Слайд 1«Подготовка учащихся 9 класса
к написанию
сочинения-рассуждения 15.3.»
Выступление на районном
МО
учителей русского языка и литературы
Автор: Идрисова Гульшира Камильевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Татаробашмаковская средняя общеобразовательная школа»
Приволжского района Астраханской области
Слайд 2Пример задания 15.3.
15.3 Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте
и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что
такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3Структура сочинения
I. Вступление. Тезис. Даём определение слову и комментарий к
нему.
II. Основная часть
а) аргумент 1: из прочитанного
текста, подтверждающий рассуждения.
б) аргумент 2: из собственного жизненного опыта.
III. Заключение. Вывод.
Помните, в сочинении должно быть как минимум 3 (ТРИ) абзаца!!!
Каждый абзац начинается с красной строки.
Количество слов – не менее 70 слов!!!
Слайд 4
Тезис (вступ-ление)
Вывод
Пример
из прочитанного текста
Пример
из жизненного опыта
Слайд 5Вступление. Тезис
По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами
определение.
Есть разные способы толкования лексического значения слова.
Слайд 6Понятийный способ
Дружба –
это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии,
искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Слайд 7Синонимический способ
Дискуссия - спор, обсуждение какого-либо вопроса.
Человечность – это гуманность, человеколюбие
Слайд 8Описательный способ
Источник – то, из
чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит
основой чего–либо.
Добро - все положительное, хорошее, полезное.
Слайд 9Комбинированный
Сострадание – это жалость,
сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.
Слайд 10Структура сочинения (I этап)
Формулируем тезис. Даём определение слову. В данном
случае слову ДРУЖБА.
Дружба – это близкие отношения, основанные
прежде всего на взаимопонимании и искренности.
!!! Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Дружба – это когда….
Слайд 11Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность,
нравственную состоятельность этического понятия.
Например: Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти.
Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.
Комментарий (I этап)
Слайд 12Структура сочинения (I этап)
Для оформления вступления
учащиеся могут использовать речевые клише:
- Попробуем разобраться в смысле этого
понятия.
- Как можно понять это определение?
- Попробуем объяснить данное определение.
Слайд 13Критерий оценивания
С3К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной
форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его
– 2 б.
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его – 1 б.
Экзаменуемый дал неверное определение
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.
Слайд 14
Основная часть.Аргументы(II этап)
В основной части аргументируется тезис.
Необходимо привести 2
примера-аргумента
1) из указанного текста;
2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший
место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).
Примеры должны
- соответствовать данному понятию;
- иллюстрировать данное определение.
Слайд 15Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов
можно использовать следующие
речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).
Проиллюстрировать это понятие
можно на примере текста (автор).
Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
Это определение можно доказать на таком примере.
В подтверждение приведу также пример из жизни.
Слайд 16Критерий оценивания
С3К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён
из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта
или
экзаменуемый привёл
два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.
Слайд 17Заключение. Вывод (III этап)
Заключение так же, как и вступление,
не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения —
подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Слайд 18Структура сочинения
В соответствии с выделением трех структурных частей,
в сочинении должно быть как минимум три абзаца. Основная часть
может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов.
Слайд 19С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа
экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена одна логическая ошибка, и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,
и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста-0б
Критерий оценивания
Слайд 20Знайте, что основные критерии оценивания Вашего сочинения таковы (по максимуму):
С3К1 Толкование значения слова (дать определение и прокомментировать его) –
2 б.
С3К2 Наличие примеров-аргументов (один – из текста, другой – из жизненного опыта) – 3б.
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность (отсутствие логических ошибок, нарушений абзацного членения) - 2б.
С3К4 Композиционная стройность (нет ошибок в построении текста) – 2б.
Максимальное количество баллов - 9
Слайд 21Практическая грамотность письменной речи (изложение + сочинение):
ГК1 Соблюдение орфографических норм
(не более 1 ошибки) – 2б.
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
(не более 2 ошибок) – 2б.
ГК3 Соблюдение грамматических норм (не более 1 ошибки) – 2б.
ГК4 Соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2б.
ФК1 Фактическая точность письменной речи (нет ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов)- 2б.
Максимальное количество баллов - 10
Слайд 22 Помните, что задания 1 (изложение) и
15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только
ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.
О почерке
Слайд 23Общее количество баллов: 39
Изложение (содержание; сжатие исходного текста несколькими способами
(три способа: исключение, упрощение, обобщение); смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения): 7 баллов
Задания 2-14 (вопросы с вариантами ответов и др.): 13 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание)
Часть 3. Сочинение-рассуждение: 9 баллов
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи: 10 баллов
Слайд 24Отметка выставляется по пятибалльной шкале
Отметка «2» - не более 14
баллов
Отметка «3» - не менее 15 и не более 24
баллов
Отметка «4» - не менее 25 и не более 33 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 4 баллов!!!
Отметка «5» - не менее 34 баллов.
При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 6 баллов!!!
Слайд 25Домашнее задание
Выучить структуру сочинения
Запомнить речевые обороты (клише).
Изучить критерии оценивания работы
(изложения, заданий второй части, сочинения)
Слайд 26Список понятий (ФИПИ-2016):
1.Что такое настоящее искусство?
2.Что такое драгоценные книги?
3.Что такое
дружба?
4.Что такое внутренний мир человека?
5.Что такое материнская любовь?
6.Что такое любовь?
7.Что
такое неуверенность в себе?
8.Что такое выбор?
9.Что такое жизненные ценности?
10.Что такое доброта?
11.Что такое нравственный выбор?
12.Что такое взаимовыручка?
13.Что такое сила духа?
14. Что такое счастье?
Домашнее задание: 1) дать определения словам;
2)Привести на каждое определение аргумент из собственного жизненного опыта.
Слайд 27Использованная литература:
1. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич .Русский язык.9 класс. Сочинение
на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион,2015.
2. Русский
язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом
3. Презентация Андрея Нарушевича ""Подготовка учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку в 2015 году"