Слайд 1ПЛАНИРОВАНИЕ
образовательного процесса
в детском саду
Т.И.Рыжик, старший воспитатель ГБДОУ №98 Фрунзенского
района Санкт-Петербурга
Слайд 2Нормативно-правовая документация
Федеральный закон «Закон об образовании в Российской Федерации» №273
от 29.12.2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ
МО и Н РФ от 17.10.2013 г. № 1155;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, Приказ Минобрнауки в РФ №1014 от 30 августа 2013 г.
Профессиональный стандарт (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н).
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г.
Слайд 3Профессиональный стандарт
Трудовые функции педагога:
Планирование и реализация образовательной работы в группе
детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами и основными образовательными программами.
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.
Обязательной документацией педагога является
план работы с детьми.
Слайд 4Технология планирования
Педагогическая технология планирования отражает целенаправленную деятельность педагогов по планированию
педагогического процесса с учётом современных требований к планированию.
Планирование – определение
порядка работы педагога с учетом используемых средств, форм и методов.
Технология планирования отвечает на вопрос:
«Как добиться результата?»
Высокий уровень планирования позволяет организовать образовательный процесс наиболее оптимально при минимальных затратах сил, средств и времени.
Главным показателем эффективности планирования образовательного процесса в условиях личностно-ориентированной модели педагогики является субъектно-субъектное взаимодействие всех участников.
Слайд 5Положение о системе планирования
Слайд 6Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Примерная образовательная программа дошкольного образования
Основная
образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ
Рабочая программа педагога
Перспективные планы,
комплексно-тематический план
Календарный
план
Слайд 7 ФГОС ДО (п.2.9.)
«Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Коррекция нарушений в развитии детей с ОВЗ
Слайд 8Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
ТЕМА
Игры
НОД
Проекты
Творческая деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
Экскурсии
Вокруг основной (ведущей) темы
«выстраивается» целый комплекс разнообразных видов образовательной деятельности.
Педагоги создают специальные условия:
подбирают наглядность, изготавливают дидактические игры, пособия с учетом требований тифлопедагогики.
Коррекционная работа
Слайд 9Взаимосвязь в работе участников образовательного процесса
Работа с детьми по теме
Воспитатели
Учитель-дефектолог
Родители
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Музыкальный
руководитель
Все участники образовательного процесса работают
с детьми по одной теме.
Это помогает систематизировать образовательный процесс, объединить усилия всех педагогов, не упустив ни одной задачи; придаёт системность и последовательность в реализации поставленных задач; ребёнку обеспечивается смена деятельности и впечатлений.
Инструктор по физической культуре
Слайд 10Взаимосвязь работы специалистов
Воспитатели
Календарный план
Учитель-дефектолог
- Задачи развития на месяц.
- Индивидуальная работа
по развитию зрительного восприятия.
Учитель-логопед
Индивидуальная работа по развитию речи.
Педагог-психолог
Игры на развитие
коммуникативных навыков.
Инструктор по физической культуре
Игры и упр. на развитие движений.
Комплексы гимнастики
Музыкальный руководитель
Хороводные игры, песни.
Тетрадь связи специалистов
Слайд 11Этапы планирования
Изучение информации: о детях,
об условиях, о содержания программы.
Постановка целей, задач. Представление результата.
. Подбор методической литературы, картотек. Выбор
формы плана..
Написание плана!
Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала.
Воспитатель должен уметь
интегрировать образовательные области,
отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также
уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Слайд 12Календарное планирование образовательной деятельности
Календарное планирование образовательной деятельности – это тактический
план действий педагога по реализации ООП ДО.
Он отражает различные формы
и виды организации ежедневной совместной деятельности взрослых и детей
в процессе непосредственно образовательной деятельности,
в ходе режимных моментов,
варианты самостоятельной деятельности детей,
насыщенность и наполняемость предметно-развивающей среды в рамках определённой темы ,
взаимодействие с родителями и т.д.
Слайд 13О календарном планировании
Планирование – это способ подготовки педагога к образовательным
встречам с детьми.
Составление плана позволяет заранее определить комплекс мероприятий, которые
можно предложить детям, которыми они смогут увлечься, выбрать наиболее близкие им, которые будут отражать их интересы.
План как копилка возможных видов деятельности (игр, игровых упражнений, чтения, песен, заданий и т.п.), способствующих развитию детей.
План становится «арсеналом» педагога при организации образовательной деятельности, перечнем возможных мероприятий по заявленной тематике.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
Слайд 14Требования к планированию:
основываться на принципе развивающего образования, целью
которого является развитие каждого ребёнка;
соответствовать комплексно-тематическому принципу построения образовательного
процесса;
соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
обеспечивать единство воспитательных и образовательных задач, соответствие содержания и форм образовательной деятельности возрастным и психолого-педагогическим нормам;
отсутствие перегруженности содержания и обеспечение принципа рациональности в отборе способов и форм образовательного процесса, которые позволяют без перегрузки получить качественный результат.
Слайд 15Календарное планирование
При выборе формы и вида оформления ежедневного
календарного планирования необходимо учитывать следующее:
форма планирования должна быть выбрана
таким образом, чтобы минимизировать трудовые затраты воспитателя по его заполнению, поскольку намного важнее для педагога как можно больше времени проводить с детьми в различных видах совместной деятельности:
календарный план должен быть удобным в ежедневном использовании: краткое изложение, чёткие задачи, много вариантов возможных видов деятельности и т.п.
В ДОУ может быть несколько вариантов ведения календарного плана, которые удовлетворяют требованиям методической службы.
Календарный план может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
Слайд 16Как выбрать форму плана?
Прежде, чем выбрать или составить форму плана,
необходимо определиться с его назначением:
план-помощник или план - обязательство?
план-подсказка или план - порядок деятельности?
план для педагога или план для проверяющих?
- Целесообразно ли подробно прописывать всю последовательность, содержание и порядок образовательной деятельности на целый день?
- Всегда ли такой план полностью реализуется?
- Всегда ли готовы дети с интересом исполнить все запланированные мероприятия?
- А как же учёт детских интересов и их право выбора деятельности?
Жесткое регламентирование образовательного процесса неприемлемо как в контексте ФГОС ДО,
так и с позиций учёта детских потребностей.
Слайд 17Какой может быть форма плана?
Важно выбирать такие формы составления плана,
которые бы не перегружали педагога и предоставляли возможность для варьирования,
для выбора, для «подстраивания» под возникающие в течение дня образовательные ситуации.
Формы написания планов:
текстовая (самая подробная форма плана);
текстовая с использованием картотеки;
табличная (таблица, в которой определены графы для заполнения: НОД, прогулка, индивидуальная работа и др.);
в виде циклограммы;
план-схема и.т.д.
Слайд 18Информационное оснащение плана
Лист здоровья детей
Режим дня группы (вариативные режимы, двигательной
активности)
Расписание образовательной деятельности (НОД)
Циклограмма образовательной деятельности
Структурные компоненты календарного плана
Педагогические наблюдения
за усвоением программы детьми
Перспективное планирование различных видов детской деятельности:
сюжетно-ролевые игры;
подвижные игры;
развитие культурно-гигиенических навыков;
конструктивная деятельность и др.
Примерное тематическое планирование:
с учётом интеграции всех образовательных областей;
с учётом возрастных особенностей и интересов детей;
с подбором разных форм образовательной деятельности.
Примерное планирование проектной деятельности в ДОУ
Картотеки игр
Конспекты образовательной деятельности
Программы, технологии, методические разработки
Слайд 19Структурные компоненты календарного плана –
конкретизация образовательной работы в течение дня
1
ПОЛОВИНА ДНЯ
УТРО (индивидуальная и подгрупповая работа)
коммуникативная деятельность (беседы на
заранее намеченные или возникающие по инициативе детей темы);
игровая деятельность;
познавательная деятельность (сенсорное развитие, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них, экспериментирование, наблюдение за объектами живой и неживой природы и др.);
речевая работа (обогащение словаря, развитие диалогической и монологической речи, интонационной выразительности, работа над звукопроизношением);
физическое развитие (по рекомендациям инструктора по физической культуре);
художественная деятельность (рассматривание предметов народного творчества (народные игрушки, орнамент, вышивка), свободное пользование пластилином, карандашами, красками, картинками для раскрашивания, трафаретами для обводки; конструирование из строительного материала, бумаги, природного материала и т.д.);
работа по привитию культурно-гигиенических навыков – во время подготовки к завтраку, во время завтрака.
ЗАНЯТИЯ
ПРОГУЛКА
познавательная деятельность (наблюдения, беседы, опыты, эксперименты и др.);
игровая деятельность (общая подвижная игра, с подгруппой детей, творческие игры);
трудовая деятельность (поручения, труд в природе);
индивидуальная работа по разделам программы (физическое развитие, речевое, познавательное и т.д.).
Примечание: последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учётом времени года, погоды, характера предшествующей деятельности.
Слайд 20Структурные компоненты календарного плана
2 ПОЛОВИНА ДНЯ
ЗАНЯТИЕ
СОВМЕСТНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
трудовая деятельность (ручной труд, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, самообслуживание,
поручения); художественная деятельность (театрализованная деятельность, музыкальные, литературные досуги, чтение художественной литературы, слушание аудиозаписей, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников и т.д.);
игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные и др.);
познавательная деятельность (сенсорное развитие, эксперименты, опыты и т.п.);
индивидуальная работа.
ПРОГУЛКА
игровая деятельность (подвижная игра, творческие игры);
познавательная деятельность (наблюдения, беседы, игры и др.);
элементарная трудовая деятельность.
Слайд 21Циклограмма деятельности воспитателя на неделю
Слайд 22Циклограмма деятельности воспитателя на неделю
Слайд 23Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Домашние птицы» в младшей
группе
Слайд 24Примерное планирование проектной деятельности на учебный год
Слайд 25Форма и содержание календарного планирования – 1 вариант
Организованная образовательная деятельность
(НОД) – планируем вид занятия, тему, цель или задачи, краткое
содержание (при необходимости). Можно - ссылку на конспект или литературу.
Индивидуальная работа – (планируемая заранее, планируемая по ситуации), указываем с кем и чем будем заниматься. Возможны изменения (по ситуации).
Самостоятельная деятельность – она может быть спонтанной и специально организованной, планируем создание условий, создание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Предлагаем игры, которые уже разучены в совместной деятельности.
Совместная деятельность – планируем разные виды совместной деятельности взрослых и детей (наблюдения, игры, режимные моменты, проекты, коллективное творчество, прогулка и т.п.) для первой и второй половины дня.
Прогулка – кратко планируем то, на что следует обратить внимание именно на этой прогулке на основе перспективного плана.
Взаимодействие с семьёй – о достижениях детей, об участии в проектах и т.п.
Слайд 26Форма и содержание календарного планирования – 2 вариант
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на
__________________ месяц
ТЕМА (проект) ____________________ Итоговое мероприятие _______________________
Слайд 27Форма и содержание календарного планирования – 2 вариант (продолжение)
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на __________________ месяц
Слайд 28Прогулка
Структурные компоненты прогулки:
Наблюдения (в живой природе, в неживой природе, социального
характера, эстетической направленности).
Игровая деятельность (творческие игры, подвижные игры, игры с
элементами спорта, дидактические игры и др.)
Элементарное детское экспериментирование.
Элементарная трудовая деятельность.
Индивидуальная работа по всем образовательным областям.
Слайд 29Диагностика развития ребёнка
Оценка индивидуального развития ребёнка проводится
педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребёнка,
результаты которого используются только для оптимизации работы и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для ребёнка, имеющего трудности в образовательном процессе особые образовательные потребности.
Методы педагогической диагностики: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, игры, игровые задания.
Прослеживая динамику развития ребёнка по показателям педагоги выделяют направления развития, в которых ребёнок нуждается в помощи; а также можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию образовательного процесса ребёнка.
Слайд 30Карта индивидуального развития ребёнка (образовательная траектория)
Слайд 31Благодарим за внимание!
Желаем творческих успехов!