Слайд 1«КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НАД ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»
Ледовских Елена Алексеевна
2017
Лопатина
Стелла Наумовна Людмила Владимировна
Слайд 3Логопедия
Волкова
Филичева
Галина Анатольевна Татьяна Борисовна
Слайд 4«Объект, предмет исследования»
Объект исследования: речь у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования: просодика у данных детей на
логопедических занятиях.
Слайд 5«Цель и гипотеза исследования»
Цель исследования:выявить особенности просодической
стороны
речи у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи третьего уровня
Гипотеза:
коррекция просодической стороны речи
дошкольников с ОНР третьего уровня на
логопедических занятиях будет протекать
эффективнее при условии введения в систему
экспериментальной работы индивидуально-ориентированных упражнений
Слайд 6«Задачи исследования»
1. Изучение литературы по проблеме исследования;
2. Выбор методики исследования
просодической стороны речи детей;
3. Выявление качественных особенностей просодической стороны речи
старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня;
4. Обработка результатов исследования;
5. Разработка программы обучения просодической стороны речи дошкольников с ОНР третьего уровня на логопедических занятиях ;
6. Проведение коррекционных логопедических занятий с использованием индивидуально-ориентированных упражнений с детьми данной группы;
7. Анализ результатов исследования по коррекции просодической стороны речи.
Слайд 7Диагностика
Исследование проводилось на базе
детского сада д.Ваганово,
Вагановское дошкольное отделение ,
Муниципальное
общеобразовательное
Учреждение «Средняя
общеобразовательная школа
«Рахьинский центр образования»
( ДОУ МОУ «СОШ»РЦО»)
Ленинградской
области,
Всеволожского района.
Слайд 8Диагностика
Для диагностики была взята
серия заданий из методических
рекомендаций на исследование
просодики Е.Ф.Архиповой .
Задания были поделены на
4 блока:
1 блок –
ритм,
2 блок – интонация,
3 блок –голос (сила, высота, тембр),
4 блок – дыхание
Слайд 9«Результаты констатирующего исследования»
По результатам обследования у детей отмечается
низкий уровень сформированности
просодической
стороны речи.
Характеристика просодической стороны речи:
Нарушения определения ритмического рисунка;
Ошибки при
определении интонации;
Имеются недостаточные модуляции голоса по высоте;
Ошибки при соотнесении звуков и звукоподражаний с предметными и сюжетными картинками;
Имеется недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха,;
Снижен объем и сила выдоха.
Слайд 10«Программа формирующего эксперимента
Программа формирующего
эксперимента направлена на
формирование просодической
стороны
речи у детей с применением
индивидуально-ориентированных
упражнений на логопедических
занятиях.
За основу была взята
программа коррекционно-
развивающей работы для детей с
общим недоразвитием речи Л. В.
Нищевой.
Слайд 11«Упражнения для развития интонации и высоты голоса»
Слайд 12«Упражнения на развитие тембра голоса»
Слайд 13«Упражнения на развитие высоты и силы голоса»
Слайд 14«Результаты контрольного эксперимента»
Повторное исследование проводилось с целью выявления
уровня сформированности
просодической стороны речи
после коррекционной работы. По результатам диагностики
наблюдалась
положительная динамика.
У Максима динамика незначительная. В ходе занятий у
ребенка отмечалась быстрая утомляемость, которая
сопровождалась повышенной отвлекаемостью, что
сказывалось на усвоении материала. Уровень
сформированности просодической стороны речи остался на
том же среднем уровне.
У Антона после коррекционной работы показатели уровня
сформированности просодической стороны речи
повысились до среднего уровня. Повысилась
самостоятельность при выполнении заданий.
Слайд 15«Основные результаты»
В ходе проведенной экспериментальной работы у исследуемых детей наблюдался
незначительный рост показателей уровня сформированности просодической стороны речи.
Использование индивидуально-ориентированных упражнений
для нормализации просодической стороны речи на логопедических занятиях благоприятно сказалось на развитии просодической стороны речи старших дошкольников:
Улучшилось определение ритмического рисунка;
Снизилось количество ошибок при определении интонации;
Улучшились модуляции голоса по высоте;
Снизилось количество ошибок при соотнесении звуков и звукоподражаний с предметными и сюжетными картинками;
Повысился уровень самостоятельности при выполнении заданий.
При выполнении заданий по просодике помогал подбор гибкой системы упражнений, подобранных с учетом ряда индивидуальных параметров в зависимости от уровня просодических нарушений.