Слайд 1Тема: «Постановка звука [Ш]»
Выполнила учитель логопед: Бижова О.А.
Слайд 2Звук [Ш] в норме
При произнесении звука Ш органы речи принимают
следующее положение:
губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к
небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Слайд 3Упражнения для развития дыхания
Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой,
выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя.
Слайд 4Артикуляция звука [Ш]
«Лягушка-Хоботок»
Потяну я как лягушка,
Подражаю я слону,
Свои губы прямо к
ушкам. Губы хоботом тяну.
Слайд 5Артикуляция звука [Ш]
«ЛОПАТОЧКА»
Высунуть широкий язык, положить на язык и
расслабить.
Слайд 6Артикуляция звука [Ш]
«ЧАШЕЧКА»
Открыть широко рот, широкий язык поднять кверху,
потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам.
Слайд 7Артикуляция звука [Ш]
«ДУДОЧКА»
Высунуть широкий язык, боковые края языка максимально
загнуть вверх и подуть в получившуюся «дудочку».
Слайд 8Артикуляция звука [Ш]
«ГРИБОК»
Присосать к небу широкий язык, раскрыть рот
как можно шире, так чтобы»ножка гриба» (уздечка языка) натянулась.
Слайд 9Артикуляция звука [Ш]
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Высунув широкий язык, облизать им всю
верхнюю губу и убрать вглубь рта.
Слайд 10Артикуляция звука [Ш]
«КАЧЕЛИ»
Приоткрыть рот, высунув узкий язык и тянуться
языком попеременно к носу, к подбородку.
Слайд 11Артикуляция звука [Ш]
«ЛОШАДКА»
Сделать упражнение «Грибок» , максимально открыть рот,
не открывая языка от неба, затем щелкнуть языком.
Слайд 12Артикуляция звука [Ш]
«ЛОДОЧКА»
Упражнение «Лопаточка», кончик и боковые края языка
загнуть вверх. Язык высоко не поднимать.
Слайд 13Постановка звука [Ш]
По подражанию
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при
этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок.
Получается звук /Ш/.
Слайд 14Постановка звука [Ш]
Пробуем произносить слог «са» при верхнем положении языка.
Произносим
слог «са» и зондом (шпателем, черенком ложки) поднимаем язык вверх
Просим
произнести несколько раз слог «ра» или «ррр» и убираем вибрацию, прижимая язык к небу зондом, шпателем и т.д.
Слайд 15Постановка звука [Ш]
Ш — всегда шипящий звук: шар воздушный сдулся
вдруг,
Ш - ш - ш - ш - ш -
ш - ш - ш - ш - ш.
На камнях змея шипит,
Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.
Море Черное шумит.
Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.
Ш — шипит в камнях змея. Змей здесь целая семья.
Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.
Слайд 16Постановка звука [Ш]
Как погода хороша! Зашипели змейки — ША.
Ша -
ша - ша - ша - ша - ша -
ша.
Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ.
Шу - шу - шу - шу - шу - шу - шу.
Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ.
Ши - ши - ши - ши - ши - ши - ши.
Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО.
Шо - шо - шо - шо - шо - шо - шо.
Слайд 17Как приятно на душе! Улыбнулись змейки — ШЕ.
Ше - ше
- ше - ше - ше - ше - ше.
Есть
игра у малыша. Мы напишем слоги — ША.
Ша - ша - ша - ша - ша - ша - ша.
Любят строить малыши. Мы напишем слоги — ШИ.
Ши - ши - ши - ши - ши - ши - ши.
Помогаем малышу. Мы напишем слоги — ШУ.
Шу - шу - шу - шу - шу - шу - шу.
Постановка звука [Ш]
Слайд 18Автоматизация звука [Ш]
Автоматизация звука в слогах.
Автоматизация в словах
Автоматизация звука в
словосочетаниях
Автоматизация в предложениях
Автоматизация в стихах
Автоматизация в тексте
Автоматизация в загадках
Последовательность автоматизации
Слайд 19Автоматизация звука [Ш]
Найди букву Ш. Вспомни, как правильно произносится звук
Ш. Выбери дорожку,
прямую или волнистую. Веди пальчиком по дорожке, называя
слова. Не забывай
правильно произносить звук Ш.
Слайд 20Автоматизация звука [Ш]
в слогах
Упражнение «Песенки». Змейка прекрасно умеет шипеть. Сегодня
она решила научить тебя правильно произносить свой любимый звук Ш.
Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе со змейкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ш в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)
ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШИ-ШИ-ШИ ШУ-ШУ-ШУ ШЕ-ШЕ-ШЕ
ША-ША-ШО ШО-ШИ-ШО ШИ-ШУ-ШУ ШУ-ША-ША ШЕ-ШЕ-ШИ
ШО-ША-ШО-ША ШИ-ШИ-ШО-ШО ШУ-ША-ШУ-ША ШЕ-ШИ-ША-ШУ ША-ШО-ШИ-ШЕ
Слайд 21Автоматизация звука [Ш]
в словах
Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до
каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: шина —
шины. Какие слова не изменились?
Упражнение «Мой, моя, мои, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой шиповник...)
Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)
Слайд 22Автоматизация звука [Ш]
в словосочетаниях
Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери
к ним как можно больше ответов. Образец: Шкаф какой? —
Большой, вместительный, деревянный...
Слайд 23Автоматизация звука [Ш]
в предложениях
Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и
составь с ним предложение. Образец: На стене висит яркая афиша.
Слайд 24Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек (спичек)
картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.
Автоматизация звука [Ш]
в
стихах
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка, Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
С. Маршак
Какие слова со звуком Ш ты запомнил из этого стихотворения?
Слайд 25Автоматизация звука [Ш]
в текстах
Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори предложения, заменяя
картинки словами. Перескажи каждый рассказ с самого начала. Придумай названия
рассказам
Слайд 26Автоматизация звука [Ш]
в загадках
Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться
с заданием тебе помогут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками.
Кто я
— догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу.
(Лошадь) Т. Шорыгина
Утром выпадет снежок —
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую...
(ушанку) Н. Кнушевицкая
Эта птица никогда
Для птенцов не вьёт гнезда.
(Кукушка) Т. Шорыгина
Хоть и бархатные лапки,
/ Но зовут меня «царапкой».
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
(Кошка) Т. Шорыгина
- В зелёной избушке I Живут подружки.
Словно бусинки, круглы,
Изумрудны и малы.
(Горошины) Т. Шорыгина
Слайд 27Дифференциация звуков [Ж - Ш ]
Вспомним, как жужжит жук
и как шипит сердитый гусь, (гусь — «ш-ш-ш», жук —
«ж-ж-ж»).
Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков Ш — Ж
жа, жа, жа — мы видели ежа
ша, ша, ша — у меня лапша
жи, жи, жи — у меня ножи
ши, ши, ши — это малыши
жу, жу, жу — на лужок хожу
шу, шу, шу — я флажком машу
жок, жок, жок — у меня флажок
шок, шок шок — у меня Пушок
Слайд 28Дифференциация звуков [С - Ш ]
Я буду вам говорить
слова, а вы будете угадывать, какая в них песенка слышится:
песенка водички или песенка сердитого гуся.
Называются слова, дети определяют звук с и ш) « словах
Слова: стакан, шкаф, санки, шапка, самолет, машина, лошадь, собака, кошка, душ, нос.
— Теперь послушайте внимательно, что я вам скажу, и запомните:
Мама купила сыну новую машину.
Сейчас я начну говорить, а вы закончите.
Мама купила ... (дети дополняют — сыну) новую... (дети дополняют — машину).