Слайд 1УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
"Знающий говорит, а мудрый – слушает."
Слайд 2Одна из проблем, с которой встречается каждый человек – это
умение слушать и слышать собеседника.
В первую очередь умение слушать
это, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.
Слайд 3Что по этому поводу советуют...
Плутарх Говорят, что природа для того
каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше,
чем слушать.
Неизвестный шутник Я люблю говорить с теми, кто ясно выражает мои мысли.
Демокрит Заговори, чтобы я тебя увидел.
Лао Цзы Кто знает, не говорит. Кто говорит, не знает.
Уилсон Мизнер Человек, умеющий слушать, не только везде популярен, но спустя какое-то время еще и знает что-то.
Питер Друкер Самое главное в общении – услышать то, что не было сказано.
Японская поговорка Одно теплое слово может греть в течение трех зимних месяцев.
Слайд 6Чтобы процесс общения был более эффективным, желательно овладеть некоторыми техниками
слушания.
Слайд 7Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде.
Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают
собеседнику понять, что его внимательно слушают.
Слайд 8Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме
или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы
поняли партнера по общению.
Слайд 9Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием
позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а
при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу
Слайд 10Все три техники являются действенными
в процессе общения.
Дословное повторение
можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми собеседниками. Эта
техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали.
Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными собеседниками, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.
Слайд 11Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который
на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.
Слайд 12Нерефлексивное (пассивное) слушание — это внимательное слушание, при котором обратная
связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да...»,
«Угу...», «Понимаю...», «Приятно слышать» и т. д.
Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда слушатель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.
Слайд 13Чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями М.
Беркли-Ален (1997),
Не перебивать собеседника.
Не переводить обсуждение на другую тему
(если для этого нет особой причины).
Не позволять себе отвлекаться.
Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»)
Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы)
Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, например: «Может быть, лучше попробовать...», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так...»)
Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.
Слайд 14Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как
из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций,
выбранных в процессе слушания участниками общения.
Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей:
1. Симулянт — делает вид, что слушает,
но думает о своем.
2. Зависимый слушатель — старается
произвести впечатление внимательного
слушателя; поглощен своими
ощущениями от слушания, теряя при
этом нить повествования.
3. Перебивала — перебивает, так как думает,
что забудет то, что хотел сказать.
4. Слушатель, погруженный в себя, — теряет нить
разговора, не обращая внимания, интересно ли
собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение.
5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, —
слушает только то, что хочет, не обращая внимания
на эмоциональную сторону.
Слайд 16
6. «Самовлюбленный» слушатель — хочет, чтобы слушали только его.
7. Слушатель-«сочинитель»
— не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания
рассказа.
Слайд 17
8. Слушатель-«пчела» — слушает только то, что интересно, все остальное
пропускает.
9.Слушатель-«жало» —ждет, когда собеседник допустит ошибку, чтобы затем говорить только
об этом.
Слайд 18Владея информацией о ролях слушателей, человек, общаясь с собеседником, может,
определив ту или иную роль, которой придерживается собеседник, подстроиться под
его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию.
Так, имея дело со «слушателем-интеллектуалом», желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося.
Общаясь с «псевдослушателями», придется время от времени задавать ему открытые (требующие развернутого ответа) вопросы.
С «самовлюбленным» слушателем поможет техника резюмирования, показывающая партнеру, что его слышат, и позволяющая перейти на следующий этап переговоров.
Зная, что перед ним — слушатель-«сочинитель», человеку лучше уже в самом начале встречи регламентировать ситуацию. Например, для этого можно предупредить, что сначала человек услышит Вашу информацию, и лишь после этого предстоит обсуждение.
Если же появится слушатель-«жало», человеку в случае, если он действительно оказался не прав, лучше признать свою ошибку. Если же он не согласен с претензиями собеседника, желательно не вступать с ним в спор тут же (сбивая план мероприятия или беседы), а пригласить его для продолжения дискуссии в другой день или час.
Слайд 19Один из участников (доброволец) покидает аудиторию и готовится к проведению
лекции на знакомую и интересную тему (например, как готовить салат
«Оливье»). Продолжительность лекции – 10 минут.