Слайд 1Методы и приёмы развития памяти
ГУ «Первомайская средняя школа отдела образования
акимата Мендыкаринского района»
Школьный психолог Е. И. Иванова
Слайд 2Все жалуются на свою память,
но никто не жалуется на
свой разум.
Ф. де Ларошфуко
Слайд 3Метод группировки -
- объединение слов в группы.
Слайд 4Необходимо запомнить все слова, написанные на доске:
сыр, платье, книга, колбаса,
компот, шарф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка.
Слайд 5Ответ: Продукты, одежда, школьные принадлежности.
Слайд 7Для запоминания даётся следующий материал:
Пушкин, “Горе от ума”, перстень с
сердоликом, Карабиха, Натали, дипломат, Николай Алексеевич, дуэль, журнал “Современник”, Александр
Сергеевич, Кавказ, чахотка, “Кому на Руси жить хорошо”, Мойка, “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…”, Чавчавадзе, “Коробейники”, Полотняный завод, Дантес, Турция, Молчалин, Михайловское, Царскосельский Лицей, пенсне, “Медный всадник”, Арина Родионовна.
На первый взгляд слова не связаны между собой, но если найти связи между словами и выражениями, то количество информации, которую нужно запомнить, резко уменьшается. В качестве опоры можно взять фамилии литераторов, а остальные слова разделить на смысловые части, относящиеся к их жизни и деятельности.
Слайд 83. Ассоциация – один из самых мощных способов запоминания.
Ассоциация-
это связь между двумя или более явлениями, при которой актуализация
одного из них влечёт за собой появление другого. Ассоциирование- установление связей запоминаемого с чем- либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности. Создание ассоциаций – это целое искусство. /Пример: рассказ А.П.Чехова “Лошадиная фамилия”/.
Слайд 9Я буду называть вам слова, а вы запоминаете их с
помощью своих слов, первыми пришедшими в голову:
Родина, сквер, геометрия, беда,
свидание, контроль, ножницы, кризис, камин, фальсификация, удар, ошибка, любовь, проблема, родители, школа.
Слайд 10Для того чтобы ассоциации помогли эффективнее запоминать, нужно, прежде всего,
усвоить несколько правил:
Слайд 11А) Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными. Попробуем, например, связать
несколькими способами два слова: апельсин и мыло. “Я рисую апельсин
куском мыла” или “Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло”.
Слайд 12А теперь попробуйте вы потренироваться и придумать необычные ассоциативные связи
на выбор:
стакан и туфли, карандаш и шляпа, дерево и телевизор.
Слайд 13Б) Представляйте ваши ассоциации визуально, то есть оживляйте сюжет.
Слайд 14В) Преувеличивайте ваши ассоциации. Информация сохранится прочнее, если вы будете
представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они
есть на самом деле, или приплюснутыми.
Слайд 15Свяжите при помощи метода ассоциации следующие слова:
Пиджак и ухо
Лампочка и вентилятор
Мяч и котлета
Салют и гриб
Краска
и стюардесса
Бинокль и мочалка
Слайд 16Метод последовательных ассоциаций (составление цепочки ассоциаций). Данный метод заключается в
последовательном связывании между собой слов списка. В итоге должен получиться
сюжет (или рассказ, или цепочка ассоциаций).
Слайд 17Тренировка:
огурец, лодка, комар, телефон, цветы, плащ, кошка, книга, рис, фонтан,
фары, медведь.
Слайд 18Метод связанных ассоциаций. При запоминании списка слов с помощью этого
метода вам потребуется любой другой, предварительно заученный список.
Слайд 19Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)
1. Необходимо повторить информацию
в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так как
самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
1-й день —2 повторения;
2-й день — 1 повторение;
3-й день — без повторений;
4-й день — 1 повторение;
5-й день — без повторений;
6-й день — без повторений;
7-й день — 1 повторение.
3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.
Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.
Слайд 20Комплексный учебный метод
Большое количество информации можно запомнить с помощью
частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная
строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод.
При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.
Слайд 21«Зубрежка»
Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В
этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так
не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.
Какова процедура «зазубривания»?
повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить
повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды
повтори, выждав 10 минут (для запечатления)
для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа
повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)