Слайд 1Родительское собрание на тему
«Переходный возраст: особенности контакта с подростками»
Филатова
Л.С.
МБОУ ООШ №11
р.п. Верхние Серги, Свердловской области
Слайд 211-15 лет
Подростковый возраст:
Трудный
Кризисный
Пубертатный
Переломный
Переходный
Слайд 3Психолого-
педагогические доминанты развития подростка
Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных
потребностей
Решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей
Слайд 4Возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, но и вероятность подчинения
им.
Сохранение высокой зависимости от влияния взрослых в развитии самопознания, личного
самоопределения
Слайд 5Потребность во взрослом обращении
Возникновение чувства взрослости
Тяготение к внешним формам проявления
взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать, курение, выпивка, развязный, грубый тон)
Подражание
избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои фильмов, книг, или же сверстники, выделяющиеся чем-то.
Слайд 6Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности
Общение выходит за рамки
учебы.
Общение со сверстниками для подростков большая ценность , чем общение
с родителями и ближними.
Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия
Идеал подростковых отношений «всегда вместе, всё пополам»
Большое место - откровенные разговоры
Слайд 7Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе
Значимо мнение сверстников, коллектива
класса.
Подростки болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу
в глазах товарищей
Главное – играние ролей
Слайд 8Наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков
Рационализация – снижение
ценности недостижимого объекта
Фантазия – мысленное моделирование сложной жизненной ситуации
Сублимация –
замещающая деятельность
Слайд 9Потребность в активной познавательной деятельности
Наличие разных учителей дает возможность сравнивать
их между собой и вырабатывать критерии для оценки их деятельности
Подростков
привлекает содержание предмета, умение педагога создавать ситуацию успеха
Слайд 10Потребность в половой идентификации
Чрезвычайно внимательно относятся к внешним и внутренним
изменениям, которые с ними происходят
Слайд 11Проблема 1. дефицит мужского влияния в школе феминизация мужчин и
«маскулинизация» женщин.
Проблема 2. Половая дезориентация. Перекладывание важных дел на женские
плечи.
Проблема 3. Вопросы полового просвещения.
Проблема 4. Стихийное сексуальное просвещение.
Проблема 5. Асоциально-половая адаптация подростков.
Слайд 12Возрастными задачами развития подростка являются
Принятие собственной внешности и эффективное использование
собственного поведения
Усвоение мужской и женской роли. Образ половой роли.
Установление новых
зрелых отношений с ровесниками разных полов.
Слайд 134. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
5.
Подготовка к профессиональной карьере.
6. Формирование социально-ответственного поведения
7. Построение системы ценностей
как основы собственного поведения.
Слайд 14Противоречия подросткового возраста
П. между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и
реальным положением ребенка.
П. в отношениях со взрослыми.
П. между «нужно» и
«опасно»
Слайд 15Приемы эффективного взаимодействия с подростками
Слайд 16Учитесь говорить и слушать
Ребенок рано или поздно вступает в борьбу
за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели.
Чтобы
научиться договариваться с подростками надо заново обратиться к правилам активного слушания и доброжелательного общения
Слайд 17А что если…
Очень важно правильно начать беседу. Учитесь выходить на
важные темы естественно и как бы случайно. Не смотреть в
глаза. Задавать вопросы прогнозирующие развитие тревожной ситуации для вас.
Слайд 18Будем друзьями?
Когда ребенок вступает в переходный возраст, оказывается что папы
и мамы совсем не знают своих детей. Хотя именно сейчас
подростку нужны друзья и желательно старшего возраста, с которыми можно бы было поделиться и посоветоваться.
Слайд 19Что такое хорошо и что такое плохо-поговорим о системе ценностей
Для
подростков мерило взрослости – бунт. Круто делать то, что не
нравится взрослым.
Юность- это время, когда лучшим и глубоким натурам приходится притворяться, чтобы не быть отверженным.
Слайд 20Как перехитрить одиночество?
«У меня нет настоящих друзей» так часто полагают
подростки, выставляя для настоящей дружбы нереально высокие планки. Но в
борьбе с комплексом неполноценности подростку поможет воображаемая копилка достижений, комплиментов от приятелей. Очень важно количество – чем больше друзей в телефонной книжке, тем меньше вероятность оказаться одному.
Слайд 21Результаты анкетирования учащихся
Приняло участие – чел
Не участвовали –
Слайд 221. Какие у тебя отношения с родителями
2. Какие у тебя
отношения со сверстниками?
Слайд 233. Как ты в целом относишься к себе (положит-но, отриц-но,
как-то еще)?
4. Что ты ждешь от будущего?
Слайд 245. Есть ли у тебя кто-то из взрослых кому бы
ты мог довериться??
6. Есть ли у тебя друг среди сверстников,
кому бы ты мог сказать всё?
Слайд 257. Что для тебя сейчас более важно? (учеба, общение с
друзьями, взрослыми, что-то еще)
Слайд 268. Что ты больше всего ценишь в людях?
Слайд 28Использованная литература
Родительские собрания, 7 класс\ Авт.-сост. О.В.Дюкина. – М.: ВАКО,
2008. – 224 с.
Картинки – из ресурса Интернета