Слайд 1Обучение детей с ОВЗ
МБОУ БСОШ №2
Анисимова Людмила Викторовна,
Учитель технологии
26.08.2016
Слайд 2Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в
силу с 15.07.2016)
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
п5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 3Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
п4.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 4Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления
к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 5Статистические данные:
Людей с инвалидностью около 11 млн.
Детей с инвалидностью
до 18 лет 620 300
Детей со специальными образовательными нуждами от
7 до 18 лет около 1,6 млн.
Слайд 6Где учатся дети- инвалиды?
Массовые школы
Не учатся
Специализированные школы
Интернаты
Обычные классы
Обучение на дому
Классы коррекции
Слайд 7«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в
том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного
образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Слайд 8ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ
– это образование, при котором все дети, несмотря
на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую
систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 9Три аспекта развития инклюзии
1.Создание инклюзивной культуры
Построение школьного сообщества
Принятие инклюзивных
ценностей
2.Разработка инклюзивной политики
Развитие школы для всех
Организация поддержки разнообразия
3.Развитие инклюзивной практики
Управление
процессом обучения
Мобилизация ресурсов
Слайд 10Включающее образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от
его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 11Дети с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий
обучения и воспитания
Слайд 12Категории детей с нарушениями развития:
Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);
Дети
с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с
ЗПР(с задержкой психического развития) ;
Дети с нарушениями интеллектуального развития;
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
Слайд 13Существующие
барьеры:
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство
учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности
и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений
Слайд 14Что необходимо:
создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях;
подготовку специалистов и методик
совместного образования детей-инвалидов в массовой школе;
разработку и апробирование модели инклюзивного
образования в нескольких регионах России, включая и сельские школы;
предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах;
обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования
и внедрения моделей инклюзивного образования;
Слайд 15Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и
личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.)
Слайд 16Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья
должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе
основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой
учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Слайд 17Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
Слайд 18
В обязанности педагога-психолога входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей,
личностных и поведенческих реакций: оказание методической помощи, воспитателям в разработке
коррекционных Программ индивидуального развития ребенка.
Слайд 19Толерантность
Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и
к детям с ограниченными возможностями здоровья:
для обеспечения эффективного включения
детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Слайд 20Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья
Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование
детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).
Слайд 21Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового
типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен,
что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.