Разделы презентаций


Особенности социально - психологического сопровождения внедрения ФГОС

Содержание

ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


15 октября 2015 г.
семинар в МБОУ
«Пшеничненская СОШ»




Особенности
социально - психологического сопровождения внедрения ФГОС

15 октября 2015 г. семинар в МБОУ «Пшеничненская СОШ» Особенности социально - психологического сопровождения внедрения ФГОС

Слайд 2ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты

(ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.        Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:        1) единство образовательного пространства Российской Федерации;        2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Основная цель реализации ФГОС
главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС      Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при

Слайд 3Структура ФГОС ООО
Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Требования к

структуре основной образовательной программы

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

Структура ФГОС ОООТребования к результатам освоения основной образовательной программыТребования к структуре основной образовательной программыТребования к условиям реализации

Слайд 4Нормативно-правовая основа ФГОС ООО
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный закон от

1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в

отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов»
Нормативно-правовая основа ФГОС ОООКонституция РФЗакон РФ «Об образовании»Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О

Слайд 5Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования

утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом

России 22 декабря 2009 года №15785)

2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом от 17.12.2010 года № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 года №19644)

3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии доработки (проект стандарта опубликован 15.02.2011 года)
Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года

Слайд 6Введение федерального государственного
стандарта общего образования
Обязательное введение ФГОС (1 класс)

во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/2012 учебного

года

Обязательное обучение по ФГОС:
на ступени основного общего образования
с 2015/2016 учебного года

на ступени среднего (полного) общего образования
с 2020/2021 учебного года.

Введение федерального государственного стандарта общего образованияОбязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается

Слайд 7 Основные характеристики ФГОСов
Начальная школа (1-4 класс) – фундамент всего

последующего образования
результат – научиться учиться

Основная школа (5-9 класс) – получение

образования и воспитания для дальнейшего развития
результат – научиться общению, принятию решений, выбору, креативности
Средняя школа (10-11 класс) – достаточная и необходимая подготовка для продолжения обучения
результат – реализация выбора с целью социализации и профессионального самоопределения


Основные характеристики ФГОСовНачальная школа (1-4 класс) – фундамент всего последующего образованиярезультат – научиться учитьсяОсновная школа (5-9

Слайд 8Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество

информации в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется

умение отбирать главное в море информации

ВСЕ ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОМУ МАССОВОМУ ВОСПРИЯТИЮ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания

Функции мобильного телефона

Набор товаров в магазине

Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.

Инструкция к новой технике

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?  Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается

Слайд 9 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный

подход, который обеспечивает:
формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;


проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


ФГОС: I. Общие положения. п. 5

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности учащихся к саморазвитию

Слайд 10Основная задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?

обновление
средств
обучения
Ради

чего
учить?

ценности
образования

Чему учить?

обновление
содержания

Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат –

развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий

формирование универсальных способов действий

Основная задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов нового

Слайд 11ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИИ
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных

способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)

способность к самоорганизации в решении учебных задач.

прогресс в личностном развитии

ФГОС: каким образом можно получить новый результат?организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИумение решать учебные задачи на основе сформированных

Слайд 12

Изменится ли жизнь ребенка с введением ФГОС?
Отличительной

особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Так, на ступени основного общего образования (5-9 классы) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ (портфолио).
Изменится ли жизнь ребенка с введением

Слайд 13Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности

основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.

Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего

Слайд 14ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие
Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего

образования

Федеральный
государственный
образовательный стандарт основного общего образования

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитиеФедеральныйгосударственныйобразовательный стандарт начального общего образования Федеральныйгосударственныйобразовательный стандарт основного общего образования

Слайд 151. Требования к результатам
Основанием преемственности
разных ступеней образовательной

системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования

— формирование умения учиться.


1. Требования к результатам   Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой

Слайд 16«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить

пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все

труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

В.А. Сухомлинский, книга «Разговор с молодым директором школы»

«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с

Слайд 17Особенности введения ФГОС ООО
Усложнение целей и задач

Возрастные особенности учащихся

Многопредметность. Педагогическая

команда

Особенности введения ФГОС ОООУсложнение целей и задачВозрастные особенности учащихсяМногопредметность. Педагогическая команда

Слайд 18Педагогом-психологом, осуществляющим психологиче­ское
сопровождение введения ФГОС ООО
Должны обеспечиваться такие условия

реализации основной
образовательной программы основного общего образования :
развитие

личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности всех уровней общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
К основным направлениям психолого-педагогического со­провождения
на основной ступени обучения относятся:
сохранение и укрепление психологического здоровья;
формирование ценности здоровья и безопасного образа;
дифференциация и индивидуализация обучения;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
выявление и поддержка детей с особыми образователь­ными потребностями;
выявление и поддержка одарённых детей;
поддержка детских объединений;
психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
обеспечение осознанного и ответственного выбора даль­нейшей профессиональной сферы деятельности.
Педагогом-психологом, осуществляющим психологиче­ское сопровождение введения ФГОС ОООДолжны обеспечиваться такие условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

Слайд 19

Приоритетная цель школьного образования:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную

задачу,
проектировать пути её реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.

Научить
учиться

Приоритетная цель школьного образования:развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,проектировать пути её реализации,контролировать и 	оценивать свои

Слайд 20 Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию

«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний

и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися

Слайд 21УУД
в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться
и

более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность

способов действия учащегося
УУДв широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учитьсяи более узком (психологическом) значении этот термин можно

Слайд 22
Виды УУД

Виды УУД

Слайд 23Программа формирования УУД



Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование

(мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение

моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность

Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие

Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества

Программа формирования УУДЛичностныесамоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)морально-этическая ориентация

Слайд 24внутренняя позиция;
мотивация;
нравственно-этическая оценка.
Личностные УУД

внутренняя позиция;мотивация;нравственно-этическая оценка. Личностные УУД

Слайд 25целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция.

Регулятивные УУД

целеполагание; планирование; прогнозирование;контроль;коррекция;оценка;волевая саморегуляция.Регулятивные УУД

Слайд 26Познавательные УУД
Общеучебные
Логические
постановка и решение
проблем

Познавательные УУДОбщеучебныеЛогическиепостановка и решениепроблем

Слайд 27
УУД




умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
постановка вопросов

разрешение

конфликтов

Коммуникативные УУД

УУДумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиуправление поведением

Слайд 28ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и развитие

ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и развитие

Слайд 29 ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие ребования

к результатам

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие ребования к результатам

Слайд 30
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к

изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она

стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жестокие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определённые социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных.

Слайд 31
Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет

повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени

сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Сопровождение обучающихся в условиях основной школы:
адаптации к новым условиям обучении;
поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
формирование жизненных навыков;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения;
предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация;
сопровождение одаренных обучающихся, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучающихся, находящихся под опекой.

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию

Слайд 32Модель социально-психологического сопровождения
ФГОС ООО
1 этап (V класс)
Переход учащегося на новую

ступень образования
Особое значение при­дается созданию условий для успешной социально-психо­логической адаптации

к новой социальной ситуации. Главное - создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

2 этап (VI-VIII классы)
соСоциально-психологическое сопровождение учащихся
Работа по развитию психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся VI-VIII классов .
Углубленная диагностика УУД.
Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД совместно с педагогами.
3 этап (IX класс)
соСоциально-психологическое сопровождение учащихся
Проведение психолого-педагогической диагностики, на­правленной на определение у учащихся уровня сформированно­сти универсальных учебных действий; готовности к выбору ин­дивидуального образовательного маршрута при завершении обу­чения в IX классе.
Проведение психолого-педагогических элективных кур­сов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
Проведение профильных элективных курсов.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
Организация и проведение педагогического совета (кон­силиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответ­ствующих социальному заказу профильных направлений.

Модель социально-психологического сопровожденияФГОС ООО1 этап (V класс)Переход учащегося на новую ступень образованияОсобое значение при­дается созданию условий для

Слайд 33Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника Портреты выпускников

Начальная школа

любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Основная школа
любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника Портреты выпускников

Слайд 34 Нормативная документация
Закон РФ «Об образовании»

№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года (статья 42).
Федеральный государственный образовательный стандарт,

утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года».
Конвенция о правах ребенка. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г. и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90 г.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ», в редакции Федерального закона от 20.07.2000г № 103-ФЗ.
«Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную». Письмо МО РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004г.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.2000
Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 1998г.Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах» № 95 от 24.03.2009г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16
«О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».
Нормативная документацияЗакон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года (статья 42).Федеральный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика