2. На уроке я испытал затруднения..
3. Для того, чтобы хорошо, быстро и правильно работать
с картой атласа, мне нужно ориентироваться в легенде
карты…
4. На уроке я научился (лась)….
5. Для продолжения работы мне необходимо….
6. Знания, полученные на уроке я буду использовать ….
7. Я владею данной технологией изучения нового
материала…
8. Я использовал следующие способы изучения нового
материала…
9. Я доволен работой в группе…
10. Мой голос в группе был услышан…
11. Я реализовал свои возможности не уроке…
12. Мне все (не все) вопросы и задания были понятны…
13. Я доволен (не доволен) своими результатами на
уроке…
14. Я не доволен результатами урока потому, что….
15. Мне интересно узнать…
16. Я ставлю цель изучить….. (научиться)….
17. У меня никогда не получалось, поэтому я ….
18. До меня никто не делал. а я попробую …
19. Чтобы получить зачет, мне необходимо…(я сделаю….)
Слайд 9Сфера познавательной деятельности: информационная компетентность
Освоение методов самостоятельного приобретений
знаний из различных источников информации, в
том числе электронных ресурсов на основе ГИС.
Тема «Климат России»:
Назовите источники, из которых вы можете получить информацию о климате России?
Используя алгоритм характеристики климата сверните информацию в удобном для вас виде.
Выделите вопросы, по которым вы можете получить информацию в других источниках ?
Слайд 10 Систематизируйте данные по изученной теме,
полученные из
разных источников.
Основываясь на полученной информации о
неблагоприятных климатических явлениях на
территории России.
Сделайте предположение: какие из них могут
быть на территории нашего района. Каковы
основные правила поведения в случае их
возникновения?
На основе критического анализа разных точек
зрения на изменение климата России, сделайте
вывод о причинах этого явления.
Слайд 11Сфера общественной деятельности: социальная компетентность
Задания:
Вы работаете
метеорологом. Составьте комментарий прогноза погоды по синоптической карте для информации
по кировскому телевидению.
2. Вы являетесь жителем республики Саха.
Объясните влияние климата на жизнь, традиции,
хозяйственную деятельность якутов.
3. Вам предстоит разработать проект строительства
жилого дома в г. Верхоянске. Каких специалистов
вы привлечете к разработке проекта. Свой выбор
обоснуйте.
4. Спроектируйте строительство автомобильной дороги (железной) на территории Восточной Сибири. Какие условия вам придется учитывать?
Слайд 12Сфера трудовой деятельности: коммуникативная, информационная компетентности
Умение анализировать ситуацию на рынке
труда, совершенствовать и реализовывать профессиональные возможности самореализации.
Знакомство с профессиями, требующими
географической
подготовки.
Разработайте деловую игру «Трудовые ресурсы Кировской области. Рынок труда». Используйте инструктивную карточку.
Вам предстоит выступить на международном экологическом симпозиуме. О какой экологической проблеме Кировской области вы будете докладывать.
К Вам обратилась администрация Верхнекамского района с предложением о разработке проекта парка отдыха для горожан. Какие ресурсы Вы будете использовать?
Найдите самостоятельное решение очистки воздуха от загрязнения работой ТЭЦ города.
Слайд 13Проектная компетентность
Готовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению
проблем, ставить цели и соотносить с устремлениями других людей, программировать
и планировать свою деятельность, оценивать ее результаты.
Задания.
1. Разработайте проект «Влияние климата на
хозяйственную деятельность, обычаи и традиции
родного края».
2. Создайте проект «Использование минеральных
источников Верхнекамья для оздоровления
населения».
3. Разработайте проект « Этнокультурное наследие
своего родного края: изучаем, исследуем, храним».
Слайд 14Технологическая компетентность
Способность и готовность учащихся к пониманию инструкции, описания технологии,
алгоритма
деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.
Задания: 1. Пользуясь
алгоритмом деятельности, дайте характеристику климата России.
2. Выполните практическую работу «Определенипо синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов России.
Составление прогноза погоды». Используйтеинструктивную карточку.
3. ЕГЭ по географии.
Слайд 154. Выполнение контрольной работы по
изученной тем«Климат России».
5.
Выбор учеником модулей изучения темы
«Климат России» в
соответствии с
индивидуальным образовательным
маршрутом.
Слайд 16Внеурочная деятельность
Учащимся предлагаются задания
творческого содержания:
Создать проект социального, технического или информационного
содержания. Например «Выставка картин»
по теме «Климат России».
Проект
строительства мини-ГЭС на реке Вятке.
Деловая игра «Агро» (решение проблемы производства экологически чистых продуктов на территории Кировской области).
Презентации. Например «Глобальное потепление и его проявления на территории Кировской области».
Заочные путешествия. Например в процессе изучения географии материков и океанов «Голоса Амазонии».
Слайд 17Резюме.
Таким образом: формирование ключевых компетенций и компетентностей школьников позволит им
самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений,
работать с источниками
информации,
находить и анализировать причинно-следственные связи, законы и закономерности,
определять географический, экологический контекст отношений,
отличать факты от теории, а, главное,
приобретать функции самостоятельного поиска решения и исследования проблем реальной жизненной ситуации.
Слайд 18Гостюхина С.Н.
учитель географии
МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс
стаж работы 29
лет
высшая квалификационная категория
2006 – 2007 год
Приглашаю
к
сотрудничеству
svegos@list.ru