Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Слайд 2КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее
оценить, осмыслить, применить
Слайд 3КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это разумный, взвешенный подход к принятию сложных
решений, как следует поступать и во что верить
Слайд 4КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое
суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
Слайд 5Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся
ситуации,
ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность
учеников
и побуждает их к критическому мышлению.
Джон Дьюи
Слайд 6
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не
только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать
взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Слайд 7Основа КМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 8Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление
самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и
оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Слайд 9КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Виды интеллектуальной деятельности,
которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых и
сложный идей
Творческое, интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта
Слайд 10В программе РКМЧП
определение критического мышления
состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
Формирует
собственное мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит совместную
работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 11Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у
учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный
интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Слайд 12Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над
ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Слайд 13Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить
изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 14ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «РЕФЛЕКСИЯ УРОКА»
Наш урок подошёл к концу,
и я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Слайд 15Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное
обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся
КМ –
письменная работа
Слайд 16Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные
суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно
делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 17Современный выпускник умеет:
формировать собственное мнение
совершать обдуманный выбор между различными мнениями
решать
проблемы
аргументировано спорить
ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
уметь оценить
чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 18Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся
ситуации,
ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность
учеников
и побуждает их к критическому мышлению.
Джон Дьюи
Слайд 19Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Слайд 20Основные приемы ТРКМ
Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и
«тонких» вопросов
Слайд 21Ромашка Блума
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Слайд 22Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала
т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….»,
«правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 24Визуальные формы организации изучения материала
Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…»
Слайд 25КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ
СХЕМЫ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ
Слайд 26Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
«Листочки» - это ПРОГНОЗ
«Веточки» -
это АРГУМЕНТЫ, обоснования
прогнозов
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Слайд 27Прием «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Сразу могу применить
Совсем непонятно Хорошо
понятно
Никогда не смогу применить
Слайд 29ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те
факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-)
записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Слайд 35Почему «6 W»
Произошел от английского слова Why – с которого
начинается вопросы:
Почему? Зачем? По какой причине?…
Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,
«Да потому…»
Слайд 36Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть
верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст,
отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Слайд 37Прием составления глоссария
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
Из списка
слов – каждый из играющих выбирает одно или два и
рисует их в виде символов –глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Слайд 38Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале урока
даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные
или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Слайд 39Стратегия
«Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый
член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией
в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 40Приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговой штурм
Карусель. Групповая работа. Проблемные
вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение
и передает по кругу дальше
Слайд 41Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов (учащиеся
расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной
группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Слайд 42АКВАРИУМ
Рыбки
Ведущий
Наблюдатель
Наблюдатель
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Слайд 43Приемы по развитию навыков представления своего мнения
и учета иного
мнения
Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам
семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
Свободное письмо, эссе
Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
Методики КСО
Слайд 44СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка
– это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка
– это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 46Критическое мышление
Размышляйте над этим...
Только критически
Слайд 47На этом фото снята та небольшая часть населения, желавшего посетить
наше выступление и узнать всю
правду о
технологии
критического
мышления.
Но
им не
по-
везло в от-
личии от вас.
Спасибо за
внимание!