Слайд 1«…четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для
хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А
для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день!» В. Сатир
Родительское собрание на тему:
«Особенности воспитания одарённых детей»
Слайд 2Одарённость
высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов
в той или иной сфере деятельности.
Различают общую и специальную
одарённость.
Так, общая умственная одарённость проявляется в овладении всеми видами деятельности.
Специальная одарённость связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.).
Слайд 3Одарённые дети -
дети, обнаружившие ту
или иную специальную
или общую
одарённость.
Слайд 4Талант -
высокий уровень
развития способностей,
проявляющийся в творческих
видах
деятельности.
Гениальность (от лат. genius - дух)- высшая степень творческих проявлений
личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.
Слайд 5 Одарённость к искусству выступает раньше, чем к наукам
(особенно
рано может проявиться одарённость к музыке, затем к рисованию).
Слайд 6Что отличает такого ребёнка?
У него отлично развиты такие качества:
Оригинальность,
Любознательность,
Прекрасно
развитая речь,
Воображение,
Интуиция,
Творческое мышление,
Эмоциональность,
Чувство юмора,
Творческое отношение к заданию.
Слайд 7У всех одарённых детей ярко выражена
исследовательская потребность,
поиск нового,
удовольствие от созидательной работы.
Слайд 8Выявлению и развитию одарённости у детей содействуют:
специальные школы (напр. музыкальная,
художественная, математическая и т.д.),
разнообразные кружки и студии, детские технические
станции,
проведение школьных олимпиад, конкурсов и фестивалей художественно-творческой направленности и т.п.
Слайд 9 Так же, и
об уровне таланта
обычно судят по
продуктам деятельности человека.
Не существует ни теории, ни методов его
диагностики. Поэтому, понятие Талант - не столько научное, сколько «житейское».
Формирование и развитие таланта зависит от собственной активности и условий жизни ребёнка.
Слайд 10 Одаренность ребёнка,
как и отдельные его способности, не бывает
дана от природы в готовом виде.
Врождённые задатки способностей –
только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей,
в огромной степени зависящих от
окружающей среды.
Слайд 11Выдающийся психолог Э.П.Торренс:
«Развитие одарённости
не зависит
от наследственности,
а от
культурной среды,
в которой растёт ребёнок,
зависит значительно».
Слайд 12Специалисты по работе с одарёнными детьми давно заметили, что важна
семейная атмосфера,
система семейных ценностей.
Слайд 13Стиль воспитания и одарённый ребёнок
Все родители поощряют и желали бы
развивать в своём ребёнке познавательные потребности и различные способности.
Но,
только, делают они это, естественно, по-разному.
Основных таких воспитательных стратегий три.
Слайд 141. Стратегия прямого воспитательного воздействия.
Такие родители постоянно предлагают детям
какие-то развивающие игры, дела, интересы. При определённой настойчивости и последовательности
такая стратегия приносит результаты.
НО!
Нередко у ребёнка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребёнка – вплоть до полной потери интереса.
Слайд 152.Стратегия привлечения специалистов.
Эта категория родителей считает, что определять способности и
развивать их в ребёнке должны специально подготовленные люди.
Разумеется, при
хорошем уровне таких услуг польза для ребёнка несомненная.
НО! При условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.
Слайд 163. Стимулирующая стратегия.
Такие родители не стремятся контролировать развитие способностей ребёнка.
Зато предоставляют ему возможности для выбора.
Самое главное в
таких семьях – атмосфера ярких интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, посещают выставки, не навязывая это ребёнку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие.
Как оказалось, такая стратегия – самая эффективная.
Слайд 17 Одарённый ребёнок часто отличается от всех как «белая ворона».
Одарённость обычно порождает ряд проблем.
И поэтому, взрослым людям,
окружающим такого ребёнка, необходимо понимать его проблемы.
Легко ли быть одарённым ребёнком?
Слайд 18Часто одарённый ребёнок ставит перед собой почти невыполнимые задачи, увлекшись
так, что не всегда рассчитывает свои силы.
Любые неудачи «чудо-чадо» воспринимает
как личную трагедию и драму.
Одарённый ребёнок чувствителен настолько, что реагирует не только на слова, но и на интонацию, и жесты. Любая небрежная реплика им может восприниматься как критика в свой адрес и вызвать чувство вины, и даже ощущение отверженности, значительно занизив самооценку.
Слайд 19Остро реагирует на всякую несправедливость, пытается её исправить, нередко оказываясь
вовлеченным в конфликтную ситуацию.
Одарённый ребёнок непроизвольно способен унижать тех, кто
рядом, не понимая того, что кто-то мир воспринимает по-другому и не так одарён, как он.
Им часто недовольны воспитатели и учителя – ведь ребёнок, «выбивающийся» из общей массы класса – неудобный ребёнок.
Слайд 20Нетерпеливость, порывистость ершистость в суждениях – отличительные черты одарённых детей
– создают трудности в общении.
Незаурядность ребёнка приводит к тому, что
у него почти нет друзей, часто он чувствует себя изгоем, способен разочароваться в себе и, чтоб заинтересовать собой детей, становится для них паяцем, клоуном, шутом.
При определённой одарённости этот ребёнок порой обескураживает несовершенством физических характеристик, более всего – моторика.
Он отличается удивительно ярким воображением, поэтому его страхи во сто крат «страшнее», чем у сверстников.
Слайд 21Главное,
что требуется от взрослых, окружающих одарённого ребёнка –
СОЗДАТЬ
УСЛОВИЯ
ДЛЯ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ
Слайд 22Поощряйте самостоятельность ребёнка (конечно, если это не наносит вред), не
мешайте желанию ребёнка сделать что-то по-своему.
Предоставляйте детям возможность активно задавать
вопросы.
Слайд 23
Развивайте чувство меры в отношении детей к творческой деятельности –
избегайте перенапряжения и однообразия.
Уважайте точку зрения ребёнка, какой бы она
не казалась «глупой» и «неправильной», не подавляйте своей «правильной» точкой зрения.
Слайд 24Не смейтесь и не критикуйте работы ребёнка, какие-то необычные образы,
возникшие у него, ведь кроме обиды это может вызвать страх
«ошибиться», желание отказаться от деятельности
из-за страха потерпеть неудачу, отбить охоту к дальнейшим творческим поискам, попыткам и экспериментам.
Слайд 25Список используемой литературы:
Акимова Г.
Стань креативным. – СПб.:
«Ленинградское издательство», 2008.
Баркан А.И.
Плохие привычки хороших детей.
– М.: Дрофа-Плюс, 2007.
Мейснер Т.
Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности. – М.: Издательство: Издательство "Крон-Пресс", 1997
Большой психологический словарь/Под ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм –ЕВРОЗНАК, 2003.